ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (информация за период с 14 по 21 ноября 2016г.)
1. Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:- в третьем чтении;
- во втором чтении;
- в первом чтении.
2. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
3. Правоприменительная практика.
4. События.
1. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:
1.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
630282-6
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предлагается:
1) в КоАП Российской Федерации установить административную ответственность:
- за нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
- за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным;
- за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке;
- за уклонение от замены оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, если такая замена является обязательной в соответствии с правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, либо уклонение от заключения договора о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным.
За указанные правонарушения предусматривается административный штраф на граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб.; на должностных лиц - от 5 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40 тыс. до 100 тыс. руб. За повторное совершение таких правонарушений размеры административных штрафов в отношении граждан – от 2 тыс. до 5 тыс. руб., в отношении должностных и юридических лиц административные штрафы увеличиваются в 2 раза, а также предусматривается возможность дисквалификации должностных лиц на срок от 1 года до 3-х лет и административное приостановление деятельности юр. лиц на срок до 90 суток.
Если указанные действия (бездействия) приведут к аварии или возникновению непосредственной угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, то административный штраф будет взиматься в размере: на граждан от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на должностных лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 тыс. до 400 тыс. руб.
2) наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению требований к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, или определению ФОИВа, уполномоченного на установление указанных требований. При этом в отношении указанных лиц вводится обязанность в течении 6 месяцев после дня принятия Федерального закона уведомить органы государственного жилищного надзора об осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
880424-6
О внесении изменений в статью 266 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Депутаты Государственной Думы Р.В.Кармазина, А.В.Скоч и др. Проектом федерального закона предусматривается исчисление суммы создаваемого резерва по сомнительным долгам по итогам налогового периода от выручки текущего налогового периода в размере, не превышающем 10%. При этом сумма резерва, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать большую из величин: 10% от выручки предыдущего налогового периода или 10% от выручки за указанный налоговый период.
1130833-6
О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается возможность получения налогоплательщиком социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни у работодателей до окончания налогового периода, при условии подтверждения такого права налоговым органом.
1177918-6
О внесении изменения в статью 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона дифференцируется размер государственной пошлины при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) в зависимости от лица, обращающегося в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Для юр. лиц размер государственной пошлины предусматривается сохранить на существующем уровне 6 тыс. руб., а для физических лиц установить его на уровне 300 руб.
1183284-6
О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона увеличивается с 40% до 45% допустимый объем рекламы в одном номере периодического печатного издания, не специализирующегося на сообщениях рекламного характера, в целях применения ставки НДС в размере 10%.
1183395-6
О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О рекламе" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона с 1 января 2017 г. увеличивается объем рекламы, допускаемой к распространению в периодических печатных СМИ, не специализирующихся на сообщениях рекламного характера, с 40% до 45 % объема одного номера издания.
4313-7
О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- приостанавливаются до 01.01.2017 г. нормы об утверждении в составе основных характеристик бюджета условно утверждаемых расходов;
- откладывается на 1 год срок вступления в силу норм об обязательном формировании и ведении перечня и реестра источников доходов
Российской Федерации в отношении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- приостанавливается до 01.01.2017г. норма о представлении реестров источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган. При этом с 01.01.2017 г. будут представляться не сами реестры, а данные таких реестров;
- закрепляются особенности использования в 2017 году остатков средств федерального бюджета. Предусматривается направление указанных остатков на увеличение бюджетных ассигнований на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по обеспечению отдельных мероприятий в сфере общегосударственных вопросов, национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, исследования и использования космического пространства, развития оборонно-промышленного комплекс. При этом приостанавливается до 01.01.2018 г. норма о возможности использования таких остатков на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, и сокращение заимствований;
- исключается обязательное условие о снижении расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации при осуществлении новых внутренних (внешних) заимствований с превышением установленного верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации в целях замещения внешних (внутренних) заимствований;
- дополняется перечень межбюджетных трансфертов субсидиями из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС в целях софинансирования расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации, для последующего их предоставления в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации ;
- предусматривается возможность внесения по решениям Министра финансов Российской Федерации изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета на осуществление деятельности в сфере национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, в пределах 10% объема указанных бюджетных ассигнований;
- сохраняется в 2017 году возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных Минобрнауки России, Минкультуры России, Минздраву России, в целях реализации решений Президента Российской Федерации по повышению оплаты труда отдельных категорий работников.
