Шохин А. Н.- Президент РСПП: Действие нового американского санкционного закона будет долгим.Евросоюз пойдет своим путем
Александр Николаевич, как вы оцениваете риск эскалации санкций?Александр Шохин: В первую очередь хотел бы обратить внимание на довольно высокую вероятность разновекторной политики по этому вопросу со стороны США и ЕС.
А вероятность эскалации санкций со стороны США, к сожалению, можно оценивать как довольно высокую. В конце января - начале февраля минфин США должен обнародовать "Доклад об олигархах и полугосударственных организациях РФ". По его итогам могут быть приняты дополнительные ограничительные меры. Подготовка доклада предусмотрена американским законом "О борьбе с врагами США посредством санкций" от 2 августа 2017 года, который привел к институционализации американских санкций и их долгосрочному закреплению.
Одной из целей доклада является попытка разделения российских элит через угрозу введения персональных санкций и утраты части или всего состояния.
Насколько долго это будет длиться?
Александр Шохин: Действие нового американского санкционного закона будет долгим. В нем прослеживается сходство с известной поправкой Джексона - Вэника, действовавшей с 1974 по 2012 год. Это будет оказывать определяющее воздействие на модальность отношений между Россией и США, ограничивая сотрудничество.
В числе ключевых основных последствий этих американских санкций в отношении нашей страны - снижение возможностей для инвестиций в такие отрасли, как энергетика, добывающая промышленность, металлургия, железнодорожный транспорт. Частично пострадают смежные отрасли, усложнится трансфер современных технологий, будут ослаблены возможности для привлечения долгового финансирования.
В американском политическом истеблишменте единственно возможным условием улучшения отношений с нашей страной считают полное устранение России как политически и экономически влиятельной державы любыми способами, включая "содействие реформированию регулирования энергетического сектора Украины" и противодействие строительству "Северного потока-2".
Чем это вызвано?
Александр Шохин: Отчасти эта ситуация вызвана довольно слабым торгово-экономическим сотрудничеством между нашими странами. Наша страна находится на 38-м месте в списке торговых партнеров США. Таким образом, от торгово-экономического сотрудничества с Россией зависит не слишком много рабочих мест в США.
Соответственно, у политических элит практически развязаны руки и языки: от ухудшения отношений с нашей страной они практически ничего не теряют. И США стремятся использовать собственные ограничительные меры против России для лоббирования интересов своих компаний, фактически в ущерб европейским союзникам, которые, конечно, недовольны подобной ситуацией. Соответственно, подобные попытки максимизировать краткосрочные выгоды для США могут создать возможности для перспективного пересмотра состояния отношений между ЕС и Россией.
А разве ЕС не следует за США в санкционном режиме?
Александр Шохин: Сегодня в ЕС все громче звучат голоса о необходимости пересмотра подхода к нашей стране. Смысл любых санкций в том, чтобы заставить страну изменить свою политику и сделать ее приемлемой с точки зрения инициатора ограничительных мер. Однако когда результатов нет, о чем говорят сами европейцы, а ущерб от мер становится чрезмерным, приходится искать новые пути взаимодействия.
Приведу несколько цифр. По оценке Специального докладчика Совета ООН по правам человека И. Джазаири в его выступлении весной 2017 года потери стран, введших санкции против нашей страны, за три года составили до 100 миллиардов долларов. При этом, по расчетам Еврокомиссии, потери ЕС от введения санкций и российских контрсанкций в 2014-2015 годах достигли 90 миллиардов евро. Одна Германия, согласно исследованиям Восточного комитета германской экономики, потеряла десятки, если не сотни миллиардов евро: с момента введения санкций экономика Германии потеряла из-за них до 60 тысяч рабочих мест. И, согласно данным Российско-Германской внешнеторговой палаты, 91 процент немецких компаний выступает за немедленную или поэтапную отмену экономических санкций в отношении нашей страны.
Дальнейшая эскалация европейских санкций маловероятна, особенно если для этого не будет найдено сколь-нибудь адекватное обоснование и не будут предложены приемлемые компенсационные меры для бизнеса и населения ЕС. Разумеется, нельзя исключать появления очередного "черного лебедя" и дальнейшего ухудшения отношений с ЕС, особенно если учесть непредсказуемость политики нынешнего руководства Украины.
Общие тенденции таковы, что наши отношения с ЕС будут двигаться в рамках "избирательного сотрудничества", которое, согласно видению ЕС, включает в себя: климат, Арктику, безопасность морских путей, образование и науку, трансграничное сотрудничество, усиление взаимодействия гражданского общества, студентов, исследователей и бизнеса.
Постепенное развитие сотрудничества на этих направлениях будет способствовать и снижению общей неопределенности в отношениях и переводу их в конструктивное русло.