А.В.Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП: Тезисы выступления на II деловом форуме "Развитие малого и среднего бизнеса "
А.В.Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП: Тезисы выступления на II ежегодном деловом форуме "Развитие малого и среднего бизнеса: директивы правительства и их региональная проекция"Российский союз промышленников и предпринимателей, являясь крупнейшим общероссийским объединением работодателей, выражает интересы широкого круга представителей бизнес-сообщества. Членами РСПП являются как предприятия крупного, так и среднего, малого бизнеса. Поэтому главной целью РСПП является системная защита интересов бизнеса, в том числе и малого.
За последнее время органами государственной власти был принят ряд мер, стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства. В частности, приняты Федеральные законы, касающиеся снижения административного давления на бизнес при осуществлении государственного контроля (надзора), расширения условий для применения системы упрощенной системы налогообложения, ограничения обязательств по использованию кассовых аппаратов, создания благоприятных условий для участия в аукционах по госзаказу, безаукционного продления аренды, льготной приватизации субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемых ими помещений. Приняты государственные программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, РСПП считает, что для долговременного успешного развития малый и средний бизнес должен иметь твердую базу – имущественные активы. Необходимо создать благоприятные условия для привлечения малого и среднего бизнеса к участию в приватизации государственного и муниципального имущества.
1. Государственные и муниципальные предприятия и учреждения обладают на праве хозяйственного ведения и оперативного управления значительным объемом имущества, которое не используется ими в своей основной уставной деятельности и сдается в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. В целях воспрепятствования выкупу субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими государственного и муниципального имущества региональные и муниципальные власти передают такое имущество государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям.
В связи с этим предлагаем рассмотреть возможность распространения действия закона о приватизации субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества на государственную и муниципальную собственность, закрепленную на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями. В частности, субъектам малого и среднего бизнеса, арендующим длительное время (например, не менее 5 лет) помещения у государственных или муниципальных предприятий (учреждений), может быть предоставлено право подать заявку в уполномоченный орган на приватизацию данного помещения. При рассмотрении такой заявки уполномоченный орган должен исходить из того, что предприятия и учреждения не должны владеть помещениями, не используемыми для реализации своих уставных целей. Для отдельных категорий государственных и муниципальных предприятий и учреждений может быть сделано исключение из данного правила (например, для ВУЗов, медицинских учреждений и т.д.).
2. По данным Минэкономразвития России в 2009 году с субъектами малого и среднего предпринимательства заключено всего 6 тыс. договоров купли-продажи муниципальной и региональной недвижимости. В некоторых субъектах РФ не было заключено ни одного договора. Данная ситуация сложилась, потому что в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» в Перечень государственного и муниципального имущества, не подлежащего выкупу и предоставляемого малым предприятиям в аренду по льготным ценам, были внесены практически все объекты недвижимости.
Эту ситуацию необходимо исправлять, ограничив предельный объем не подлежащего выкупу недвижимого имущества, включаемого в такие Перечни. Также целесообразно рассмотреть возможность определения условий выкупа имущества, включенного в Перечни, и направления полученных от продажи средств на строительство новых помещений для нужд малого бизнеса.
3. Сегодня отсутствует эффективный механизм выявления спроса потенциальных инвесторов, который бы позволял отражать заинтересованность организаций, в том числе малых и средних, в определенных объектах, находящихся в собственности государства.
По мнению РСПП, необходимо обеспечить раскрытие информации о государственном имуществе, которое не запрещено к приватизации и может быть реализовано субъектам малого и среднего бизнеса, а также усовершенствовать механизмы подачи и рассмотрения заявок на приватизацию такого имущества. Для выполнения указанных задач могут быть выработаны критерии определения имущества, предназначенного для продажи субъектам малого и среднего предпринимательства (такие как: стоимость, выручка, количество работников). На основании этих критериев целесообразно сформировать разместить на официальном сайте Росимущества перечни подлежащего приватизации имущества с максимально подробным описанием и структурированием по регионам и отраслям хозяйственной деятельности.
4. РСПП предлагает разработать механизмы, позволяющие организовывать аукционы по приватизации государственного и муниципального имущества преимущественно для субъектов малого и среднего предпринимательства с соответствующей информационной поддержкой, а также предоставлять таким субъектам первоочередное право покупки имущества при совпадении цены на торгах.
5. Открытость и доступность для малого и среднего бизнеса процедур приватизации возможно обеспечить за счет проведения электронных торгов, на определенной площадке с прозрачным механизмом подачи заявок.
6. Во избежание покупки приватизируемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства в целях перепродажи крупному бизнесу, по мнению РСПП, могут быть предусмотрены обязательные условия приватизации по сохранению целевого использования данного имущества.
7. Для стимулирования субъектов малого и среднего бизнеса к участию в приватизационных процессах предлагаем рассмотреть возможность снижения для них размера задатка при подаче заявки на участие в торгах (сейчас составляет 20% начальной цены объекта приватизации). Это позволит субъектам малого и среднего бизнеса не изымать из хозяйственного оборота значительные средства. Также целесообразно расширить для малого бизнеса основания предоставления рассрочки внесения платы за приобретаемое имущество.
8. Кризис существенно ограничил доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, поэтому для обеспечения возможности их участия в приватизации, нужно создать механизмы финансовой поддержки (льготное кредитование, субсидирование процентной ставки по кредиту и т.д.).
9. В целях совершенствования способов приватизации предлагаем законодательно предусмотреть возможность преобразования государственного (муниципального) предприятия в общество с ограниченной ответственностью. Такая организационно-правовая форма является наиболее удобной для малого бизнеса. Это позволит сократить расходы малого бизнеса, связанные с соблюдением установленных законом требований к акционерным обществам, и не допустить создание акционерных обществ, которые по существу не являются публичными компаниями.
Принятие указанных мер, по мнению РСПП, будет способствовать дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства, увеличению его доли в экономике России и формированию широкого слоя эффективных собственников.