Шохин А. Н.-Президент РСПП: Что год, грядущий, нам готовит?
В России появятся новые пенсииАлександр Николаевич, многих сегодня волнует грядущая реформа пенсионной системы. По прогнозам, она может начаться уже в этом году. И копить на старость можно будет с помощью индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Ваш прогноз: дело пойдет?
Александр Шохин: Индивидуальный пенсионный капитал может стать драйвером развития негосударственного пенсионного обеспечения.
Но остается очень много вопросов - пока это "вещь в себе". Трудно будет "помирить" или синхронизировать ИПК с действующими уже 20 лет корпоративными пенсионными программами работодателей. В них участвуют шесть миллионов человек, и речь идет о триллионе рублей.
Но если это удастся разработчикам, то можно предложить четыре стимула для работодателей для привлечения максимального числа людей в систему.
Первый. Отменить НДФЛ на выплачиваемые негосударственные пенсии - сейчас на пенсии из ПФР налога нет, а на пенсии из НПФ почему-то есть.
Второе. Поднять социальный налоговый вычет со 120 тысяч рублей до 400 тысяч.
Третье. Участие государства в пенсионной модели социального партнерства должно быть реальным, с деньгами, а не только в виде налоговых льгот. Предлагаем продлить программу государственного софинансирования дополнительных страховых взносов применительно к ИПК, одновременно модернизировав ее и сделав более клиентоориентированной и простой "на вход".
И четвертое. Все дополнительные тарифы с работодателей за рабочие места с вредными и опасными условиями труда направить в корпоративные пенсионные программы НПО.
С налогов снимут вето
Истекает срок моратория на повышение налогов, уже весной станет ясно, какой будет налоговая система. К чему надо готовиться бизнесу?
Александр Шохин: Дискуссия по контурам налоговой системы продолжается. Решения еще не приняты, и мы надеемся, что голос бизнеса будет услышан.
Необходимо обеспечить предсказуемость уровня фискальной нагрузки. Даже в октябре компании не знают, какие налоги и платежи им придется платить в следующем году и в каком объеме.
Крайне чувствительными являются вопросы роста нагрузки на инвестиционную активность. Принятые в 2017 году решения, что льготы по налогу на имущество в части нового оборудования и энергоэффективного оборудования уже с 2018 года вводятся только регионами, создают риски не только для новых, но и уже реализуемых проектов.
Поэтому очень надеемся на взвешенный и конструктивный подход со стороны регионов. Льгота по налогу на имущество для нового оборудования сегодня - это дополнительные поступления по налогу на прибыль и НДФЛ завтра.
Индивидуальный пенсионный капитал может стать драйвером развития пенсионного обеспечения
Неуправляемый рост неналоговых платежей продолжается? Это как-то можно остановить?
Александр Шохин: Органы власти регулярно предлагают увеличить существующие и ввести новые неналоговые платежи, негативно влияющие на инвестиционную активность.
Несмотря на поручение председателя правительства РФ, предусматривающее мораторий на новые платежи, их количество активно растет и в электроэнергетике, и в обрабатывающей промышленности, и в других сферах деятельности.
Необходимо законом ограничить креатив органов власти по введению новых видов неналоговых платежей. Минфином и минэкономразвития подготовлен законопроект по обязательным платежам. Процедура согласования проекта закона еще продолжается, но в целом он может быть взят за основу.
Главное - законопроект должен предусматривать жесткость процедур принятия решений, фиксацию перечня обязательных для уплаты неналоговых платежей (понятно, что его формирование - самая сложная задача законопроекта), а также обязательную оценку финансовых последствий введения неналоговых платежей для бизнеса. Бизнесу нужна прозрачность принимаемых решений по этим платежам.
Торг уместен
На неопределенный срок перенесены крупные приватизационные сделки - пакеты акций ВТБ, РЖД, Транснефти... Доходы от крупных сделок не отражены в законе о бюджете. Действительно нужно дождаться хорошей цены или все-таки скорее продать?
