ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (информация за период с 8 по 22 февраля 2017г.)
1. Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.2. Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:
- в третьем чтении;
- в первом чтении.
3. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
4. Правоприменительная практика.
5. События.
1. Президентом Российской Федерации в период с 8 по 22 февраля 2017 г. подписаны следующие
федеральные законы:
Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. № 21-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране"
(текст закона)
Федеральным законом:
уточняются признаки, отличающие добровольную пожарную дружину от добровольной пожарной команды (к добровольной пожарной дружине предлагается относить подразделения добровольной пожарной охраны, оснащенные первичными средствами пожаротушения, пожарными мотопомпами и не имеющее на вооружении пожарных автомобилей и приспособленных для тушения пожаров технических средств, а к добровольной пожарной команде – оснащенные пожарным автомобилем и (или) приспособленными для тушения пожаров техническими средствами);
вводятся новые понятия – «участие в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ» и «участие в профилактике пожаров»;
устанавливается, что в качестве правовой основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны являются также и локальные нормативные акты организаций;
система мер правовой и социальной защиты, предусматриваемая органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, распространяется на работников добровольной пожарной охраны;
предусматривается, что создаваемые общественные объединения пожарной охраны могут быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и приобрести права юр. лица либо осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юр. лица;
устанавливается, что участниками подразделений добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины считаются не только добровольные пожарные, проживающие, но и пребывающие в районе обслуживания данной добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины;
предусматривается возможность назначения на должности руководителя территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины, бухгалтера и водителя транспортных средств с их согласия участников или членов общественного объединения пожарной охраны или работников на основании трудового договора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
уточняются права и обязанности работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных;
устанавливаются дополнительные компенсации и льготы, предусмотренные добровольным пожарным и работникам добровольной пожарной охраны;
предусматривается, что назначенный руководителем или учредителем подразделения добровольной пожарной охраны старший из числа личного состава подразделения добровольной пожарной охраны, прибывшего первым на пожар, до прибытия подразделений пожарной охраны иных видов. руководит действиями добровольных пожарных по предотвращению дальнейшего распространения огня и созданию условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами.
Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. № 22-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
(текст закона)
Федеральным законом:
исключаются из числа опасных производственных объектов, относящихся к 3-му классу опасности, автозаправочные станции, предназначенные для заправки транспортных средств природным газом;
предусматривается, что в случае, если лицом, эксплуатирующим автозаправочные станции, предназначенные для заправки транспортных средств природным газом, не произведена перерегистрация класса опасности в государственном реестре опасных производственных объектов, плановые проверки такого лица будут проводиться в порядке, предусмотренном для объектов 3-го класса опасности – один раз в течение 3-х лет (в отношении опасных производственных объектов 4-го класса опасности плановые проверки вообще не проводятся).
2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:
2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
1102471-6
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа
к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, устанавливается административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц-
от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
865550-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона вносятся изменения, направленные на установление сроков проведения органами прокуратуры проверочных мероприятий, а также сроков исполнения проверяемыми органами (организациями) требований прокурора о представлении статистической и иной информации, документов (в т.ч. электронных документов, подписанных электронной подписью), справок и других материалов или их копий (представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение 5 рабочих дней с момента поступления требования руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации); в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение 2 рабочих дней с момента предъявления требования прокурора, если прокурором не установлен более длительный срок представления; при наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – в течение суток с момента поступления требования прокурора). При этом вводимые сроки предоставления информации будут действовать не только в отношении некоммерческих организаций, но и в отношении всех поднадзорных органов и организаций, перечисленных в соответствующем положении Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Предусматривается возможность расширения предмета проверки исполнения законов, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки.
Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается только в следующих исключительных случаях: по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; по истечении установленного срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.
1033373-6
О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации" Члены Совета Федерации И.К.Чернышенко, И.Н.Чернышев и др, Депутаты Государственной Думы А.И.Фокин, А.А.Максимов и др. Проектом федерального закона:
в сферу применения обоснования безопасности опасного производственного объекта (ОПО) включаются стадии проектирования, строительства и реконструкции в случае необходимости отступления от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;
вводится солидарная ответственность организаций, проводящих экспертизу обоснования безопасности ОПО, вследствие причинения вреда в результате применения обоснования безопасности ОПО, имеющего положительное заключение экспертизы промышленной безопасности такого обоснования.
