Минэкономики опубликовало отчет об исполнении госпрограмм в 2016 году
При подготовке очередного доклада об исполнении госпрограмм в 2016 году в Белом доме расхождению требований "майских" указов Владимира Путина и этих бюджетных документов будет посвящена специальная глава. В ряде случаев материалы к докладу вообще не дают возможности сделать вывод о том, выполняются или нет в госпрограммах программные требования президента. Но вряд ли происходящее станет причиной каких-либо трений между властными структурами — поручения 2012 года исполняются при доходах бюджета 2016 года.В логике бюджетной реформы, начатой еще Алексеем Кудриным как главой Минфина (до 2012 года), госпрограммы должны были увязать ежегодные бюджетные расходы ведомств с долгосрочными целями государственной политики — и дать Белому дому возможность оценивать эффективность и результативность госрасходов. Отчет об исполнении госпрограмм правительство готовит ежегодно — всего на 2016 год в РФ действовала 41 госпрограмма из 44 (одна из них — "Развитие Арктики" — являлась аналитической), в целом же при оценке их эффективности Белый дом рассматривает около 2 тыс. показателей.
По данным источников "Ъ" в Белом доме, по итогам 2016 года правительство констатировало, что на госпрограммы пришлось 10,9 трлн руб. расходов бюджета, при этом реализация всех программ внесла отрицательный вклад в рост ВВП на уровне минус 0,24 п. п.— максимальный (плюс 0,12 п. п.) пришелся на "Развитие пенсионной системы", сильнее же всего сократили экономический рост "Обеспечение общественного порядка" (минус 0,04 п. п.), "Доступное жилье" (минус 0,05 п. п.) и "Развитие атомного энергокомплекса" (минус 0,1 п. п.).
"Отрицательный вклад в динамику ВВП", впрочем, не следует трактовать шире, чем расчетный показатель — например, во многих случаях вклад чистого экспорта в динамику ВВП РФ отрицателен, по итогам 2016 года Минэкономики и Росстат подтвердили отрицательный вклад в этот показатель вообще всех госрасходов. По данным "Ъ", в 2017 году вклад в рост ВВП госпрограмм ожидается положительным.
«Майские указы» Владимира Путина в условиях сокращения бюджетного финансирования вынуждают Белый дом проявлять креативность как в их исполнении, так и в его анализе
Доклад об их результативности в 2016 году, по данным "Ъ", также будет в отдельной главе констатировать, что ряд требований "майских указов" Владимира Путина от 7 мая 2012 года в госпрограммах так и не был учтен — или, напротив, был упразднен из списков результатов по их выполнении. Учесть в госпрограммах требования указов Кремль поручал правительству еще в 2013 году — но по данным анализа, в 2016 году четыре из 55 оцениваемых показателей "майских указов", или 7%, в них так и не вошли. Как сообщают собеседники "Ъ", это требование увеличения финансирования научных фондов до 25 млрд руб. к 2018 году (указ 599 от 7 мая 2012 года, ответственный — Минобрнауки) и наращивания внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП к 2015 году с увеличением доли вузов в этих затратах до 11,4% (также Минобрнауки, при этом требование указа входит в список приоритетов ведомства). Не учтены в госпрограммах и требования повышения пенсий военным (на 2 п. п. выше инфляции) и стипендий студентам, обучающимся без троек (до прожиточного минимума). В случае военных пенсий, впрочем, не утверждена и сама госпрограмма "Развитие пенсионной системы на 2018-2035 годы".
Еще почти треть (30%) требований указов учтены госпрограммами не в полной мере либо планируются к исключению из них — всего в правительстве насчитали 37 таких уже исключенных из программ показателей. Так, в частности, Минтруд, насчитавший за 2013-2015 годы 43,9 тыс. новых рабочих мест для инвалидов, отчитался о выполнении норматива (14,2 тыс. в год) — но из показателей результативности госпрограммы "Содействие занятости населения" с 2017 года этот пункт удалил — что угрожает как созданию новых рабочих мест, так и сохранению уже созданных, говорят в Белом доме. Отдельно в правительстве отмечают подход Минстроя — из-за невозможности выполнения требований Кремля по развитию строительной отрасли он упразднил из госпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем" целых пять требований "майских указов".
