Оценка бизнесом финансовых мер поддержки в условиях распространения Covid-19 Опрос РСПП
Пандемия новой коронавирусной инфекции нарушила прогнозы развития мировой экономики и, разумеется, национальных экономик. Кризис развивался стремительно, однако многие его последствия ещё отложены, в том числе с учётом неопределённых последствий второй и предсказываемой рядом экспертов третьей волн. Нас может ожидать ещё большее снижение темпов роста ВВП, рост безработицы, сокращение спроса и объёма торговли.Для того чтобы помочь бизнесу преодолеть последствия распространения новой коронавирусной инфекции, Правительством РФ были разработаны различные меры поддержки. Основной пакет финансовых мер был предложен в апреле-мае 2020 года, однако и в последующие месяцы к нему добавлялись новые меры, нацеленные на помощь различным группам организаций.
В сентябре-октябре 2020 года РСПП провёл опрос среди своих членов о мерах финансовой поддержки бизнеса, целью которого стало выяснить, насколько действенной и востребованной оказалась предложенная поддержка.
В опросе приняли участие 267 компаний.
Почти треть опрошенных включены в Перечень системообразующих организаций российской экономики, 13,6% организаций заняты в отраслях, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. 8,9% респондентов отметили, что их компании относятся к обеим группам.
Целевые группы для оказания поддержки со стороны государства
31,8%
13,6%
8,9%
45,7%
Системообразующие организации
Организации из наиболее пострадавших отраслей
Организации, относящиеся к обеим группам
Остальные организации
2
Ряд финансовых мер нацелен на компании малого и среднего бизнеса. 31,3% участников опроса относятся к категории МСП (по критерию «численность занятых»).
Размер компаний
Некоторые меры направлены на поддержку определённых секторов: строительного, транспортного (авиа-, авто- и водные перевозки), финансового, сельскохозяйственного, социально ориентированного (СОНКО), туристической отрасли. Также отдельные меры разработаны для производственных компаний из автомобильной промышленности, фармацевтической промышленности, медицинской промышленности.
Среди общего числа опрошенных максимальную долю – 44,5% – составляют промышленные компании. К финансовому сектору отнесли себя 11,8% организаций. Чуть ниже – 9,1% – доля строительных компаний. 7,2% респондентов указали варианты «транспортировка и хранение» и «оптовая и розничная торговля». Добывающий и энергетический секторы представляют 6,5% компаний.
Также в опросе приняли участие организации, занятые в отрасли «деятельность: профессиональная, научная, техническая», в сельском хозяйстве, в образовании, в туризме, в сфере ЖКХ, в телекоммуникационной сфере, в недвижимости.
31,3%
68,7%
Субъекты МСП
Крупный бизнес
3
Вид деятельности компании (по ОКВЭД 2020)
*Компании могли указать несколько видов экономической деятельности, поэтому совокупная доля не сводится к 100%. Другое – «сельское хозяйство», «образование», «ЖКХ», «деятельность: профессиональная, научная, техническая», «туризм», «телекоммуникации», «аренда и операции с недвижимостью».
Распределение по федеральным округам приведено на диаграмме:
Региональная представленность
*Компании могли указать несколько федеральных округов, поэтому совокупная доля не сводится к 100%.
44,5%
16,7%
11,8%
9,1%
7,2%
7,2%
6,5%
6,5%
Обрабатывающие производства
Другое
Финансы и страхование
Строительство
Транспортировка и хранение
Оптовая и розничная торговля
Добыча полезных ископаемых
Энергетика
ПФО
36,2%
ЦФО
32,8%
СЗФО
32,5%
УФО
22,6%
ЮФО
20,8%
СФО
18,5%
ДВФО 14,3%
СКФО 6,4%
4
Около 40% респондентов воспользовались хотя бы одной финансовой мерой поддержки – либо из предложенного в анкете списка, либо из тех, что они могли добавить в список сами.
Две трети компаний, применивших на практике финансовые меры поддержки, указали один вариант из списка. Двумя мерами воспользовались 11,8% организаций, тремя – 13,7% компаний. Доля компаний, сумевших получить четыре и более меры поддержки, составила 7,9%.
Шансы получить несколько мер поддержки выше у компаний, занятых в наиболее пострадавших отраслях, – всего половина из них отметила только один вариант из списка. Две меры поддержки получили 12,5% организаций (доля совпадает с долей в общем распределении данных). Почти четверть – 22,5% – воспользовалась тремя мерами поддержки, а 15% компаний, входивших в эту категорию, смогли применить четыре и более меры.
Различие между системообразующими предприятиями и остальными компаниями наблюдается в единственном случае – если первые принадлежат также и к наиболее пострадавшим отраслям экономики. Такие компании значимо чаще других отвечали, что воспользовались четырьмя мерами поддержки.
