Заседание Правления РСПП
11 ноября 2009 г. в Москве в отеле Ритц Карлтон состоялось очередное заседание Правления РСПП, на котором рассмотрены следующие вопросы:- о готовности системы обязательного страхования социальных
рисков к переходу от ЕСН к страховым взносам;
- о подготовке и проведении XVII отчетно-выборного Съезда РСПП; | ||
---|---|---|
- о ротации членов Правления РСПП; | ||
- разное. |
От Кузбасса в заседании Правления РСПП приняли участие:
Бокарев Андрей Рэмович - вице-президент РСПП, Председатель Правления КУЗБАССКОГО СОЮЗА РАБОТОДАТЕЛЕЙ;
Белых И.К. - исполнительный директор КУЗБАССКОГО СОЮЗА
РАБОТОДАТЕЛЕЙ;
Никитенко С.М. - член Правления КУЗБАССКОГО СОЮЗА РАБОТОДАТЕЛЕЙ.
Одним из главных вопросов, предложенных для обсуждения на очередном заседании Правления РСПП стал переход от единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам. В официальной повестке дня акцент был сделан на готовности системы обязательного страхования социальных рисков, которые могут возникнуть в момент этого перехода.
Реформа ЕСН, вызывающая острые и разноплановые дискуссии, оценивается бизнесом, представителями властных структур и обществом в целом далеко неоднозначно. С разных позиций оценивают проблему Минэкономразвития и Министерство финансов. Однако предварительным зачетом будущего повышения ЕСН можно считать уровень снижения налоговой нагрузки, которую получил российский бизнес в прошлом году.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин отметил, что основным минусом новой системы является потеря права на регрессию и перспектива появления дополнительных проверяющих органов. Согласно исследованию, проведенному РСПП, у большинства компаний рост нагрузки на ФОТ начнется уже в 2010 году, после отмены регрессии, хотя существенным (более 5%) он будет менее чем для трети компаний.
О своем видении проблемы рассказали также заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин, заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский, председатель правления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов и председатель Фонда социального страхования РФ Сергей Калашников.
Интересы бизнеса в дискуссии представили президент Группы «ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров и президент группы компаний «Информационные бизнес системы» (IBS) Анатолий Карачинский. Поблагодарив «за честь возглавлять в РСПП Комитет по рынку труда и кадровым стратегиям», Михаил Прохоров заметил, что «дискуссия о том, много, или мало собирается налогов – тема вечная до тех пор, пока существует государство и бизнес». «Наша социальная система работает на финансирование бедности, а не на ее ликвидацию, - выразил также сожаление глава «ОНЭКСИМ», - и здесь, мягко говоря, нужно что-то менять». Возглавляющий в РСПП Комиссию по профессиональному образованию Анатолий Карачинский сосредоточил внимание на близкой вероятности потерь рабочих мест в сфере высоких технологий – в прямой связи с количественными и качественными недостатками профессионального образования в России. Он полагает, что непросчитанные последствия реформы ЕСН могут «быть ужасны для отраслей с солидным фондом оплаты труда».
На брифинге для журналистов Президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин, председатель правления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов и глава компании «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» Давид Якобашвили ответили на многочисленные вопросы о компенсационных мерах для бизнеса и рисках, связанных с отсутствием адекватных механизмов снижения налогового бремени.
Глава РСПП обратился к членам Правления с просьбой подготовить предложения по повестке предстоящего XVII отчетно-выборного съезда Союза, а также по предстоящей в апреле 2010 года Неделе российского бизнеса.
Президент РСПП А.Н.Шохин: Тезисы выступления на заседании Правления РСПП
1. Какие изменения ждут бизнес?
С 1 января 2010г. ЕСН заменяется страховыми взносами. Меняется система отчетности.
Отменяется регрессивная шкала ЕСН. Соответственно, повышаются размеры взносов. С 2011г. ставка страховых взносов возрастает с 26% до 34%. До 2014г. будет отменено большинство льгот по уплате взносов.
По расчетам Правительства эти меры в сочетании с повышением пенсий за счет бюджета доведут размер пенсий до уровня 40% заработка. Дополнение государственных пенсий личными накоплениями граждан, софинансированием дополнительных пенсий, корпоративными пенсионными программами должны привести к росту уровня жизни пенсионеров.
В целом РСПП поддерживает формирование полноценной страховой защиты граждан. Однако остаются вопросы и сомнения.
