ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (информация за период с 4 по 31 марта 2022 г.)
1. Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.2. Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:
- в третьем чтении;
- в первом чтении.
3. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
4. Правоприменительная практика.
5. События.
1. Президентом Российской Федерации в период с 4 по 31 марта 2022 г. подписаны следующие
федеральные законы:
Федеральный закон от 06 марта 2022 г. № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации»
(текст закона)
Федеральным законом предусматривается проведение эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов. В Сахалинской области - с 1 сентября 2022 г. по 31 декабря 2028 г. включительно. Предусмотрены инвентаризация выбросов и поглощений парниковых газов, квотирование выбросов, обязательная углеродная отчетность, которая подлежит верификации. Вводится плата за превышение квоты. Она рассчитывается путем умножения величины выбросов парниковых газов сверх квоты с учетом зачета углеродных единиц и (или) единиц выполнения квоты на соответствующую ставку.
Федеральный закон от 06 марта 2022 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 142 Федерального закона
«О национальной платежной системе» и статьи 11 и 47 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»
(текст закона)
Федеральным законом расширяется функционал банковских платежных агентов (субагентов) путем предоставления им права приема наличных денежных средств от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в целях зачисления на банковские счета таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Федеральный закон от 06 марта 2022 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
(текст закона)
Федеральным законом установлена административная ответственность за неисполнение российским оператором связи, использующим иностранную спутниковую систему, обязанности по формированию российского сегмента такой системы в составе станции сопряжения с сетью связи общего пользования, по обеспечению управления этим сегментом с территории Российской Федерации и пропуску трафика, формирующегося абонентскими станциями (терминалами) на территории Российской Федерации, через станцию сопряжения российского оператора связи, находящуюся на территории Российской Федерации, – в виде административного штрафа: для должностных лиц – в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для юр. лиц – от 500 тыс. до 1 млн. руб.
Федеральный закон от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации»
(текст закона)
Федеральным законом определены меры, обеспечивающие повышение уровня социальной защиты граждан Российской Федерации, связанные с особенностями регулирования вопросов содействия занятости населения, обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, оказания социальной помощи и пенсионного обеспечения, а также предусматриваются меры, обеспечивающие защиту прав и интересов российских граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденно прекративших его.
Закрепляются механизмы поддержки экономического сектора, в том числе упрощающие установленные законодательством Российской Федерации разрешительные и лицензионные процедуры, регламентирующие особенности правового режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также особенности регулирования правоотношений в сфере осуществления страховой деятельности в Российской Федерации.
Федеральный закон от 09 марта 2022 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
(текст закона)
Федеральным законом освобождены от НДС операции по реализации банками драгоценных металлов физическим лицам.
Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(текст закона)
Федеральным законом:
- утверждается выдача сертификатов летной годности на основании дополнительных сертификатов типа, выданных уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 года;
- обеспечивается функционирование российского реестра воздушных судов;
- упрощается переход судов из иностранных юрисдикций;
- вводится обязательный пономерной учет ж/д подвижного состава.
Федеральный закон от 23 марта 2022 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
(текст закона)
Федеральным законом:
- до 31 декабря 2022 года допускается ввоз в Российскую Федерацию и обращение в Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации, зарегистрированных лекарственных препаратов для медицинского применения в упаковках, предназначенных для обращения в иностранных государствах, в случае дефектуры лекарственных препаратов или риска ее возникновения в период введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера при условии соответствия ввозимых лекарственных препаратов требованиям, установленным при их регистрации, за исключением требований к первичной упаковке, вторичной (потребительской) упаковке, а также при наличии на вторичной (потребительской) упаковке лекарственных препаратов, находящихся в обращении, самоклеющейся этикетки, содержащей информацию о лекарственном препарате на русском языке;
- к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья дополнительно отнесено утверждение случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медпомощи медработниками клиник, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, вне таких медицинских организаций.
Федеральный закон от 26 марта 2022 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
(текст закона)
Федеральным законом вносятся изменения, направленные на реализацию первоочередных антикризисных мер поддержки в условиях совершения иностранными государствами недружественных действий в отношении российских лиц, а именно:
- освобождаются от НДФЛ доходы в виде полученных в 2022 г. в собственность имущества (кроме денежных средств) и (или) имущественных прав от иностранной компании (иностранной структуры без образования юридического лица), в отношении которой налогоплательщик являлся контролирующим лицом и (или) учредителем по состоянию на 31 декабря 2021 г.
