На подъездах к Кузбассу выстроилась пробка из более 30 тыс. порожних вагонов
На подъездах к Кузбассу выстроилась пробка из более 30 тыс. порожних вагонов, а цепная реакция привела к остановке 10% в целом по сети. Проблема возникла из-за совпадения ряда факторов: плохих метеоусловий, заблокировавших порты, низких температур в Кузбассе, из-за которых смерзается уголь, высоких ставок предоставления вагонов, хорошей конъюнктуры угольного рынка и длинных праздников. Участники рынка отмечают, что пробки на железных дорогах возникают регулярно уже лет 20, но такой печальной картины не наблюдалось давно.Как рассказали “Ъ” источники в железнодорожной и угольной отрасли, с первой декады января в районе Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) формируется огромная пробка из порожних вагонов. Всего, по оценкам трех источников “Ъ”, в пробке 32–33 тыс. вагонов. На 18 января только в Кузбассе оказались «брошены» 150 составов, то есть более 10 тыс. вагонов, еще около 20 тыс. вагонов не могут доехать в регион. Количество «брошенных» вагонов росло стремительно: после праздников их было около 8 тыс., а на 12 января уже более 24 тыс. С 23 по 25 января, уточнили в ОАО РЖД, монополии пришлось ввести конвенцию — ограничить оформление порожних полувагонов на ЗСЖД со всех станций.
Блокировка вагонов вызвала цепную реакцию по всем железным дорогам: на сети стоит уже до 50 тыс. полувагонов (10% парка), рассказывает собеседник “Ъ” в отрасли. Из-за запрета порты не могут освободиться от разгруженных вагонов и вынуждены задерживать выгрузку прибывающих грузов, выполнение плана по погрузке угля в январе—феврале под угрозой. «На станциях кузбасского региона ЗСЖД сложилась напряженная ситуация с обеспечением погрузки угля, что обусловлено неблагоприятными метеоусловиями,— сообщают в ОАО РЖД.— Так, 24 января общий недогруз составил 130 тыс. тонн, 25 января ожидается около 100 тыс. тонн». При этом операторы продолжали отправлять порожняк на станции ЗСЖД: только в пределах дороги находится более 70 «брошенных» поездов с порожними полувагонами.
В оценке пострадавших операторов собеседники “Ъ” расходятся: один рассказывает, что стоят 6,6 тыс. вагонов Федеральной грузовой компании (входит в ОАО РЖД), 5,5 тыс. вагонов Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина, 4,5 тыс. вагонов «УВЗ-Логистик», 4 тыс. вагонов «Новотранса» и другие. В ПГК уверяют, что у нее стоят только 2,7 тыс. вагонов, в «Новотрансе» говорят о 2–2,5 тыс.
Эта ситуация повторяется уже лет 20, говорит один из собеседников “Ъ” в отрасли, только в разном масштабе: со времен МПС ОАО РЖД в последней декаде декабря либо стимулирует погрузку, если годовой план не выполнен, либо, наоборот, притормаживает ее. Угольщикам выгоднее грузить в декабре, поскольку с 1 января индексируется железнодорожный тариф, ОАО РЖД — в январе: и движение не столь интенсивное, и цена выше. В этом году ОАО РЖД план выполнило и сдвинуло погрузку на январь. На это наложились штормы в крупных портах юга и Дальнего Востока, препятствующие выгрузке. В последнюю неделю грянули морозы, при которых смерзается уголь и замедляется погрузка.
В ПГК главными причинами скопления порожних вагонов считают праздничный период и метеоусловия. Один из угольщиков говорит, что всему виной конъюнктурные ожидания: операторы направили слишком много вагонов в Кузбасс. Собеседник “Ъ” утверждает, что самую агрессивную позицию занял «Новотранс», который на 60% увеличил количество отправок порожняка на ЗСЖД под экспорт (в «Новотрансе» уверяют, что отправки идут в штатном режиме). Другой источник “Ъ” добавляет, что Кузбасс — особый регион для ОАО РЖД, где не требуется согласование заявок, чтобы направить вагон.
На фоне затора возникают проблемы с доставкой угля предприятиям ЖКХ, прежде всего в Красноярском крае и Еврейской АО. По данным ОАО РЖД, говорит один из собеседников “Ъ”, план по погрузке в адрес ЖКХ выполняется только на 91%. ОАО РЖД попросило операторов отдать простаивающий порожняк под перевозку угля для ЖКХ (участники рынка с неохотой согласились выделить 4 тыс. вагонов). ОАО РЖД «ожидает нормализации погрузки угля в Кузбассе до конца текущей недели». Но источники “Ъ” в отрасли уверены, что «пробку придется разбирать еще месяц». При этом, добавляют они, важно, будет ли ОАО РЖД штрафовать операторов за простой.
© Газета "Коммерсантъ" №14 от 26.01.2018