Заявление Российского союза промышленников и предпринимателей в связи с новыми санкциями США в отношении Российской Федерации
Российский союз промышленников и предпринимателей выражает глубокую озабоченность неправомерными действиями властей США в отношении ряда российских компаний и граждан, введенные Минфином США 6 апреля 2018 г.По мнению Российского союза промышленников и предпринимателей новые санкции являются необоснованными и нелегитимными. Мы считаем неприемлемым использование политических инструментов для дискриминации российских компаний на внешних рынках и нарушения правил международной конкуренции, а также норм ВТО.
РСПП подчеркивает, что подобные протекционистские практики подрывают основы многосторонней торговой системы, наносят существенный вред деятельности не только российского бизнеса, но и его зарубежных партнеров, в том числе в США и Европе.
РСПП заявляет о своей приверженности углублению международного экономического сотрудничества. Мы продолжим работу, направленную на защиту интересов бизнеса на национальном, региональном и международном уровне.
При этом подобные необоснованные санкции создают риски в первую очередь для развития частного бизнеса и его доли в экономике России, при том, что его формирование является важнейшим достижением постсоветской России.
РСПП призывает компании - члены РСПП и весь российский бизнес оказать поддержку гражданам и компаниям, подпавшим под ограничения со стороны США и готов со своей стороны предпринять все необходимые для этого меры.
РСПП обращается с призывом к зарубежным партнерам поддержать нашу конструктивную позицию и не допустить дальнейшего нагнетания напряженности, эскалации протекционизма и нарушения основных норм и принципов международного сотрудничества.
17 апреля 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев встретился с Президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным и членами Бюро Правления РСПП: главой "Реновы" Виктором Вексельбергом, председателем совета директоров группы компаний ЕСН Григорием Березкиным.
"Есть немало актуальных задач и для власти, и для бизнеса, которые нужно решать вместе. Особенно имею в виду ту ситуацию, которая связана с очередным витком антироссийских санкций, - сказал премьер. - Нам особенно важно сообща находить ответы на те меры давления, которые предпринимаются в отношении российских компаний, да и что скрывать - российской экономики в целом".
Председатель Правительства РФ пообещал поддержку попавшим под санкции компаниям, которая будет конвертирована в меры развития.
"Мы хорошо понимаем, что это [санкции США против РФ] - нелегитимные способы решения политических задач экономическими методами, я имею в виду недобросовестную конкуренцию и просто неприемлемые в правовом смысле решения", - отметил Д.Медведев.
Он охарактеризовал рост экономики страны за последнее время как "достаточно неплохой, даже несмотря на те параметры, которые мы на себя брали в качестве обязательств". "Начало года достаточно приемлемое, но, конечно, очень важно, чтобы эти темпы роста были сохранены", - сказал премьер.
Глава правительства подчеркнул, что регулярно встречается с представителями РСПП на разных площадках и обсуждает текущую ситуацию в экономике, а также вопросы, которые волнуют бизнес
В повестке: о поддержке системообразующих предприятий.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Встреча с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)
Уважаемые коллеги! Мы регулярно общаемся с коллегами из РСПП, на разных площадках встречаемся. С Александром Николаевичем (Шохиным) недавно встречались, обсуждали текущую ситуацию. Обсуждаем темы, которые волнуют предпринимательское сообщество. Есть немало актуальных задач и для власти, и для бизнеса, которые нужно решать вместе, особенно имея в виду ту ситуацию, которая связана с очередным витком антироссийских санкций. Нам особенно важно сообща находить ответы на те меры давления, которые принимаются в отношении российских компаний, да и, что скрывать, российской экономики в целом.
На прошлой неделе я выступил в Государственной Думе с отчётом от имени Правительства, сказал о том, что мы научились за последнее время превращать вызовы в стимулы развития, это даёт, в общем, относительно неплохие результаты.
Рост экономики в текущий период достаточно неплохой. Даже несмотря на те параметры, которые мы на себя брали в качестве обязательств, всё равно начало по году достаточно приемлемое. Но, конечно, очень важно, чтобы эти темпы роста были сохранены.
Скажем, по итогам I квартала промышленность выросла почти на 2% по сравнению с I кварталом прошлого года. И такого рода тенденции необходимо обязательно закрепить.
