Инновационное предпринимательство как фактор устойчивого развития муниципалитета
В России полным ходом идет реализация Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и специалисты уже делают определенные выводы о практике его применения. Отмечается, что одновременно новый Закон расширяет границы вмешательства государства в решение вопросов местного значения, создавая неоправданные барьеры на пути именно самостоятельному поиску направлений и путей социально-экономического развития. И в гораздо меньшей степени в ходе российской муниципальной реформы звучит «экономическая» составляющая развития, хотя во многих странах с развитым местным самоуправлением именно это является одной из основных забот местного самоуправления. Многие вопросы, активно обсуждающиеся сегодня в ходе реформы местного самоуправления в России, касаются именно экономического развитияВ этих условиях местные органы власти продолжают решать, прежде всего, проблемы текущего функционирования муниципального хозяйства, начиная от теплоэнергообеспечения и заканчивая вопросами образования и здравоохранения. По этой причине вопросы перспективы, вопросы устойчивого развития остаются, как правило, без внимания. И уж совершенно «не доходят руки» до формирования стратегий устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований (МО) на основе генерирования и реализации новых знаний, на основе организации взаимодействия науки, власти и бизнеса на территории МО.
В год выхода вышеупомянутого закона в Докладе Госсовета РФ «Местное самоуправление в России: современное состояние и перспективы развития» высказывалась необходимость развития инвестиционной активности на местном уровне. Была поставлена задача «… создать условия для формирования и постоянного роста бюджетов развития муниципальных образований…».
Развитие предпринимательства в научно-технической сфере является важнейшим фактором наращивания экономической базы муниципальных образований. Поэтому, несмотря на сложную экономическую ситуацию, сегодня требуется активная муниципальная инновационная политика, основанная на комплексном обосновании приоритетов развития, новых методах ее реализации. Необходим отбор перспективных инноваций, реализация которых будет способствовать активному и устойчивому развитию муниципалитетов. (Под муниципалитетом автор статьи подразумевает административно-территориальную единицу — любое из пяти видов муниципальных образований, на которой, в соответствии с ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действуют выборные и иные органы местного самоуправления).
Проблемы и вопросы развития инновационного предпринимательства в муниципальных образованиях были предметно рассмотрены на VII Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Инновации и развитие малого бизнеса». В Рекомендациях конференции было записано: органам законодательной и исполнительной власти муниципального уровня разработать и согласовать стратегии, программы развития инновационного предпринимательства на соответствующей территории и обеспечить их выполнение
Но как практически подойти к решению вышеперечисленных задач и проблем? Ведь эти вопросы являются практически «белым пятном» в современной теории муниципального управления.
Отечественный опыт показывает, что местное самоуправление — это всегда комбинация интересов различных институциональных структур, в том числе бизнеса. И во многих случаях их экономические интересы не совпадают с потребностями местного сообщества, перспектива развития которого, как правило, предопределена политикой эффективного использования местного интеллектуального потенциала и природных ресурсов, которые, в свою очередь, обеспечивают создание новых рабочих мест и стимулируют рост экономической активности.
В поисках механизма, обеспечивающего практическое взаимодействие бизнеса, науки и органов власти в границах определенной территории в Кемеровской области в МО «Кемеровский район» одновременно были реализованы несколько проектов инновационного типа на основе научно-технических разработок, созданных и запатентованных учеными вузов Кузбасса. Чтобы добиться максимального синергетического эффекта, была поставлена еще одна задача — проекты должны взаимно дополнять друг друга. Также необходимо было добиться того, чтобы затраты на внедрение новых разработок, технологий были минимальными (или меньше, чем традиционные), а полученный экономический эффект — в разы больше.
На территории МО «Кемеровский район», как и на территории большинства МО Кузбасса работают угольные предприятия, разрезы, шахты. В связи с этим существуют проблемы, среди которых самые актуальные — большое количество отходов горнорудного производства и, как следствие, изъятых из сельскохозяйственного оборота пахотных земель; высокий уровень ОРЗ и заболеваний, связанных с дефицитом микроэлементов; загрязненность водных ресурсов; низкая активность предпринимательского сектора. Кроме того, «головная боль» всех МО Сибири – обеспечение теплом объектов бюджетной сферы.
В этой связи для реализации были отобраны проекты, отражающие общую специфику Кузбасса и способствующие, как предполагалось, устойчивому развитию Кемеровского района. В комплекс проектов под общим названием «Обеспечение устойчивого социально-экономического развития МО «Кемеровский район» на основе внедрения эффективных ресурсосберегающих технологий» вошли четыре инновационных проекта:
Проект «Энергосбережение» решает задачу получения дешевого и эффективного тепла для обеспечения объектов социальной сферы и жилья. Данный проект позволяет оптимизировать работу котельных и значительно повысить их коэффициент полезного действия, эффективно регулировать отопительные системы автономных жилых объектов и фермерских хозяйств. В рамках проекта отопительные системы Кемеровского района укомплектовываются специальными регуляторами расхода тепла, внедряются газогенераторы, а также энергосберегающие технологии сжигания топлива. Фактически были установлены новые модифицированные водогрейные котлы, которые дешевле аналогов на 15%, удельный расход топлива у них на 40% меньше, срок службы выше втрое. Котлы работают без химической водоподготовки, исходящие газы дожигаются, объем золы уменьшается вдвое.