2.2. Законопроекты, принятые в первом чтении
Номер и наименование законопроекта Субъект права законодательной инициативы Краткое содержание Примечание
22886-7
О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предлагается признать отдельные положения федеральных законов "Об отходах производства и потребления" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающие необходимость определения Правительством Российской Федерации перечня организаций, являющихся поставщиками работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания отходов, строительству и оснащению таких объектов, утратившими силу. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по экологии и природопо-льзованию
945343-6
О внесении изменений в статьи 333-33 и 333-34 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона установить единый размер государственной пошлины за регистрацию СМИ всех форм периодического распространения и за внесение изменений в запись о регистрации соответствующих СМИ (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), который составит в зависимости от территории распространения средства массовой информации 8 тысяч рублей или 4 тысячи рублей. Определяется размер государственной пошлины (8 тысяч рублей) за выдачу разрешений на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по медиаиндустрии, пред-принимательству в ин-формационной сфере
27073-7
О внесении изменений в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается изменение положений Налогового кодекса РФ о повышающих коэффициентах к ставке земельного налога на участки, предназначенные для жилищного строительства, применяемые до момента государственной регистрации права на построенный на таком земельном участке жилой дом или получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комисcию РСПП по строительству и жилищ-ной политике
32848-7
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросу предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых при исполнении государственного (муниципального) контракта или договора на осуществление дорожной деятельности Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона упрощается порядок предоставления права пользования недрами в целях геологического изучения и (или) разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых при производстве работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и железнодорожных путей общего пользования. К участкам недр местного значения относятся участки, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, используемые при выполнении работ в отношении автомобильных дорог и железнодорожных путей общего пользования. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по транспорту и транс-портной инфраструк-туре
32913-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предлагается уточнить норму базового Федерального закона, предусматривающую, что, если предметом контракта является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции
21966-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" Депутаты Государственной Думы В.М.Резник, П.И.Пимашков Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон "О национальной платежной системе", направленные на совершенствование механизма регулирования трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Устанавливается запрет на осуществление трансграничных переводов без открытия банковского счета вне рамок платежных систем с целью обеспечения прав и законных интересов участников данных правоотношений на территории Российской Федерации. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности
48395-7
О внесении изменений в статью 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др. Проектом федерального закона предусматривается увеличение совокупной суммы денежных средств, которые могут быть переданы по договору на ведение индивидуального инвестиционного счета в течение календарного года его открытия, до 1 млн. руб. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по финансовым рынкам
61700-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др. Проектом федерального закона:
сокращается срок уведомления Банка России оператором платежной системы о внесении изменений в правила платежной системы, предусматривающих введение новых тарифов или увеличение размера тарифов, с 120 до 30 календарных дней до дня введения в действие таких изменений;
уточняются критерии системной и социальной значимости платежных систем, с закреплением их в относительных величинах;
расширяется перечень участников национальной системы платежных карт за счет Внешэкономбанка (в качестве индивидуального участника НСПК), иностранных банков, иностранных центральных (национальных) банков и международных финансовых организаций;
требования о предоставлении национальных платежных инструментов распространяются на все виды денежных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов;
уточняются сроки исполнения установленных базовым Федеральным законом обязанностей кредитных организаций по обеспечению приема торгово-сервисными предприятиями национальных платежных инструментов и возможности их получения;
ограничивается размер комиссионного вознаграждения, связанного с получением, приемом национального платежного инструмента и его использованием, размером комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией по платежным картам платежных систем аналогичного вида, типа продукта;
уточняется порядок оказания расчетных услуг Банком России по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов. Предусматривается возможность их осуществления с участием центрального платежного клирингового контрагента;
устанавливается предельное значение в абсолютной величине в размере 40 млн. рублей от выручки за предшествующий календарный год, при превышении которого продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности
66477-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, О.А.Николаев и др. Проектом федерального закона предусматривается:
разделение банков по перечню допустимых операций на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией. К банкам с универсальной лицензией требования, предъявляемые к банкам, будут применяться в полном объеме. Для банков с базовой лицензией будет установлен перечень операций, включающий привлечение денежных средств физ. и юр. лиц во вклады без ограничений, размещение указанных денежных средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов физ. и юр. лиц;