- не облагаются НДФЛ доходы в виде материальной выгоды, полученные в 2021-2023 гг.;
- с 3% до 0% снижена ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, для российских IT-компаний для налоговых периодов 2022-2024 гг.;
- при налогообложении прибыли не учитываются доходы в виде сумм прекращенных в 2022 г. обязательств по договору займа (кредита), заключенному до 1 марта 2022 г. с иностранной организацией (иностранным гражданином), принимающей (принимающим) решение о прощении долга, либо по требованию, уступленному такой компании (такому гражданину) до 1 марта 2022 г.;
- с 9 марта 2022 г. по 31 декабря 2023 г. ставка пени для организаций принимается равной 1/300 действующей в этом периоде ставки рефинансирования Банка России;
- при определенных условиях применяется нулевая ставка НДС при предоставлении в аренду, пользование, на ином праве объекта туристской индустрии, мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения;
- перечисленные в НК РФ сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 120 млн руб., а не 60 млн руб.;
- кадастровая стоимость недвижимости для целей налогообложения в 2023 г. фиксируется на уровне 1 января 2022 г.
Скорректированы особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли.
Федеральный закон от 26 марта 2022 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(текст закона)
Федеральным законом:
- на 31 декабря 2024 г. перенесен срок направления заявок на получение комплексных экологических разрешений предприятиями, которые ведут деятельность на объектах I категории, включенных в специальный перечень;
- на 31 декабря 2026 г. перенесен срок завершения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ;
- обеспечена возможность производить и перерабатывать на территории ОЭЗ этан, сжиженный углеводородный газ и жидкую сталь;
- для юридических лиц, взявших рублевые кредиты (займы) до 27 февраля 2022 г. по плавающим ставкам, предусмотрена возможность 3 месяца платить проценты в особом порядке.
Федеральный закон от 26 марта 2022 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экспортном контроле»
(текст закона)
Федеральным законом на Правительство Российской Федерации возлагается полномочие по утверждению списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, которые в настоящее время утверждены Президентом Российской Федерации.
Устанавливается период действия списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, утверждённых Президентом Российской Федерации до передачи соответствующего полномочия Правительству Российской Федерации, а также порядок вступления в силу постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении указанных списков (перечней), которые будут изданы после вступления в силу Федерального закона.
Уточнены положения статьи 25 Федерального закона «Об экспортном контроле» в части, касающейся запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».
Федеральный закон от 26 марта 2022 г. № 74-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
(текст закона)
Федеральным законом до 1 января 2029 г. предусмотрено право ввоза многокомпонентного товара в рамках нескольких внешнеэкономических сделок. Упрощена процедура выдачи классификационных решений. Участникам ВЭД, работающим менее года, не нужно предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Правительство РФ уполномочивается определять перечень категорий товаров, ввозимых в рамках инвестиционных проектов, которые могут быть заявлены к выпуску до подачи декларации на товары.
До 1 января 2023 г. возможно декларирование товаров с указанием одной товарной позиции в соответствии с ТН ВЭД, поставляемых с компонентом комплектно и (или) в разобранном виде и предъявляемых одновременно таможенному органу без внесения изменений в ранее выданное решение о классификации, в случае выдачи такого решения до 1 июля 2022 г. Меры по минимизации рисков в отношении таких товаров не применяются. До 1 марта 2023 г., но не позднее 30 календарных дней до истечения общего срока подачи декларации в отношении последнего компонента товаров в комплектном или завершенном виде лицо, получившее решение о классификации, обязано предоставить в таможенный орган документы и сведения для корректировки решения. Эксперимент по маркировке ввозимой алкогольной продукции продлен до 31 мая 2024 г. С 9 до 18 месяцев увеличен срок нанесения федеральных специальных марок и ввоза маркированной алкогольной продукции.
До 31 декабря 2023 г. приостановлено действие требования для выдачи федеральных специальных марок об отсутствии у заявителя на день подачи заявления недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам и процентам за нарушение законодательства о налогах и сборах или задолженности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и процентов.
2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:
2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
1099915-7
О внесении изменений в статьи 6 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" (направлен на совершенствование структуры органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- уточняется, что заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, осуществляющий федеральный государственный пожарный надзор, координирует деятельность органов государственного пожарного надзора в федеральных органах исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, к ведению которых относятся вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочием утверждать порядок организации дублирования сигналов о пожаре на объектах социальной защиты населения, в образовательных организациях, медицинских учреждениях с круглосуточным пребыванием людей, а также в гостиницах и общежитиях в подразделения пожарной охраны.