Проект «Шламы» решает задачу очистки шламовой воды для существенного снижения образования отходов обогатительных фабрик». Основные преимущества применения запатентованной технологии масляной аэроагрегации следующие: увеличение выхода угольного концентрата на 5,2%; сокращение расхода масляного реагента на 20-30%; увеличение скорости флотации и производительности флотомашин в 2 раза; снижение потерь угля с отходами флотации на 40%. Затраты на ее внедрение составляют около 1,0 млн. рублей, годовой экономический эффект — 38 млн. рублей, срок окупаемости — 6 месяцев. Технология позволяет утилизировать отработанные масла, используемые в угледобывающей технике и автотранспорте предприятий.
Проект 3 — «Биорекультивация» решает задачу биологической рекультивации отходов горнорудного производства. В Кемеровской области насчитывается 408 предприятий, нарушающих почвенный покров, из них ведущее место занимают предприятия угольной промышленности — 205. Проект направлен на использование в технологии рекультивации растений — азотфиксаторов, влияющих положительно на почвенную микрофлору и содержащих жизненно важные микроэлементы, а также растений — концентраторов микроэлементов. Главная задача проекта - увеличение темпов по восстановлению почвенного плодородия и биологического разнообразия на отвалах горнорудного производства. Следует отметить, что данная технология в два раза дешевле, чем классический вариант рекультивации, и дает значительный экологический эффект.
Проект 4 — «Питание» решает задачу производства функциональных продуктов для ликвидации алиментарно-зависимых заболеваний населения МО. Проект направлен на снижение уровня заболеваний детского и взрослого населения; уменьшение фактических денежных выплат по больничным листам; повышение работоспособности социальнозначимой группы населении, увеличение ее состава и продолжительности жизни.
Результаты реализации комплекса проектов были представлены на VI Московском Международном Салоне инноваций и инвестиций - крупнейшем в России научно-техническом выставочном мероприятии, организаторами которого традиционно выступают Министерство образования и науки России, Министерство экономического развития и торговли РФ и другие организации. В итоге проект «Технология очистки шламовых вод» получил Золотую медаль Салона. Серебряными медалями были награждены проекты «Биологическая рекультивация отходов горнорудного производства», «Профилактика профзаболеваний обогащенными продуктами и напитками» и «Водогрейный котел противоточный вихре-петлевого типа». Межвузовский инновационный научно-производственный центр «ИННОТЕХ» (руководитель комплекса проектов) и Администрация МО «Кемеровский район» за реализацию проекта «Механизм сотрудничества «наука-власть-бизнес» были награждены Дипломом Министра образования и науки РФ Фурсенко А.А. и золотой медалью Салона. Все проекты были отмечены специальными дипломами за эффективные технологии, представленные в специализированном разделе Салона «Город: инновационные решения».
Возвращаясь к механизму взаимодействия бизнеса, науки и органов власти, необходимо отметить: то, что делалось силами трех университетов и ИНПЦ «ИННОТЕХ», было направлено исключительно на решение важнейших муниципальных проблем, начиная с теплоснабжения и заканчивая питанием. Не трудно понять интерес руководителей МО к сотрудничеству, когда «наука» реально снижает затраты на ЖКХ, стабилизирует сельскохозяйственное производство, закладывает возможность производства высокотехнологичной продукции, в том числе обладающей экспортным потенциалом. Таким образом, закладывается механизм устойчивого социально-экономического развития муниципального образования. Опыт убедил, что совместные усилия власти, бизнеса и науки, направленные на взаимовыгодное сотрудничество в границах одной территории, позволяют получить значительный экономический и социальный эффект.
После завершения проекта было создано два малых инновационных предприятия, которые получили финансовую поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сферы в рамках программ «Старт» и «Развитие». Кроме того, был апробирован финансовый механизма аккумулирования и реинвестирования сэкономленных и привлеченных денежных средств для реализации очередных проектов в форме некоммерческого муниципального фонда развития предпринимательства.
Одной из причин, сдерживающей переход МО на путь устойчивого развития, является непонимание сущности инновационных процессов как населением, так и органами местного управления. Для получения практического опыта в текущем году в Кузбассе подготовлен к реализации очередной Комплекс проектов под общим названием «Формирование у жителей МО мотивации инновационного мышления и повышение уровня их социальной активности на примере реализации апробированных проектов». (Под мотивацией автор статьи подразумевает процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации).