Субъекты малого и среднего бизнеса почти в три раза чаще крупных компаний пользовались набором из трёх и более мер поддержки – в процентах соотношение 40,7% против 14,9%. Результаты опроса однозначно подтверждают: разработанные меры направлены в первую очередь на поддержку наиболее уязвимых компаний-субъектов малого и среднего бизнеса.
Наиболее часто упоминаемыми стали меры поддержки, направленные на снижение или компенсацию расходов всех компаний и/или МСП, а также меры, нацеленные на сохранение рабочих мест компаний из наиболее
38,2%
61,8%
Пользовались финансовыми мерами поддержки
Не пользовались
5
пострадавших отраслей. Доля каждой из двух категорий составит около четверти, если принять за 100% общее число ответов «воспользовались мерой». Близкие доли – 16,9% и 15,7% – составили категории «меры поддержки финансового сектора» и «меры, направленные на расширение доступа к кредитам». В два раза ниже доля упоминаний мер, позволяющих снизить кредитную нагрузку.
Реже всего компании отмечали две категории финансовых мер поддержки:
- узкоотраслевые меры, разработанные для снижения или компенсации расходов организаций, которые заняты в туризме, в авиаперевозках, в водном транспорте, в торговле, в производстве электронных компонентов и радиоэлектроники, в отраслях, предполагающих контакт персонала с посетителями;
- и меры, нацеленные на поддержку спроса на продукцию автопрома, на авиаперевозки и на туристические поездки.
Категории мер поддержки по частоте упоминаний
*Доли приведены к сумме ответов «воспользовались мерой»
Далее будут представлены данные по востребованности финансовых мер поддержки. В каждом случае за 100% будет принята целевая группа возможных получателей, которым предназначалась та или иная мера. На диаграммах будут объединены данные внутри категории, однако в некоторых случаях целевые группы могут различаться. Варианты, предложенные самими респондентами, не показаны на диаграмме, так как конечные получатели – конкретные компании из различных целевых групп.
24,4%
23,8%
16,9%
15,7%
8,1%
7,0%
4,1%
Снижение/компенсация расходов (6 мер)
Сохранение рабочих мест (3 меры)
Поддержка финансового сектора (5 мер)
Расширение доступа к кредитам (6 мер)
Снижение кредитной нагрузки (5 мер)
Снижение/компенсация расходов в конкретных отраслях (6 мер)
Поддержка спроса (3 меры)
6
I. Меры, направленные на снижение / компенсацию расходов компаний
Целевая группа 1 Дистанционное открытие счетов ИП и юрлицам Все отрасли
2
Дистанционное открытие счетов физлицам
Все отрасли 3 Транспортная субсидия экспортерам (упрощенный порядок получения ежеквартально в заявительном порядке, исключение штрафов за недостижение показателей результативности) Все отрасли
4
Отсрочка по уплате арендных платежей для МСП; освобождение от налога на имущество, земельного налога и авансовых платежей по ним, налога на имущество физических лиц для арендодателей, предоставивших отсрочку
Субъекты МСП 5 Другое (варианты компаний): Предоставление в 2020 году средств из ФНБ на реализацию проекта по развитию ж/д инфраструктуры БАМа и Транссиба; субсидия на возмещение недополученных доходов для исключения банкротства предприятия вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (городской бюджет); снижение суммы платежей за аренду для компаний из отрасли «деятельность СМИ»; снижение суммы арендных платежей за земельные участки под строительство; возмещение кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году(ПП №566 от 23.04.2020)
ирения потребительского кредитования» – составила долю в интервале 17-19%.
19
Следует предусмотреть выдачу субсидий на строительство инфраструктурных объектов, по мнению 13% респондентов. Десятая часть организаций считает, что необходимой дополнительной мерой станет сохранение объёмов инвестиционных программ компаний с госучастием.
Сравнение ответов различных целевых групп:
Системообразующие организации однозначно чаще выбирали из списка меры, направленные на поддержку этой группы компаний. В три раза реже остальных представители системообразующих предприятий отмечали меру «обеспечить потребительский спрос за счёт расширения программ потребкредитования».
Более четверти системообразующих организаций и компаний из наиболее пострадавших отраслей заинтересованы в предоставлении господдержки по долгосрочным кредитам на обновление, модернизацию основных средств производственного назначения, а также в установлении ковенантных каникул. Эти меры они указывали в два раза чаще, чем другие компании.
Субъекты малого и среднего бизнеса нуждаются в снижении ставок по аренде земельных участков и налога на землю в большей степени, чем крупные компании. Эту дополнительную меру отметили 28,8% субъектов МСБ, среди крупных организаций доля ниже – 17,5%.