1198568-7
О внесении изменений в статьи 5 и 201 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части уточнения полномочий в сфере маркировки товаров средствами идентификации) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- устанавливается, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли (Минпромторг России) является уполномоченным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию по вопросам маркировки товаров средствами идентификации;
- Минпромторг России определяется координатором создания и функционирования информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
- признаются утратившими силу положения, наделяющие ФНС России полномочиями по осуществлению контроля за оборотом маркированных товаров, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и функционированию системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.
25618-8
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части создания перестраховочного пула на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств) Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, К.М.Бахарев и др. Проектом федерального закона исключаются требования о наличии лицензии на перестрахование для страховщиков, осуществляющих перестрахование исключительно в рамках создаваемого перестраховочного пула по ОСАГО. К основным элементам осуществления деятельности перестраховочного пула в ОСАГО можно отнести следующее:
1) участниками перестраховочного пула должны быть все страховщики, осуществляющие ОСАГО;
2) перестраховочный пул действует на условиях соглашения о перестраховочном пуле, которые подлежат согласованию с Банком России;
3) перестрахование осуществляется в факультативно-облигаторной форме;
4) категория договоров ОСАГО, которые страховщики вправе передать в перестраховочный пул, определяется соглашением о перестраховочном пуле;
5) Банк России вправе устанавливать отдельные требования к перестраховочному пулу;
6) риски по договору ОСАГО передаются в перестраховочный пул в полном объеме;
7) распределение доли риска между участниками перестраховочного пула определяется соглашением о перестраховочном пуле.
1048788-7
О соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, и о внесении изменения в Закон Российской Федерации «О недрах» Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается возможность заключения соглашения о сервисных рисках при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья и соглашения об управлении финансированием деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья.
2.2. Законопроекты, принятые в первом чтении
Номер и наименование законопроекта Субъект права законодательной инициативы Краткое содержание Примечание
1145555-7
О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о сроке согласования схемы размещения торговых мест на рынке) Депутаты Государственной Думы Е.В.Марков, А.В.Андрейченко и др. Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 15 Федерального закона нормой, устанавливающей десятидневный срок согласования схемы размещения торговых мест на рынках. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по торговле и потребительскому рынку
1069106-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении административной ответственности за производство и (или) оборот крепкой алкогольной продукции в полимерной потребительской таре) | Члены Совета Федерации С.Н.Рябухин, А.Н.Епишин, Д.И.Оюн, А.А.Салпагаров | ||
---|---|---|---|
Проектом федерального закона статья 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется административной ответственностью за производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции в полимерной потребительской таре (за исключением тары объемом не более 50 миллилитров, а также алкогольной продукции, ввозимой (импортируемой) в Российскую Федерацию под таможенной процедурой беспошлинной торговли или производимой в целях вывоза (экспорта) из Российской Федерации). За данное нарушение предусматривается наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по агропромышленному комплексу |
1123777-7
О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части противодействия незаконному обороту табачной продукции)
Депутаты Государственной Думы С.М.Катасонов, А.К.Луговой, и др. | |||
---|---|---|---|
Проектом федерального закона часть 3 статьи 81 УПК РФ дополняется нормой об утилизации и уничтожении изъятых из незаконного оборота табачной продукции и (или) табачных изделий и основного технологического оборудования для их производства по аналогии с нормой части 3 статьи 81 УПК РФ об уничтожении оборудования или иных средств совершения преступления, а также нормами законодательства Российской Федерации, предусматривающими обязательное уничтожение конфискованных товаров легкой промышленности и конфискованного игрового оборудования. Статья 82 УПК РФ дополняется положениями о порядке хранения вещественных доказательств в виде изъятых из незаконного оборота табачных изделий, предметов и материалов, используемых для их производства. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по торговле и потребительскому рынку |
22118-8
О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (в части совершенствования правового регулирования в сфере потребительского кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг)
Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, К.М.Бахарев, А.Н.Свистунов, О.Д.Димов, В.Б.Сенин; Сенаторы Российской Федерации Н.А.Журавлев, А.Д.Артамонов, М.М.Ульбашев | |||
---|---|---|---|
Проектом федерального закона снижается максимальный размер ежедневной процентной ставки по потребительским кредитам (займам), максимальное значение полной стоимости потребительского кредита (займа), максимальный размер суммы всех платежей по договору потребительского кредита (займа) сроком до года (сумма начисленных процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребительского кредита (займа), а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату по договору потребительского кредита (займа). | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности |
68537-8
О внесении изменений в главу 25-4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части стимулирования добычи нерентабельных категорий запасов недр, поиска и разведки новых месторождений углеводородного сырья) | Депутаты Государственной Думы О.Н.Ануфриева, П.Н.Завальный | ||
---|---|---|---|
Проектом федерального закона вносятся изменения, связанные с уточнением отдельных параметров исчисления налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в части решения отдельных спорных вопросов правоприменения. Уточняется порядок учета расходов при переходе права пользования участком недр, в том числе в виде арендных (лизинговых) платежей, порядок восстановления фактических расходов, порядок применения коэффициента индексации убытка и др. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по нефтегазовой промышленности |
1212906-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления максимальной допустимой доли кредитов и (или) займов с переменной процентной ставкой) Депутат Государственной Думы А.Г.Аксаков; Сенаторы Российской Федерации Н.А.Журавлев, М.М.Ульбаше Проектом федерального закона предусматривается:
- запрет установления переменной процентной ставки по следующим договорам потребительского кредита (займа):
по краткосрочным договорам (до 1 года);
по долгосрочным договорам (более 20 лет);
по договорам на небольшие суммы (сумма договора не превышает минимальный размер кредита (займа), установленный Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России для отдельных видов потребительских кредитов (займов) с учетом региональных особенностей);
- определение максимального допустимого значения переменной процентной ставки по договору потребительского кредита (займа);
- наделение Банка России правом в качестве меры, направленной на снижение угроз финансовой стабильности Российской Федерации, устанавливать на основании решения Совета директоров максимальную допустимую долю кредитов и (или) займов с переменной процентной ставкой и период, на который она устанавливается;
- установление характеристик потребительского кредита (займа), для которого может быть установлена переменная процентная ставка: срок кредита и его размер. При этом предусматривается, что размер кредита не должен превышать минимальный размер кредита (займа), установленный Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России для отдельных видов потребительских кредитов (займов) с учетом региональных особенностей;
- наделение заемщика правом при увеличении значения переменной процентной ставки обратиться к кредитору с требованием об увеличении срока возврата потребительского кредита (займа). При этом предусматривается, что кредитор не вправе увеличить срок возврата указанного потребительского кредита (займа) более чем на 1/4 от срока, установленного на дату заключения такого договора;
- дополнение кредитной истории субъекта кредитной истории – физ. лица информацией о виде процентной ставки по договору займа (кредита). Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности
3. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:
Номер и наименование законопроекта Субъект законодательной инициативы
Примечание
79874-8
«О побочных продуктах животноводства и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проектом федерального закона предусматривается:
- введение понятия «побочные продукты животноводства», понятий, связанных с процессами обращения побочных продуктов животноводства и их использования в сельскохозяйственном производстве, в том числе для повышения плодородия почвы;
- наделение федерального органа по нормативному правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса полномочиями по нормативному правовому регулированию в области обращения побочных продуктов животноводства, с учетом положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- закрепление права собственности на побочные продукты животноводства. | Сенаторы Российской Федерации А.Д.Артамонов, А.П.Майоров, С.Г.Митин, М.А.Афанасов, | |
---|---|---|
В.Ф.Новожилов, Депутаты Государственной Думы А.В.Гордеев, В.И.Кашин | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по агропромышленному комплексу |
82264-8
«О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об упрощении применения таможенной процедуры переработки товаров на таможенной территории)
Проектом федерального закона предусматриваются упрощения, связанные с применением процедуры переработки: возможность согласования при рассмотрении заявления на переработку товаров на таможенной территории (далее - заявление на переработку) норм выхода продуктов в диапазоне от минимального до максимального их показателя, если нормы выхода продуктов переработки зависят от химического состава и (или) физического состояния иностранных товаров, помещаемых под процедуру переработки; указание в заявлении на переработку и, соответственно, в разрешении на переработку сведений о лицах, которые будут перемещать товары, помещенные под процедуру переработки, между местами расположения производственных мощностей организаций, непосредственно совершающих операции по переработке товаров; возможность при подаче заявления на переработку не указывать сведения об отходах, образующихся в результате совершения операций по переработке, если на дату подачи указанного заявления такая информация отсутствует. Правительство Российской Федерации
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО
84631-8
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения административной ответственности за отдельные правонарушения в области связи и информации)»
Проектом федерального закона за неисполнение обязанностей иностранного лица по регистрации личного кабинета на сайте Роскомнадзора, размещению на своем информационном ресурсе формы обратной связи и по учреждению российского юридического лица или созданию филиала или открытию представительства на территории Российской Федерации закрепляется административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере до одной десятой совокупного размера суммы выручки иностранного лица. Вводится административная ответственность операторов поисковых систем, провайдеров хостинга, рекламодателей и рекламораспространителей за неисполнение обязанностей, предусмотренных Законом № 236-ФЗ в рамках механизма реализации мер понуждения. Депутаты Государственной Думы А.Е.Хинштейн,
