Российский рынок криптовалют отрегулируют по закону
Рамочный законопроект о регулировании криптовалют будет разработан уже к концу года, обещают в Минфине. Такая уверенность появилась после совещания у Владимира Путина 10 октября: президент дал понять, что криптовалюты в России должны быть узаконены, но с ограничениями. Профильные ведомства к такому повороту дел оказались готовы, и в первом приближении уже можно представить, какими рамками ограничат обращение и эмиссию цифровых денег. Предполагается, что сделки с криптовалютами можно будет совершать лишь на бирже и только квалифицированным инвесторам, а майнинг доверят только юрлицам. Эксперты считают, что ограничения сузят рынок в разы.О том, что российские финансовые власти приняли принципиальное решение о регулировании обращения криптовалют и майнинга («производство» виртуальных денег с помощью специальных устройств), сообщил министр финансов Антон Силуанов 11 октября. Накануне на совещании по криптовалютам президент Владимир Путин ясно дал понять, что такое регулирование в России необходимо (см. “Ъ” от 11 октября). «Криптовалюты в некоторых странах стали или становятся полноценным платежным средством, а также инвестиционным активом. Вместе с тем использование криптовалют несет и серьезные риски»,— сказал глава государства. По его словам, риски, в частности, касаются отмывания денег, ухода от налогов и финансирования терроризма.
"Нам нужно, опираясь на международный опыт, выстроить регуляторную среду"
Владимир Путин, президент РФ, 10 октября 2017 года
В результате по итогам совещания у президента руководители министерств и ведомств договорились о необходимости регулирования в России процессов эмиссии криптовалют, их обращения и майнинга. Как заявил господин Силуанов, Минфин уже до конца года планирует определить базовые регуляторные позиции для нового рынка и «сделать рамочный закон».
Он указал, что законодательство в этой сфере Минфин планирует разрабатывать совместно с ЦБ и Росфинмониторингом.
Наработки по регулированию криптовалют у профильных ведомств уже есть. Чтобы рядовые граждане не пострадали, Минфин предлагает вообще «отключить» их от криптовалют и смежных сегментов. Как уточнил в беседе с “Ъ” замминистра финансов Алексей Моисеев, к сделкам с криптовалютами в России будут допущены только квалифицированные инвесторы (лица, обладающие степенью профессиональной осведомленности, которая позволяет работать с «более рисковыми» финансовыми инструментами). По закону, к квалифицированным инвесторам относятся юрлица с собственным капиталом не менее 200 млн руб. и физлица с размером имущества (в виде денег на счетах, вложения в драгметаллы, ценные бумаги) не менее 6 млн руб. Господин Моисеев подчеркнул, что сделки с криптовалютами логично проводить только на бирже. «Критично важным», обязательным элементом системы должно стать регулирование площадок, на которых идет обмен криптовалют, а также идентификация лиц, вовлеченных в эту сферу, заявил “Ъ” статс-секретарь Росфинмониторинга Павел Ливадный.
Есть у Минфина и представление о регулировании майнинга криптовалют. Так, по словам Алексея Моисеева, заниматься им должны только юрлица и индивидуальные предприниматели, при условии их обязательной регистрации. Лицензировать майнинг, по его мнению, могла бы Федеральная налоговая служба (ФНС). Официально в ФНС ситуацию не комментируют. Однако, по словам собеседника “Ъ”, знакомого с ситуацией, такие вопросы, как лицензирование майнинга, сейчас там не рассматриваются, поскольку «они слишком специфичны».
Единственным из трех названных разработчиков правил регулирования рынка криптовалют, кто отказался комментировать тему, стал ЦБ. До сих пор глава Банка России Эльвира Набиуллина неоднократно выступала против использования криптовалют, как денежного суррогата и разновидности частных денег. «Считаем, что в нашей стране легализовывать криптовалюты как денежные средства нельзя»,— говорила она.