11078-7
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предлагается:
- ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. Отменяется ограничение срока переноса убытков;
- изменить подход к формированию консолидированной налоговой базы консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), ограничив сумму уменьшения налоговой базы КГН, формируемой прибыльными участниками КГН, на сумму убытка, полученного убыточными участниками КГН, размером, не превышающим 30% от прибыли прибыльных участников КГН;
- увеличить на период 2017-2020 гг. долю поступлений налога на прибыль организаций, зачисляемую в федеральный бюджет, на 1%;
- увеличить размер пени до 1/150 ключевой ставки ЦБ Российской Федерации для юр. лиц и индивидуальных предпринимателей, в случае просрочки исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов свыше 30 календарных дней;
- предусмотреть возможность уплаты налогов за налогоплательщиков третьими лицами;
- включить в перечень сделок, не относящихся к контролируемым, сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками, и договор поручительства (гарантии) не предполагает выплаты вознаграждения поручителю (гаранту);
- ограничить действие налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества и имущества, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья в Каспийском море, предусмотрев их применение с 01.01.2018 г. на территории субъекта Российской Федерации только по решению этого субъекта Российской Федерации;
- наделить высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, правом изменять порядок пересмотра результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости;
- закрепить приоритет данных ЕГАИС при определении налоговой базы по алкогольной и спиртосодержащей продукции, если такая база, определенная налогоплательщиком, менее объема реализации указанных подакцизных товаров за соответствующий налоговый период, отраженного в ЕГАИС;
- установить ставку НДПИ при добыче многокомпонентных комплексных руд, содержащих, в т.ч. медь, никель и металлы платиновой группы, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края в размере 730 руб. за тонну добытой руды;
- уточнить порядок определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа горючего природного организациями являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения и аффилированными с ними компаниями, увеличить ставку НДПИ для данных организаций на 413 руб. за 1 тыс. куб. м в 2017 г.
1.2. Законопроекты, принятые во втором чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
1027679-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается право физического или юридического лица обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти, органы МСУ, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц этих органов и организаций обязанность исполнить требования имущественного или неимущественного характера.
1099565-6
О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (об уточнении перечня документов личного хранения) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается уточнение перечня документов, которые не могут быть получены органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, посредством межведомственного электронного взаимодействия, и которые должны быть представлены лицами, обращающимися за получением указанных услуг, в форме документа на бумажном носителе или электронного документа. Предлагается:
- исключить из указанного перечня: свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык, документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выданные на территории иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык;
- включить в указанный перечень: свидетельства об усыновлении, выданные органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации; документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях, выдаваемые военными профессиональными образовательными организациями и военными образовательными организациями высшего образования, а также выданные в 1992 – 1995 годах организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
1.3. Законопроекты, принятые в первом чтении
Номер и наименование законопроекта Субъект права законодательной инициативы Краткое содержание Примечание
1134278-6
О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации Проектом федерального закона предлагается внести изменения в положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующие применение в гражданском процессе принципа непрерывности судебного заседания, исследование доказательств после отложения разбирательства дела, а также определяющие порядок восстановления пропущенных процессуальных сроков, в том числе на обращение с кассационной и надзорной жалобами. В частности, предлагается внести изменения в статью 157 ГПК, исключив из нее положения, закрепляющие принцип непрерывности, и дополнив ее указанием на возможность рассмотрения судом других дел во время перерыва, объявленного в судебном заседании по начатому делу. Кроме того, предусматривается правило, исключающее повторное рассмотрение исследованных до перерыва доказательств. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности
15459-7
О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона устанавливается, что в 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годов сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2016 году. Сохраняются 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также льготы по уплате страховых взносов в размере 60%, установленных размеров страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию
15467-7
О внесении изменений в статью 33-1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона внесятся изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающие сохранение на период до 2019 года включительно тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, действующих в 2016-2018 годах для основной категории плательщиков, в размере 22,0 % в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов и в размере 10,0 % сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию
15810-7
О внесении изменений в статью 299 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации Президент Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается изложить в новой редакции статью 299 "Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности" Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью первой названной статьи за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности предлагается установить максимальное наказание в виде семи лет лишения свободы. Частью второй этой статьи предусматривается повышенная ответственность за указанное деяние как в случае, если оно соединено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, так и в случае, если оно повлекло причинение крупного ущерба или иные тяжкие последствия.