С.М.Боярский
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по медиаиндустрии и предпринимательству в информационной сфере
84812-8
«О внесении изменений в статью 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Проект федерального закона предусматривает унификацию механизмов изменения контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр с механизмами, предусмотренными положениями статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для контрактов в сфере строительства (пункты 12,13, 8 и 9 части 1), учитывая необходимость утверждения проектной документации для проведения работ по геологическому изучению недр. Правительство Российской Федерации
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по горнопромышленному комплексу
84826-8
«О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Проектом федерального закона устанавливаются обязанности обладателей и операторов по соблюдению требований о защите информации, обладателями которой являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, вне зависимости от места ее хранения или обработки, а также требований к организации и управлению системой защиты информации. Правительство Российской Федерации
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям
89661-8
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Проектом федерального закона предлагается дополнить часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ положениями, устанавливающими полномочия судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой частью 41 статьи 19.5 КоАП РФ (негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека вследствие деятельности компаний, осуществляющих перевалку, дробление и сортировку угля в портах).
Также предлагается дополнить пункты 19 и 37 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ положениями, устанавливающими полномочия органов, осуществляющих федеральный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный экологический надзор, по составлению протоколов о таких административных правонарушениях.
Правительство Российской Федерации | ||
---|---|---|
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре |
90752-8
«О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования порядка подтверждения права на применение нулевой ставки НДС экспортерами)»
Проектом федерального закона предусматривается отказ от представления экспортером подтверждающих ставку 0 процентов по НДС документов, включая контракт, на бумажном носителе. Вместо этого для экспортеров товаров будет установлена обязанность по представлению в налоговые органы реестров в электронной форме, которые будут включать сведения как из декларации, так и из контракта.
Кроме того, предлагается сделать единообразным момент определения налоговой базы по подтвержденному и неподтвержденному экспорту товаров. Указанные изменения позволят налоговым органам обрабатывать представленные налогоплательщиком в составе реестров сведения в автоматическом режиме и упростят процесс сопоставления представленных данных со сведениями, получаемыми в электронном виде от ФТС России в рамках информационного обмена. | Правительство Российской Федерации | |
---|---|---|
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО |
91894-8
«О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»
Проектом федерального закона предусматривается внесение в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» изменений, направленных на расширение перечня разрешенных валютных операций между резидентами в иностранной валюте, предусмотрев: операции по договору займа между юридическим лицом - заемщиком и юридическим лицом - займодавцем, 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат юридическому лицу - заемщику, и связанному с эмиссией займодавцем облигаций, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, при условии, что размер требований по ним не превышает объема годовой выручки в иностранной валюте, полученной заемщиком от внешнеторговой деятельности; операции, связанные с исполнением юридическим лицом - резидентом, предоставившим обеспечение по облигациям, стоимость которых указана в иностранной валюте, своих обязательств в рамках предоставленного обеспечения. | Правительство Российской Федерации | |
---|---|---|
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по финансовым рынкам |
94339-8
«О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Проектом федерального закона вносятся изменения в части замены размера административного штрафа для должностных лиц за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, устанавливаемого в фиксированном размере, штрафом, исчисляемым в процентном отношении к сумме нарушения. | Правительство Российской Федерации | |
---|---|---|
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО |
94578-8
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проектом федерального закона предусматривается уточнение понятия исчерпывающего перечня документов, необходимых застройщику для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и запрет требовать документы, находящиеся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных указанным органам организаций.
Предусматривается исключение излишнего согласования осуществления строительства в границах приаэродромных территорий объектов капитального строительства, ненормируемых по уровню шума.
Кроме того, законопроектом предусматриваются дополнительные полномочия Правительства Российской Федерации по регулированию в 2022 году особенностей выдачи ряда документов и согласований, необходимых для осуществления градостроительной деятельности и строительства. | Правительство Российской Федерации | |
---|---|---|
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по строительному комплексу |
4. Правоприменительная практика.