Участники «крипторынка» грядущему регулированию предсказуемо не рады. «Ограничения могут сделать нелегальной большую часть взаиморасчетов с помощью криптовалют, а также затруднят привлечение фондирования в виде ICO»,— говорит основатель и гендиректор блокчейн-платформы LAToken Валентин Преображенский. По его словам, сейчас криптовалютами в основном пользуются инновационные разработчики, а не квалифицированные инвесторы. «Если сделки с инструментом можно будет заключать исключительно на бирже, частные предприниматели не смогут выпускать и продавать токены напрямую своим пользователям,— указывает он.— В результате блокчейн-проекты могут переехать туда, где более благоприятные условия — в Цуг, Японию или даже в США». По мнению Павла Ливадного, такие опасения напрасны — регулирование не может негативно повлиять на рынок. «Приведу пример с введением регулирования в сфере электронных платежей,— пояснил он.— Сначала тоже спорили о целесообразности регулирования, а теперь этот рынок, наоборот, бурно развивается».
Коммерсантъ
Российские антивирусные программы нужно будет устанавливать на все компьютеры, которые ввозят в Россию. Об этом говорится в подготовленной для Путина программе «Цифровая экономика», с которой ознакомился РБК.
К 2024 году в России должны появиться как минимум десять высокотехнологичных и конкурентоспособных на глобальном рынке предприятий в сфере высоких технологий (большие данные, нейротехнологии, квантовые технологии, промышленный интернет, робототехника, виртуальная и дополненная реальности, системы распределенного реестра и др.), десять «отраслевых/индустриальных цифровых платформ для основных отраслей экономики» (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного» города). К этому моменту в стране также должны успешно работать 500 малых и средних предприятий «в сфере создания цифровых технологий», а вузы будут выпускать по 120 тыс. специалистов в сфере IT в год. Кроме того, должны быть реализованы не менее 30 исследовательских проектов в области цифровой экономики с объемом бюджета не менее 100 млн руб.
Такие плановые показатели содержатся в обновленном проекте программы «Цифровая экономика» (копия есть у РБК). Программа уже несколько месяцев разрабатывается профильными министерствами по поручению президента России Владимира Путина. Суть проекта — создание «правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики» в России и интеграции ее с цифровыми экономиками членов Евразийского экономического союза. Основной исполнитель поручения по подготовке программы — Минкомсвязь. Первый вариант проекта программы министерство отправило в правительство в середине мая, с тех пор он обсуждался на различных площадках, в том числе на Петербургском международном экономическом форуме в начале июня. По его итогам Владимир Путин поручил правительству до 1 июля доработать и представить проект программы на рассмотрение Совета при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам, «предусмотрев источники, механизмы и объем ее финансирования».
По словам источника РБК, близкого к администрации президента и собеседника в одной из отраслевых организаций, правительство направило проект программы «Цифровая экономика» президенту в пятницу, 30 июня.
Вопросы финансирования в документе пока не прописывались. Как пояснил РБК председатель совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов, принимавший участие в разработке программы, финансирование будет обсуждаться 5 июля на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. «На нем правительство намерено предложить создать фонд цифровой экономики с ежегодным бюджетом 100 млрд руб.», — рассказал Юрий Хохлов. Ранее о планах по созданию такого фонда также заявлял помощник президента Андрей Белоусов, по словам которого деньги пойдут на создание инфраструктуры: сетей связи, центров обработки данных, аппаратного обеспечения. «Однако значительная часть средств для реализации программы будет привлечена от бизнес-структур. Так, по данным экспертов рынка, инфраструктура разворачивания сетей 5G (пятого поколения мобильной связи. — РБК) обойдется примерно в 900 млрд руб., и эти средства будут вкладывать операторы «большой четверки», так как проект инвестиционно привлекательный», — приводит пример Юрий Хохлов.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и представитель Минкомсвязи не ответили на запросы РБК.
Отечественные. Суверенные. Твои
Из подготовленной версии проекта следует, что к 2024 году 97% российских домохозяйств должны иметь широкополосный доступ в интернет со скоростью не менее 100 МБит/с (по итогам 2016 года средняя скорость составляла 12 МБит/с), во всех городах с населением более 1 млн человек должно появиться устойчивое покрытие 5G, при этом 95% всего российского сетевого трафика должно будет маршрутизироваться через отечественные сети. Доля России в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных к этому моменту должна составить 10% (сейчас — менее 1%).