Согласно части третьей этой статьи ответственность должностных лиц правоохранительных органов будет наступать в случае незаконного возбуждения уголовного дела, совершенного в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности, если указанное деяние повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба.
Кроме того, в соответствии с примечанием к новой статье крупным признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности
15455-7
О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона устанавливаются следующие показатели федерального бюджета:
Доходы: в 2017 году – 13 487,6 млрд. руб. (15,5% ВВП); в 2018 году - 14 028,5 млрд. руб. (15,2% ВВП) и в 2019 году - 14 844,8 млрд. руб. (15,0% ВВП), в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов в 2017 году составит 5 050,0 млрд. руб. (5,8% ВВП): в 2018 году – 5 113,8 млрд. руб. (5,5% ВВП), в 2017 году – 5 347,8 млрд. руб. (5,4% ВВП).
Расходы: в 2017 году 16 240,8 млрд. руб. (18,7% ВВП), в 2018 году – 16 039,7 млрд. руб. (17,4% ВВП), в 2019 году – 15 987,0 млрд. руб. (16,2% ВВП).
Дефицит федерального бюджета: в 2017 году 2 753 2 млрд. руб. (3,2% ВВП); в 2018году 2 011,2 млрд. руб. (2,2% ВВП); в 2019 году 1 142,2 млрд. руб. (1,2% ВВП).
Объем ВВП: в 2017 году – 86 806,0 млрд. руб. (рост на 0,6%), в 2018 году – 92 296,0 млрд. руб. (рост на 1,7%); в 2019 году – 98 860,0 млрд. руб. (рост 2,1%).
Верхний предел государственного внутреннего долга: на 01.01.18 - 10 351,6 млрд. руб.; на 01.01.19 - 11 580,9 млрд. руб.; на 01.01.20 - 12 788,4 млрд. руб.
Верхний предел государственного внешнего долга: на 01.01.18 - 53,6 млрд. дол. США (48,7 млрд. евро); на 01.01.19 - 52,8 млрд. дол. США (48,0 млрд. евро); на 01.01.20 - 53,6 млрд. дол. США (48,7 млрд. евро).
Уровень инфляции: в 2017 году – 4,0%; в 2018 году – 4,0 %; в 2019 году – 4,0%.
Объем Резервного фонда (прогноз, на начало года) в 2017 году в сумме 6 076 420 000,0 тыс. рублей, нормативная величина Резервного фонда на 2018 год составит 6 460 720 000,0 тыс. рублей и на 2019 год - 6 920 200 000,0 тыс. рублей.
Объем Фонда национального благосостояния (прогноз, на начало года): в 2017 году – 4 702,3 млрд. руб.; в 2018 году – 4 190,3 млрд. руб.; в 2019 году 3 102,3 млрд. руб. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике
2. Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:
Номер и наименование законопроекта Субъект законодательной инициативы
Примечание
27073-7
О внесении изменений в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации
Проектом федерального закона предлагается скорректировать порядок применения повышающих коэффициентов к плате за землю с учетом сроков и видов жилищного строительства, определяемых градостроительным законодательством. Предусматривается сохранение применения коэффициентов при смене собственников указанных земельных участков, их разделе, выделе или объединении до месяца государственной регистрации прав на построенные на таких земельных участках жилые дома или месяца получения разрешения на ввод многоквартирных домов в эксплуатацию, за исключением случаев перехода права собственности на земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, в порядке наследования. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по строитель-ству и жилищной политике
29777-7
О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, и выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением функций по администрированию арбитража (третейского разбирательства)
Проектом федерального закона предусматривается освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, и выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением функции по администрированию арбитража. Правительство Российской Федерации Поддерживается РСПП
3. Правоприменительная практика
15 ноября 2016г. Верховный Суд Российской Федерации опубликовал Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».
(подробнее)
4. События
18 ноября 2016 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по государственному строительству и законодательству замечания и предложения РСПП к проектам федеральных законов № 1047746-6 «О внесении изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ» и № 1114853-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».
(подробнее)
21 ноября 2016 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Министра экономического развития РФ С.В.Шипову письмо РСПП по вопросу согласования проекта указа Президента РФ «О совершенствовании результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти».
(подробнее)