Очевидно и то, что мы не должны позволить, чтобы такого рода правильные ростки нашей экономики попадали под негативный эффект санкций. Я имею в виду пакет ограничительных мер, который был недавно установлен Соединёнными Штатами. Мы хорошо понимаем, что это нелегитимные способы решения политических задач с использованием экономических методов. Я имею в виду и недобросовестную конкуренцию, и просто неприемлемые в правовом смысле решения. Фактически борьба ведётся не просто с российскими компаниями, которые работают в Российской Федерации, но борьба ведётся на зарубежных рынках.
Под санкции попали те производства, которые играют особую роль в этих отраслях в целом ряде регионов. Это оказывает влияние и на экономический рост, и на занятость – ведь это десятки тысяч рабочих мест. Я об этом говорил, когда мы на прошлой неделе совещание в Петербурге проводили, хочу ещё раз повторить здесь: компаниям, которые находятся в санкционном списке, мы будем оказывать поддержку.
Эта помощь направлена в первую очередь на сохранение рабочих мест, на сохранение производств. Особо подчеркну: мы должны постараться конвертировать эти меры поддержки в меры развития, чтобы помощь государства была не просто опорой для этих компаний, но и была – по мере возможности, конечно, – направлена на их дальнейший рост, а стало быть, на сохранение нормальной жизни людей, которые на этих производствах работают. Ещё раз подчеркну, речь идёт о большом количестве наших граждан, это самое главное. Сегодня определённые предложения прозвучат – надеюсь, что и этот аспект в выступлениях будет учтён.
Деловая среда. Развитие конкуренции: некоторые важные результаты и показатели за 2017 год
В 2017 году разработано и утверждено 12 целевых моделей упрощения административных процедур. Создан единый реестр проверок, введён мораторий на проведение в 2016–2018 годах плановых проверок субъектов малого бизнеса, что привело к освобождению от плановых проверок более полумиллиона предпринимателей.
Россия продолжает расти в международных рейтингах по условиям ведения бизнеса: в прошлом году страна заняла 35-е место в рейтинге Doing Business 2018 Всемирного банка. В 2017 году разработаны и утверждены 12 целевых моделей упрощения административных процедур.
В 2017 году продолжилось совершенствование механизма оценки регулирующего воздействия. Подготовлено 1120 заключений об ОРВ, треть из которых – отрицательные. Оптимизированы сроки и этапы различных процедур – теперь значительную часть из них можно проходить параллельно, таким образом общий срок подготовки нормативного акта сократился более чем на месяц.
16 мая 2018 г. состоялось заседание Бюро Правления РСПП, в ходе которого был обсужден принятый Государственной Думой ФС РФ в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации», устанавливающий уголовную ответственность за исполнение иностранных санкций.
По результатам обсуждения законопроекта члены Бюро Правления пришли к выводу о категорической недопустимости принятия данного законопроекта.
Члены Бюро Правления отметили, что законопроект противоречит политике Президента Российской Федерации по отказу от избыточной уголовной ответственности и создает дополнительные условия для административного давления на бизнес.
Предусмотренные законопроектом санкции являются чрезмерными. Уголовное законодательство не должно предусматривать санкции в отношении лиц, в том числе иностранных граждан, для которых исполнение решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера является обязательным, а невыполнение такого решения ведет к применению санкций в отношении таких лиц уже в соответствии с правом соответствующих иностранных государств.
Понуждение российских хозяйствующих субъектов, в том числе госкомпаний и компаний с госучастием, к совершению хозяйствующих действий, противоречащих введенным США и иными иностранными государствами санкциям, может привести к распространению на такие субъекты вторичных санкций, ограничению их возможности работать на глобальном рынке и еще большему негативному влиянию на российскую экономику.
Что касается уголовной ответственности в отношении граждан Российской Федерации за совершение умышленных действий, способствующих введению иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, то данное предложение недопустимо, поскольку распространяется и на предпринимателей, которые добросовестно раскрывают информацию о своей деятельности и взаимоотношениях с партнерами.
Введение уголовной ответственности за передачу сведений, которые могли привести к введению мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, является необоснованным и чрезмерным, а также создает неопределенность для российских граждан из-за риска уголовной ответственности за передачу сведений, которые даже не обязательно привели к введению мер ограничительного характера.
В целом данный законопроект создает риски необоснованного уголовного преследования граждан России и иностранных граждан, ограничения взаимодействия с иностранными инвесторами, снижения заинтересованности в инвестициях в Россию у иностранных компаний и ухудшения делового климата.