Большое внимание в программе уделено российскому софту и оборудованию. К концу срока реализации программы доля иностранного компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования, закупаемого госорганами, должна снизиться до 50%, а программного обеспечения — до 10%. Сейчас госорганы обязаны при закупках отдавать предпочтение отечественному софту, но в отношении оборудования такого требования нет. В проекте говорится, что производители отечественного компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования должны получить преференции при поставках госорганам уже к концу 2018 года. Частично использовать российское оборудование намерены и в создаваемой распределенной системе центров обработки данных, которая должна появиться к концу 2020 года и обеспечить обработку всех данных, формируемых гражданами и организациями на территории России. К 2024 году в каждом из федеральных округов страны должно появиться по одному опорному ЦОДу (центру обработки данных). Координацией системы и обеспечением ее безопасности займется ситуационный центр мониторинга и управления инфраструктуры хранения и обработки данных.
Кроме производителей оборудования бенефициарами программы могут стать и разработчики антивирусного софта. Ко второму кварталу 2019 года чиновники намерены законодательно обеспечить предустановку отечественных антивирусных программ на все персональные компьютеры, ввозимые и создаваемые на территории Евразийского экономического союза. Наиболее известные производители антивирусных решений в России — компании «Лаборатория Касперского» и Dr.Web. «Если вынести за скобки ESET, иностранных антивирусных вендоров на российском рынке почти не осталось. Их совокупная рыночная доля, по моей оценке, не превышает 5% и продолжает сокращаться. Импортозамещение и, как следствие, вывод иностранных вендоров из госсектора, а теперь еще и потенциальный передел рынка домашних пользователей еще более усугубят ситуацию. Насколько это правильно с точки зрения экономики и конкуренции — решать регуляторам», — говорит глава ESET в России и СНГ Денис Матеев.
В проекте программы также говорится, что организации, ведущие деятельность в приоритетных направлениях цифровой экономики, смогут рассчитывать на специальный правовой режим. «Он будет заключаться в создании так называемых правовых песочниц для отдельных предметных областей, рынков или территорий. Например, будет создана возможность тестирования на дорогах автомобилей с автопилотом. У нас в стране уже реализуется проект по созданию беспилотного автомобиля КамАЗом и Cognitive Technologies, однако из-за законодательных ограничений само тестирование разработки проводится в США», — говорит Юрий Хохлов. К 2020 году опытная эксплуатация беспилотного транспорта должна быть организована в пяти городах России (какие города смогут принять участие в потенциальном тестировании — в программе не указано).
«Красная кнопка» для Рунета
Претендовать на финансирование по программе смогут и те, кто будет заниматься созданием систем для повышения информационной безопасности. Согласно проекту программы в третьем квартале 2018 года должна быть введена в эксплуатацию «информационная система обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского сегмента интернета», а во втором квартале 2019 года — начаться опытная эксплуатация централизованной системы управления российскими сетями связи, обеспечивающей в том числе анализ и фильтрацию трафика. В первом квартале 2019 года также должна быть разработаны архитектура и прототип национальной системы фильтрации интернет-трафика при использовании информационных ресурсов детьми. Консультант общественной организации «ПИР-Центр» Олег Демидов указывает на риски таких мер. «Принцип централизации управления сетевыми инфраструктурами может как укреплять, так и подрывать их безопасность, и прежде всего устойчивость, способствуя формированию единых «точек отказа». Неумелая, топорная, «казенная» реализация единой системы управления маршрутизацией может привести к тому, что государство своими руками при помощи отрасли создаст ту самую «красную кнопку» для Рунета, которой никогда не было ранее», — рассуждает он.
Чиновники намерены внести в международные организации проекты нормативных актов, касающихся суверенного права государств определять информационную, технологическую и экономическую политику в национальных сегментах интернета. Также Россия планирует вынести проекты нормативно-правовых актов, которые «исключают анонимность, безответственность пользователей и безнаказанность правонарушителей в сети интернет».