Александр Шохин: Говоря о целесообразности выжидательной стратегии, следует иметь в виду, что повторения так называемого "сырьевого суперцикла" в обозримом будущем не будет.
Даже если на рынке установится восходящий тренд, то, вероятно, в первую очередь им будут охвачены не традиционные виды ресурсов - нефть, алмазы или электроэнергия, - а высокотехнологичные материалы, например литий, кобальт или графит, применяемые при создании аккумуляторов.
Удачная рыночная конъюнктура будет формироваться лишь для тех компаний, которые используют в своей деятельности наиболее передовые производственные, управленческие и финансовые техноло-гии.
В этой связи главной целью приватизации ключевых государственных активов должно стать не пополнение бюджета, а привлечение стратегических инвесторов, желающих не только вкладывать деньги, но и готовых делиться инновационными решениями, помогать освоению новых ниш на мировом рынке.
С учетом данных обстоятельств каждый лишний год отсрочки при решении вопроса о приватизации может отрицательно сказаться на перспективах наших экономических флагманов с госучастием в глобальной конкурентной борьбе.
Подход к выплатам дивидендов госкомпаниями и госбанками должен быть единым или ставки могут быть разными?
Александр Шохин: Изначально экономически необоснованной выглядела позиция, предполагающая установление универсальной планки по дивидендам для неодинаковых по масштабу компаний из разных секторов и находящихся в различных фазах инвестиционного цикла.
А в ситуации, когда многие утратили возможность привлекать финансирование в необходимом объеме из-за санкций, изъятие дивидендов в размере, установленном без учета множества факторов, может иметь губительные последствия. Здесь единственно возможным подходом является определение дифференцированной ставки дивидендных выплат исходя из финансово-экономического положения каждой госкомпании.
Есть профстандарты!
Александр Николаевич, когда профстандарты станут обязательными для всех? Как встроить их в систему образования?
Александр Шохин: Позиция минтруда: для госсектора профстандарты станут обязательными с 1 января 2020 года.
Однако Национальный совет не ставит задачу введения обязательного применения профессиональных стандартов для всех работодателей. Как и раньше, бизнес может самостоятельно определиться, как и в какой степени применять профстандарты: для одних они могут оказаться полезными в управлении кадрами, для других - при оценке квалификации при найме персонала, для третьих - при планировании повышения квалификации работников.
Профстандарты - это часть национальной системы квалификаций. Что здесь происходит?
Александр Шохин: Сейчас идет постепенное внедрение системы независимой оценки квалификаций на основе профстандартов. Введен в эксплуатацию общероссийский Реестр независимой оценки квалификаций, куда вносятся все сведения об официально выданных свидетельствах о квалификации.
Эти меры создают условия для повышения требований к участникам рынка к наличию квалифицированного персонала. Это может относиться к направлениям производственной деятельности с повышенными техногенными рисками, к исполнению государственных и муниципальных контрактов. Таким образом, роль профстандартов в сфере труда будет повышаться.
Их применение в системе подготовки кадров уже не первый год успешно осуществляется путем актуализации федеральных государственных образовательных стандартов. Эта задача реализуется минобрнауки совместно с советами по профессиональным квалификациям (создано уже 30 советов). Уже актуализировано боле 600 образовательных стандартов.
Также Национальным советом с участием минобрнауки подготовлены предложения по изменению законодательства об образовании, предполагающие применение профстандартов при разработке профессиональных образовательных программ, содержание которых, как правило, носит более конкретный характер и ближе к интересам работодателей. В перспективе стоит задача по совершенствованию процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ на соответствие профстандартам.
Актуален ли сегодня "Справочник профессий" минтруда?
Александр Шохин: Он содержит информацию о профессиях, которые, по мнению работодателей, наиболее востребованы и перспективны.
Однако правила формирования справочника устанавливает правительство, а утверждается он приказом минтруда. Этот подход утяжеляет процесс дополнения и обновления справочника. Необходимо разработать более "живой" механизм для формирования справочника профессий, который позволил бы оперативно актуализировать его содержание и обеспечивал бы необходимый уровень его качества. Решение этой задачи также запланировано на этот год.