установление с 01.01.2018 г. минимального размера собственных средств (капитала) банка с универсальной лицензией в размере 1 млрд. руб. Для банков с базовой лицензией – 300 млн. руб. При достижении банком с базовой лицензией размера капитала (собственных средств) 1 млрд. руб., банк сможет добровольно ходатайствовать о замене базовой лицензии на лицензию с универсальным перечнем банковских операций. Предельный размер капитала (собственных средств) для банка с базовой лицензией составит 3 млрд. руб.;
возможность изменения статуса банка на статус микрофинансовой компании. При этом вклады, размещенные в банках, изменивших свой статус на статус небанковской кредитной организации либо микрофинансовой организации, подлежат страхованию в системе обязательного страхования вкладов физических лиц Российской Федерации. При "понижении статуса" допускается осуществление банковских операций и сделок, не разрешенных соответственно для банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации, до прекращения действия договоров, заключенных до вступления в силу Федерального закона, в соответствии с которыми такие операции и сделки осуществляются, но не более 5 лет, за исключением кредитных договоров, заключенных до даты изменения их статуса;
возможность получения микрофинансовой компанией статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности
3. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:
Номер и наименование законопроекта Субъект законодательной инициативы
Примечание
87874-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации
Проектом федерального закона закрепляется право аккредитованного лица актуализировать свою область аккредитации в связи с изменением документов, в соответствие с которыми аккредитованное лицо осуществляет свою деятельность, если указанные изменения не связаны с установлением новых требований к компетенции аккредитованного лица. Устанавливается возможность сокращения области аккредитации аккредитованного лица, действие аккредитации которого было приостановлено в отношении всей области аккредитации, если такое лицо не устранило выявленные нарушения в его деятельности только в отношении части области аккредитации. Увеличивается срок устранения аккредитованным лицом несоответствий, обнаруженных в результате выездной оценки в рамках государственной услуги по аккредитации, с 20 дней до 40 дней. Предусматриваются дополнительные основания приостановления или прекращения действия аккредитации. Расширяются требования к деятельности аккредитованных лиц и экспертов по аккредитации.
Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по техничес-кому регулирова-нию, стандартизации и оценке соответ-ствия
96436-7
О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (о наделении налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов, полученных ими о налогоплательщике)
Проектом федерального закона в статью 93.1 НК РФ вносятся изменения, предоставляющие право должностному лицу налогового органа истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы (информацию), полученные о налогоплательщике при осуществлении ими своей деятельности, в случае, если документы (информация) не представлены в установленном порядке налогоплательщиком налоговым органам. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по налоговой политике
71275-7
О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части изменения сроков вступления в силу отдельных положений, касающихся проведения государственной экологической экспертизы)
Проектом федерального закона предлагается перенести с 1 января 2018 года на более раннюю дату – 1 июня 2017 года вступление в силу нормы о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, финансирование которых не планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Законодательное Собрание Челябинской области Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по экологии и природопользованию
87981-7
О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (об уточнении условий осуществления предпринимательской деятельности)
Проектом федерального закона предусматривается, что в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Депутаты Государственной Думы П.В.Крашенинников, А.М.Макаров и др. Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собствен-ности и судебной системе
4. Правоприменительная практика
Президиумом Верховным Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 года утверждены Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1.
В обзоре приводится примеры судебной практики по рассмотрению уголовных, гражданских, административных дел, практике рассмотрения дел по спорам, возникающим из социальных, трудовых и пенсионных отношений. Освещаются вопросы практики Европейского Суда по правам человека.
(текст обзора)
5. События
09 февраля 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Помощнику Президента РФ – Начальнику Государственно-правового управления Президента РФ Л.И.Брычевой предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты РФ в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии».
(подробнее)
13 февраля 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Правительства РФ Д.А.Медведеву предложения РСПП к проектам федеральных законов № 47571-7 «О безопасности критической инфраструктуры Российской Федерации», № 47591-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в связи с принятием Федерального закона «О безопасности критической инфраструктуры Российской Федерации» и № 47579-7 «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О безопасности критической инфраструктуры Российской Федерации».
(подробнее)
17 февраля 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Министру экономического развития РФ М.С.Орешкину проект федерального закона, подготовленный РСПП и предусматривающий изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании» в части закрепления института нотификации.
(подробнее)
20 февраля 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П.Николаеву замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона № 1020371-6 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О приватизации государственного имущества» и статью 2 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
(подробнее)
21 февраля 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Министру природных ресурсов и экологии РФ С.Е.Донскому обращение по вопросу получения хозяйствующими субъектами разрешительной документации в сфере деятельности по обращению с отходами.
(подробнее)