2. В пользу принятия решения о повышении размеров страховых тарифов приводилось 3 аргумента:
- неэффективность «налоговых каникул» с 2005 года, связанных со снижением ставок ЕСН;
- растущий дефицит государственных внебюджетных фондов, в первую очередь, пенсионного фонда;
- низкий размер трудовых пенсий, особенно у пенсионеров, имеющих значительный трудовой стаж советского периода.
3. Правительство трактует снижение ставки ЕСН в 2005 году как налоговые каникулы, а сегодняшнее повышение нагрузки на фонд заработной платы - как возврат в доканикулярное время.
Аргументы по поводу налоговых каникул не выдерживают критики.
Во-первых, номинальное снижение ставки ЕСН составили не 10 процентных пункта, а гораздо меньше, в том числе и за счет введения оплаты за счет работодателя первых двух дней временной нетрудоспособности.
Во-вторых, годовой прирост фонда оплаты труда в 2005 году был в 1,5 раза выше, чем в предыдущий год. Начисленная заработная плата в последующие годы ежегодно возрастала в 1,2-1,3 раза и опережала рост производительности труда.
Вывод – не работодатели, а работники получили выигрыш.
4. Источники неналогового погашения дефицита бюджетов фондов.
Правительство выбрало два источника погашения дефицита социальных фондов – повышение размера взносов и бюджетные дотации.
РСПП предлагал увеличить доходы ПФР за счет приватизации и передачи в его управление доходов от управления государственными активами. Кроме того, мы предлагали полностью вывести из системы обязательного пенсионного страхования обязательства, связанные с трудовым стажем советского периода, а их финансирование осуществлять за счет приватизации государственных активов, в том числе приватизированных в рамках антикризисных мер.
Пока мы не услышали ответной реакции на эти предложения. Не пора ли вернуться к их рассмотрению?
5. Реакция экономики на повышение ставок страховых взносов.
Последствия увеличения налоговой нагрузки для экономики либо не просчитаны, либо просчитаны недостаточно.
По нашему мнению:
1) налоговый арбитраж между налогом на прибыль и налогом на заработную плату может привести к сокращению фонда оплаты труда;
2) не учтен текущий момент – экономический кризис. Правительство РФ ожидает, что выход из кризиса произойдет в 2012 году, в то время как основная нагрузка на бизнес возрастает с 2011 года (в пределах 30-45 % у 85 % компаний);
3) снижение рентабельности в отдельных секторах экономики может иметь следствием увеличение числа убыточных предприятий, сокращение ФОТ и рабочих мест, а следовательно, снижение поступлений в социальные фонды.
У нас есть опасения, что намерение решить проблему доходов пенсионеров через резкий рост страховых платежей может привести к обратному результату. После краткосрочного роста пенсионных поступлений произойдет возврат к дефициту.
6. Введение дополнительных социальных обременений без компенсационных мер.
Сегодня возобновлена дискуссия по дальнейшему повышению налоговой нагрузки на бизнес. Заявляется, что для обеспечения сбалансированности бюджетов фондов необходим суммарный тариф страховых взносов в 37%, к тому же предлагается ввести дополнительные взносы работодателей для финансирования доплат к пенсиям отдельных категорий работников.
Складывается ощущение, что Правительство изменило налоговый курс налоговой политики. Фискальная компонента стала преобладать. Нас удивляют заявления, что решения о компенсации роста нагрузки уже приняты. При этом компенсацией считаются снижение налога на прибыль, которой нет у большинства предприятий, и антикризисные меры, подлежащие отмене и носящие выборочный характер.
7. Увеличивается число администраторов и проверяющих органов, осуществляющих контроль платежей страховых взносов.
Это приведет к увеличению числа проверок и увеличению бумажного документооборота у плательщиков страховых взносов, которое требует дополнительных финансовых и людских ресурсов, как у государства, так и у компаний.
Пока бизнесу не понятно, каким образом эта тенденция будет сдерживаться. Тем более, что наряду с новыми администраторами страховых взносов налоговая служба сохраняет свои функции ещё 3 года после отмены ЕСН в части уплаты плательщиками платежей по данному налогу.
8. Организационно – технические вопросы перехода от ЕСН к страховым взносам.
Принятие значительного числа нормативных правовых документов запланировано на конец года. Плательщики страховых взносов не информированы о происходящих изменениях. Это не оставляет плательщикам достаточно времени, чтобы заблаговременно и полноценно подготовиться к переходу.