Впрочем, в Белом доме предлагают лишь "проработать" вопрос учета требований указов в госпрограммах с их ответственными исполнителями — а также с Росстатом: статведомству, перешедшему в ведение Минэкономики, предстоит разработать отсутствующие базовые показатели для оценки выполнения ряда пунктов президентских требований. При этом от поиска ответственных за сложившуюся ситуацию составители отчета фактически отказываются, констатируя, что из-за отсутствия распределения ответственности между соисполнителями госпрограмм найти виноватых не представляется возможным. К мысли, что с исполнением "майских указов" в условиях спада доходов бюджета возникнут проблемы и решать их придется творчески, в правительстве уже давно привыкли.
Коммерсантъ
Минэкономики опубликовало отчет об исполнении госпрограмм в 2016 году — высокоэффективной признана реализация лишь 6 из 37 программ. Отдельно ведомство проанализировало отражение в программах требований майских указов президента. Выяснилось, что четыре показателя указов в госпрограммы вовсе не включены. Риски неисполнения требований президента Минэкономики видит в том, что из 163 заданных показателей по 32 наблюдается отставание от плана.
Исполнение только 6 из 37 госпрограмм по итогам 2016 года признано высокоэффективным, следует из опубликованного вчера доклада Минэкономики. Это «Внешнеполитическая деятельность» (ее эффективность оценивается в 94,3%), «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (94,2%), «Развитие физкультуры и спорта» (93,6%), «Юстиция» (92,7%), «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» (92,6%) и «Управление федеральным имуществом» (91,9%). Еще у 12 программ эффективность оценивается как «выше среднего».
Выделило Минэкономики и шестерку низкоэффективных госпрограмм. К ним ведомство причисляет программы «Космическая деятельность» (74,6%), «Развитие сельского хозяйства» (74,2%), «Доступная среда» (73,9%), «Развитие авиапромышленности» (68,3%), «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» (67%). Последнее место в рейтинге эффективности — у программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан» (56,8%).
Согласно докладу, общий объем финансирования госпрограмм в 2016 году составил 20,1 трлн руб., из которых 38,6% пришлись на федеральный бюджет. Фактические расходы оказались больше заявленных — 21,1 трлн руб. Несмотря на столь внушительные суммы, эффективность госпрограмм ежегодно становится предметом критики. По данным Счетной палаты, в 2016 году объем неэффективных расходов по госпрограммам составил 2,1 трлн руб. Как говорил на ПМЭФ-2017 глава Минфина Антон Силуанов, госпрограммы так и «не заработали» — при оптимизации бюджета они сокращались, а корректировки постоянно откладывались.
Как ранее предполагал “Ъ”, отдельная глава доклада посвящена включению в госпрограммы требований майских указов президента (см. “Ъ” от 11 апреля). Минэкономики оценило 55 показателей, предусмотренных указами,— выяснилось, что четыре из них не нашли своего отражения в госпрограммах. Речь идет об увеличении объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд руб., а также внутренних затрат на исследования и разработки до 1,8% ВВП (с увеличением доли учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4%). В госпрограммах не фигурирует и повышение размера стипендий нуждающимся студентам (до прожиточного минимума) и пенсий уволенным с военной службы (минимум на 2% сверх уровня инфляции).
Всего в госпрограммах есть 163 показателя, обеспечивающие выполнение задач, поставленных майскими указами,— по 32 есть отставание от плановых значений. «Средняя степень достижения» показателей майских указов в рамках госпрограмм, по расчетам Минэкономики, составляет 89,2%. При этом в 2017 году при внесении изменений в госпрограммы 35 показателей указов были исключены или значения по ним не приведены — их достижение другими показателями госпрограмм при этом не обеспечивается.
Среди других проблем госпрограмм — занижение прогнозных значений показателей и отсутствие фактических значений (по 13% показателей ведомства дали предварительную оценку их выполнения или вовсе не привели фактические данные). Кроме того, Минэкономики напоминает об отсутствии «четкой взаимоувязки показателей многих госпрограмм с целями и задачами, определенными соответствующими стратегиями». Некоторые из таких документов уже «не соответствуют изменениям социально-экономического развития страны».
Коммерсантъ