БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ: изыскание дополнительных резервов
БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕДля решения всех поставленных масштабных задач и выполнения социальных обязательств необходимо основательно поработать над изысканием дополнительных резервов.
Как известно, в 2009 году потери всех налоговых доходов бюджета превысили 32 млрд руб. В 2010 году на уровень регионов будут переданы полномочия, которые ранее финансировались из Федерального центра. В 2010 году бюджет области недополучит более 33 миллиардов рублей.
Главный резерв пополнения бюджета – работа с собственностью. Важно, чтобы она приносила доход в казну. На деле зачастую бывает по-другому. Так, по инициативе отраслевых департаментов за 10 лет создано 50 государственных предприятий, а контролировать работу некому. В результате из 50 предприятий почти половина – убыточные. Сумма убытков за 9 месяцев 2009 года составила 50 млн рублей.
Следующий важнейший резерв – земля. Нужно установить жесткий муниципальный контроль за взиманием арендной платы за землю. По состоянию на 1 октября 2009 года задолженность составила 452 млн рублей (за 9 месяцев этого года собрали 340 миллионов рублей).
Крайне медленно идет работа по инвентаризации недвижимости. В октябре 2009 года создана областная Комиссия по инвентаризации индивидуального жилищного фонда и нелегально работающих коммерческих предприятий. Первые результаты её работы показали, что в каждой территории есть незарегистрированные объекты (земля, здания, сооружения). Только за полтора месяца работы этой комиссии выявлено более 56 тысяч кв. м. неучтенного жилья. Задача – активизировать работу по выявлению незарегистрированных имущественных объектов, проводить разъяснительные беседы среди жителей, направлять материалы для принятия необходимых мер муниципальному инспектору по Земельному контролю.
Третий резерв – отдача от малого бизнеса. Учитывая негативное влияние финансового кризиса на экономику области, власти всех уровней принимают различные меры поддержки бизнеса. В Кузбассе ставка по налогу на прибыль снижена с 17,5 до 13,5% для 25 видов деятельности, по упрощенной системе налогообложения – с 15 до 5%.
Задача – сделать все возможное, чтобы, бизнес был прозрачным, не уходил от уплаты налогов, не хитрил, не ловчил, а честно работал на благо Кузбасса. Порой доходит до абсурда. Например, Киселёвский завод строительных материалов (руководитель А.И.Крейс) – по одному адресу зарегистрировано 9 предприятий, у семи из них один и тот же руководитель и учредитель, 8 предприятий занимаются производством кирпича и на всех – одна печь обжига, один склад, один учет. От махинаций только одного этого предприятия бюджет области недополучил более 60 млн рублей за 2008-2009 годы.
Всего за два последних года налоговиками выявлено 28 схем дробления бизнеса, в результате которых бюджет потерял миллионы рублей. По всем этим фактам материалы направлены в следственные органы.
Правоохранительными органами уже возбуждено 162 уголовных дела по фактам неуплаты налогов, по 34 делам материалы переданы в суд. Общая задолженность по всем налоговым платежам в областной бюджет на 1 октября 2009 года составляет 6,6 млрд рублей. Это – десятая часть всех его доходов.
Огромны долги граждан по налогам за транспорт, квартиры, гаражи, земельные участки – свыше полмиллиарда рублей. В случае непогашения долгов имущество будет арестовано службой судебных приставов. Должники не смогут использовать запланированный отпуск, их будут снимать с рейсов в аэропортах. Машины будут эвакуировать на штрафстоянки.
В условиях кризиса, когда доходы бюджета резко снижаются, важной задачей органов власти должна стать экономия бюджетных средств, снижение неэффективных расходов. Только за два последних года проверками Главного финансового управления и Контрольно-счетной палаты выявлено неэффективных расходов на 1,5 миллиарда рублей.
Установлены факты хищений бюджетных средств при начислении и выплате заработной платы в городе Мыски. Здесь с 2007 года сотрудникам комитета образования незаконно выплачено 4,5 млн рублей. В управлении культуры необоснованно содержались лишние 16 штатных единиц. Неэффективные расходы за 2009 год составили 1,1 млн рублей. Все материалы по этим фактам переданы в ФСБ и прокуратуру.
Большие суммы неэффективных расходов допущены в жилищно-коммунальном хозяйстве области. Повсеместно на котельных допускается списание угля из-за сверхнормативных потерь. К примеру, в Прокопьевске за 2008 год списано угля сверх установленных норм 26 тысяч тонн, это 400 вагонов, в Полысаеве – 12,2 тыс. тонн (200 вагонов), в Анжеро-Судженске – 16,3 тыс. тонн (270 вагонов). Кроме этого, уголь, оплаченный из областного бюджета, продается коммерческим структурам, углем производится оплата выполненных работ и т.д. Таким образом, до 15 процентов централизовано поставленного угля используется неэффективно. Неэффективные расходы бюджета составляют 350 млн руб. в год.
В прокопьевском водоканале потери воды в водопроводных сетях вдвое превышают средние потери по стране. Только по этой причине дополнительная нагрузка на население и бюджет области составляет примерно 900 млн рублей в год. В условиях кризиса такое просто недопустимо.
Есть резервы и в энергосбережении. В среднем каждый житель России тратит примерно 2 кВт-час в день. Экономный житель укладывается в 1 кВт-час в день, а расточительному надо 3 кВт-час в день, а за год – около 350 кВт-час.
На каждом предприятии и в каждом учреждении должны быть разработаны конкретные мероприятия по ресурсосбережению. Эта задача поставлена Президентом РФ Д.А.Медведевым в Послании Федеральному собранию.
Актуальной темой является повышение эффективности бюджетных расходов на госзакупки. Половина всех торгов в области проводится с одним участником. Это значит, что нет конкуренции, и контракт заключается по начальной, зачастую завышенной цене. Только в 2009 году таких контрактов заключено на 8 млрд рублей. Потери бюджета области в 2009 году составили 480 млн рублей.
Слабо организован контроль размещения муниципальных заказов. Уже прошло почти четыре года, как действует федеральный закон о создании в муниципальных образованиях органов, осуществляющих контроль размещения заказов для бюджетных организаций. Однако до сих пор в Анжеро-Судженске, Березовском, Прокопьевске, Мариинске, в Прокопьевском, Беловском районах не определены контролирующие органы. Там же, где они созданы, работа практически не ведется.
Таким образом, еще немало необоснованных расходов и надо срочно принимать меры по их сокращению. Необходимо перейти к режиму жесткой экономии ресурсов, а значит, бюджетных средств.
Экономить нужно каждый рубль, каждую копейку. А главное, каждый рубль должен быть вложен в определенные программы с последующей гарантированной отдачей.
В администрации области уже третий год не повышается зарплата сотрудникам. Более того, в 2009 году ее понизили на 10%. В целом с начала года в областном бюджете уже сократили расходы на аппарат управления на 150 млн рублей, и до конца года расходы будут снижены еще на 200 млн рублей. В 2010 году эта работа будет продолжена.
Областной бюджет на 2010 год принят в следующих параметрах: доходы – 56,1 млрд рублей, расходы – 61,5 млрд рублей. Дефицит областного бюджета составит 5,4 млрд рублей, или 12,1% собственных доходов бюджета.