14 марта 2022 года Конституционный Суд РФ признал абзац второй части третьей статьи 445 ГПК РФ не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 46 (часть 1), 55 (часть 3) и 751, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эта норма допускает поворот исполнения вступившего в законную силу решения суда, принятого по делу о взыскании работником (бывшим работником) денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в случае его пересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, притом что само наличие трудовых отношений не было опровергнуто в судебном порядке, а отмененное решение суда не было основано на сообщенных гражданином ложных сведениях или представленных им подложных документах.
(подробнее)
28 марта 2022 года Конституционный Суд РФ признал положения пункта 4 части девятой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», статьи 189.91 и пункта 31 статьи 189.96 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по их конституционно-правовому смыслу юридический факт отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (введения моратория на удовлетворение требований ее кредиторов) не может препятствовать признанию предшествовавшего ему (им) размещения гражданином-должником – в порядке исполнения (в том числе досрочного) своих обязательств по договору потребительского кредита – денежных средств на банковском счете в кредитной организации, специально открытом в этой кредитной организации, надлежащим исполнением своих обязательств в соответствующей части.
(подробнее)
5. События
09 марта 2022 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:
- Помощнику Президента Российской Федерации - начальнику Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Л.И.Брычевой замечания и предложения к проекту федерального закона № 47589-8 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования статей 72.2, 81, 157, 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации);
(подробнее)
- Председателю Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам А.М.Макарову предложения к Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
(подробнее)
- Статс-секретарю - заместителю Министра финансов Российской Федерации А.В.Сазанову замечания и предложения к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»;
(подробнее)
10 марта 2022 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:
- Председателю Правительства Российской Федерации – Председателю Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций М.В.Мишустину обращение с просьбой о внесении проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации»;
(подробнее)
- Статс-секретарю - заместителю Министра финансов Российской Федерации А.В.Сазанову предложения к проекту федерального закона «О внесении изменений в пункт 4 статьи 75 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 25.02.2022 № 18-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
(подробнее)
14 марта 2022 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:
- Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Чернышенко предложения рабочих органов и компаний-членов по мерам по снижению риска оттока ИТ-специалистов в части внесения корректировок в Налоговый кодекс Российской Федерации;
(подробнее)
15 марта 2022 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам А.М.Макарову предложения Комитета РСПП по налоговой политике к проекту федерального закона № 46702-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования порядка уплаты налогов);
(подробнее)
16 марта 2022 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике М.А.Топилину предложения по поправкам к проекту федерального закона № 84931-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части расширения перечня видов деятельности, разрешенных на территории особой экономической зоны и изменения сроков вступления в силу законодательных актов, содержащих обременительные обязательные требования, которые не могут быть соблюдены ввиду технологических ограничений)»;
(подробнее)
18 марта 2022 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам А.М.Макарову предложения по поправкам к проекту федерального закона № 84984-8 «О внесении изменений в пункт 4 статьи 75 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (об отдельных мерах налоговой поддержки);
(подробнее)
21 марта 2022 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической политике К.К.Долгову предложения к проекту федерального закона № 1184268-7 «О внесении изменений в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в части закрепления за органами предварительного расследования права возбуждения без заявления потерпевшей стороны уголовных дел, если предметом преступления явилось имущество, выделенное в целях реализации государственного оборонного заказа, национальных проектов, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд);
(подробнее)
22 марта 2022 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:
- Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.Р.Белоусову замечания и предложения к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;
(подробнее)
- Статс-секретарю - заместителю Министра финансов Российской Федерации А.В.Сазанову обращение с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на затраты в незавершенные инвестиционные проекты, по которым в силу различного рода причин (коммерческие, санкционные, регуляторные и т.п.) было принято решение об отказе от их дальнейшей реализации;
(подробнее)
- Руководителю Федеральной антимонопольной службы М.А.Шаскольскому замечания и предложения к проекту федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»;
(подробнее)
24 марта 2022 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:
- Статс-секретарю-заместителю Министра экономического развития РФ А.И.Херсонцеву заключения РСПП об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений»;
(подробнее)
25 марта 2022 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Государственной Думы ФС РФ В.В.Володину замечания и предложения к проекту федерального закона № 94339-8 «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;
(подробнее)
28 марта 2022 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Помощнику Президента Российской Федерации - начальнику Государственно-правового управления Президента российской Федерации Л.И.Брычевой замечания и предложения:
- к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
(подробнее)
- к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части установления административной ответственности за непредставление сведений, представление неполных или заведомо недостоверных сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области ограничения выбросов парниковых газов.
(подробнее)