Среди негативных сторон предыдущих версий проекта программы «Цифровая экономика» участники рынка называли отсутствие амбициозности, что все поставленные в ней цели будут исполнены и без усилий государства. «Несмотря на некоторые улучшения по разделам, например в части исследований и разработок, проект в целом стал хуже и при текущих планах в области информационной безопасности приведет не к развитию цифровой экономики, а к огромным и бессмысленным затратам на обеспечение этой безопасности, которые лягут прежде всего на бизнес. Этот тренд понятен, но не приведет к ожидаемому государством бурному развитию цифровизации», — говорит директор по стратегическим проектам Института исследования интернета Ирина Левова. Она отмечает, что основные затраты на реализацию государственной программы в очередной раз будут переложены на бизнес-структуры.
Подробнее на РБК
Скоро в российском законодательстве наконец появятся понятия криптовалюты, майнинга и ICO. Распоряжение о разработке законопроекта дал Владимир Путин. Эксперты ожидают консервативного подхода — к деньгам биткоин не приравняют.
Президент Владимир Путин во вторник, 24 октября, поручил Банку России и правительству разработать регулирование криптовалют, майнинга и ICO. Соответствующие изменения в законодательство должны быть внесены до 1 июля 2018 года, говорится в перечне поручений президента по итогам совещания по цифровым технологиям в финансовой сфере 10 октября.
Согласно поручению, в законе будут определены такие понятия, как технология распределенных реестров (к которой относится блокчейн), цифровой аккредитив, цифровая закладная, токен, смарт-контракт и «долгожданное» понятие криптовалюты. При этом при разработке изменений в законодательство необходимо исходить из «обязательности рубля в качестве единственного законного платежного средства в Российской Федерации», говорится в поручении.
Кроме того, будут разработаны требования к организации и осуществлению добычи криптовалюты (майнинг), регистрации хозяйствующих субъектов и порядок налогообложения полученных от майнинга доходов. Также будет создана система регулирования ICO (Initial Coin Offering), то есть «публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения токенов». При этом в документе подчеркивается, что система контроля должна быть разработана по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг.
Таким образом, Россия сказала «да» указанным технологиям, вопрос в том, в какой форме будет организовано их регулирование.
В криптосообществе новость восприняли позитивно. «Мы приветствуем решение властей развивать регулирование в сфере ICO и криптовалют, а не вводить запреты», — комментирует руководитель пресс-службы Waves Platform в России Глеб Костарев. «Для криптосообщества это поручение означает в первую очередь то, что за регулирование большинства понятий и вопросов в сфере цифровых технологий в финансах взялись всерьез», — отмечает основатель блокчейна Universa Александр Бородич. Ранее споры и обсуждения самых разных вариантов шли разрозненно по отдельно взятым понятиям — криптовалюте, токенам и т.д.
История вопроса
Разговоры о разработке законопроекта ходили не один месяц. В августе Минфин заявлял о намерении разрешить торговать криптовалютой только на Московской бирже и допускать к торгам только квалифицированных инвесторов. Затем в начале сентября Антон Силуанов говорил, что законопроект, регулирующий криптовалюты, будет готов к концу года. В то же время глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков прогнозировал, что законопроект появится в октябре.
В этом же месяце директор департамента финансового регулирования Министерства финансов Яна Пурескина заявляла, что ведомство предлагает разрешить добывать криптовалюту только юридическим лицам и ввести регистрацию майнеров. «Мы поддерживаем предложение идентификации участников оборота цифровых валют, чтобы противодействовать отмыванию. Считаем целесообразным разрешить выпуск криптовалют только юридическим лицам, ввести регистрацию майнеров и лицензирование цифровых площадок», — заявила она.
В то же время в сентябре Банк России заявил, что считает преждевременным допуск криптовалют, а также любых финансовых инструментов, номинированных или связанных с криптовалютами, к обращению на территории России.
Консервативный подход
Впрочем, эксперты полной либерализации криптовалют не ждут и, пока проекта закона нет, делают свои предположения. «Думаю, что криптовалюте могут дать определение цифрового актива и цифрового товара. Понятие криптовалюты как средства платежа для России неприемлемо», — считает руководитель межведомственной рабочей группы по оценкам рисков оборота криптовалюты при Государственной думе Элина Сидоренко. По ее словам, именно такая позиция была в приоритете в рабочей группе.