Под общим руководством ИНПЦ «ИННОТЕХ» проекты будут реализованы на других территориях: МО «Тисульский район» и МО «Тяжинский район». Проекты, включенные в комплекс, отражают специфику и проблемы местных сообществ:
1. Высокотехнологичная бюджетоэффективная малозатратная теплоэнергетика для объектов социально-культурной сферы.
2. Обеспечение устойчивого развития поселений через организацию рационального лесопользования (Отходы – в доходы).
3. Организация сбора ягод и производство сиропов в качестве полноценной добавки к питанию.
4. Организация производства изделий из кедропласта для оздоровления местного населения.
Что же предлагается?
Предлагается программа, направленная на комплексное развитие территорий через поддержку муниципальных образований (МО) в решении социально- экономических задач.
Программа должна быть направлена на оказание поддержки устойчивому развитию на местном уровне, что является одним из ключевых приоритетов Правительства Российской Федерации. Программа должна быть нацелена на развитие разных моделей взаимовыгодного сотрудничества всех секторов местного сообщества в интересах его устойчивого развития, создания благоприятных условий для участия малого и среднего бизнеса в программах устойчивого социально-экономического развития территорий.
Основная цель программы – формирование (создание) и распространение моделей устойчивого развития МО на всей территории Российской Федерации на основе развития предпринимательства в инновационной сфере.
Ключевые цели Программы:
- Создание рабочих мест, в том числе наукоемких, и вовлечение местных жителей и предпринимателей в процесс решения задач местного экономического развития, развития малого бизнеса, социальной поддержки, управления природными ресурсами и отходами промышленности на основе прикладных научных разработок;
- разработка и внедрение инструментов экономии энергии и ресурсов и механизмов, позволяющих местным сообществам реинвестировать сэкономленные средства в программы развития;
- участие всех заинтересованных сторон в сообществах в определении приоритетных направлений развития этих сообществ;
- обучение лидеров сообществ, представителей местных органов власти и предпринимателей методам решения проблем сообщества на основании коллективных действий;
- тиражирование наиболее успешного опыта развития местных сообществ в отобранном регионе.
Муниципальные образования совместно с фондами поддержки предпринимательства (или другими элементами инфраструктуры поддержки) должны предлагать Комплексы проектов на муниципальном уровне, направленные на улучшение качества жизни членов сообществ, экономической ситуации в целом на местах, а также способствующие прозрачности и устойчивости происходящих в сообществе позитивных структурных изменений. Консорциумы должны предлагать проекты, исходя из оценки нужд своего сообщества. Приветствуется привлечение других ресурсов администрации, местного бизнеса, НКО и граждан способствующих более успешной реализации предложенных инициатив.
Реализация комплекса проектов на одной территории будет способствать повышению эффективности реализации проектов и достижению синергетического эффекта от мероприятий в области управления ресурсами, повышения активности сообщества, создания партнерских отношений, а также:
- повышению уровня и качества жизни населения в регионах России;
- созданию потенциала для будущего развития муниципальных образований;
- вовлечению граждан в процесс решения проблем своих муниципалитетов через совместную работу с местными органами власти, прикладной наукой и бизнесом.
Основные задачи Комплексов проектов:
- Реализовать практические проекты, направленные на улучшение качества жизни населения в местных сообществах, по сформулированным приоритетным тематикам на основе вовлечения местных жителей в процесс решения проблем сообщества (внедрению эффективных технологий развития муниципальной энергетики, сферы ЖКХ, сельского хозяйства, малого бизнеса).
- Запустить механизмы коллегиального принятия решений всеми заинтересованными сторонами по вопросам сбалансированного развития местного сообщества, включая использование сэкономленных средств для устойчивого развития.
- Апробировать механизмы управления средствами, сэкономленными и привлеченными в ходе реализации проектов.
- Стимулировать дальнейшее распространение опыта проектов на территории РФ.
Ожидаемые результаты:
- Разработка местной администрацией, представителями науки, бизнес-структурами и общественностью механизмов долгосрочного совместного общественного и частного финансирования развития своих сообществ на принципах консолидации средств и прозрачности принятия решений об инвестировании ресурсов.
- Активное вовлечение общественности, и особенно молодежи, в процесс принятия решений, связанных с планированием развития своих сообществ и распределением ресурсов. Это будет способствовать институциализации гражданских инициатив.
- Повышение устойчивости сообществ в долгосрочной перспективе и решение проблем энерго- и ресурсосбережения, природопользования, здоровья населения, экологического образования, ответственного подхода к развитию бизнеса, создания рабочих мест и т.п.
- Сеть таких сообществ по всей России может служить моделью устойчивого развития для других регионов, и особенно для пограничных с ними муниципальных образований.
Практический опыт такого подхода, полученный в Кузбассе, позволяет выразить уверенность в жизненной способности предложенных механизмов.