По мнению сооснователя криптобанка Wirex Павла Матвеева, очевидно, что криптовалюта не приобретет статуса платежного средства, а останется цифровым активом, возможно близким к ценным бумагам. «И облагаться налогами она может в соответствии с существующей практикой налогообложения ценных бумаг», — сказал он. Заместитель министра финансов Алексей Моисеев сообщил РБК, что криптовалюты с точки зрения Гражданского кодекса должны рассматриваться как «иное имущество».
Также в законопроекте необходимо урегулировать так называемые точки контроля — это в первую очередь биржи и обменные площадки, считает Сидоренко. «Скорее всего, в начальном законопроекте основное внимание уделят биржам как профессиональным платформам. Возможно, их работу предложат выстраивать по типу торгов на валютном рынке», — говорит она.
При этом налогом, скорее всего, будут облагаться доходы с продажи криптовалюты, а также доход от колебания курса валют, считает Роман Бузько, партнер адвокатского бюро Buzko & Partners. «Сегодня валютные колебания учитываются в статьях расходов или доходов. Думаю, что-то подобное произойдет и в системе налогообложения криптовалют», — говорит он. Именно поэтому, считает юрист, регулироваться в первую очередь будут обменники и биржи, на которых совершаются операции купли-продажи валют.
Наибольших успехов в отношении государственного регулирования криптовалюты пока достигли в Японии. В этой стране биткоину и некоторым другим криптовалютам с 1 апреля 2017 года присвоен статус платежного средства наравне с иенами. В США оговорены вопросы того, как облагать налогом сделки с биткоинами и как предотвращать возможное при их посредничестве финансирование терроризма.
Сложный вопрос
Непонятно пока, кому будет разрешено заниматься майнингом и как предполагается отслеживать майнеров в целях налогообложения.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков высказал точку зрения, что «придется формировать реестр майнеров и ими смогут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица». Он не исключил, что майнерами могли бы выступать и физические лица при условии их включения в реестр. «Я думаю, что это [майнинг физическими лицами] трудно запретить, потому что категория самозанятых у нас велика», — сказал он. Причем здесь налогообложение должно быть «не запретительным» — тут может применяться подоходный налог 13% или другая мягкая шкала, полагает Аксаков.
С этим мнением соглашается и Элина Сидоренко. «Я не поддерживаю позицию о запрете майнинга для физических лиц. Реалии таковы, что основной пул майнеров в России составляют частные лица, которые майнят на частных фермах. Если будет введен запрет на частный майнинг, мы сделаем так, что они уйдут в тень», — говорит она.
Президент Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин отметил, что введение системы налогообложения и регистрации для майнеров — «это необходимая часть регуляторики этого рынка», но он считает важным сохранить отрасль интересной для инвесторов. «Например, можно ввести льготную ставку налогообложения и набор преференций для участников этого рынка. Мы работаем над идеей введения нового термина в налоговом законодательстве — «криптопредприниматель», — рассказал Припачкин.
В свою очередь, интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, чья компания Radius Group разместила оборудование для добычи криптовалют на территории бывшего завода «Москвич», считает бессмысленным введение регистрации и налогообложения компаний, занимающихся майнингом криптовалют. Введение налогообложения для майнеров, по его мнению, будет неправильным, поскольку с точки зрения технического процесса они занимаются не добычей криптовалюты, а поддержанием работы сети.
Подход к размещению
Что касается регулирования ICO, по мнению Анатолия Аксакова, размещения должны проходить на организованных площадках (например, в РТС, на Московской бирже и т.д.), к которым должны предъявляться определенные требования. «В том числе должно быть требование, что на такой площадке есть эксперты, которые отбирают проекты, и средства привлекаются не под «пустышки», — отметил он.
Если средства в рамках ICO привлекаются в криптовалютах, к ним следует допускать только квалифицированных инвесторов, «понимающих суть явлений», считает он. Если же в ICO привлекаются средства в фиатных (общепризнанных) валютах, возможно, к ним можно допускать и частных инвесторов, но ограничивать объем вложения сравнительно небольшой суммой, «чтобы не допустить, например, чтобы человек продал квартиру ради вложения в ICO».
По мнению Элины Сидоренко, вводить ограничение для участия в ICO только квалифицированным инвесторам нельзя. «ICO — это легкие инвестиции, подобные краудинвестингу. Если мы убьем это позитивное начало ICO, в нем отпадет всякий смысл», — полагает она.