Kомплексное совещание по перевозке угля
По поручению президента Д.А.Медведева и премьер-министра В.В.Путина в воскресенье в Красноярске президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин провел комплексное совещание по перевозке угля.В совещании участвовали руководители Красноярского и Алтайского краев, Новосибирской, Кемеровской областей, а также представители грузовладельцев и операторов подвижного состава.
Как пояснил участвовавший в совещании от Кузбасса заместитель губернатора по угольной промышленности и энергетике А.Н.Малахов , для Кузбасса вопрос с грузоперевозками один из ключевых: "Когда на складах угольных компаний скопилось в три раза больше угля, чем по нормативу, а на пороге зима, когда добытый уголь не поставляется потребителям, а в прямом смысле горит на складах - требуются незамедлительные и кардинальные решения на самом высоком уровне".
По словам А.Н.Малахова, в Кемеровской области за последние шесть лет в развитие железнодорожной инфраструктуры направлено свыше 34 млрд рублей прямых инвестиций, из них 12 млрд рублей инвестировали угольщики и промышленники региона. На эти средства реконструировали железнодорожные станции, мосты, путепроводы, строили железнодорожные пути, в том числе крупный механизированный терминал на станции Восточная (Омская область) - для подготовки вагонов под погрузку угля в Кузбассе производительностью 720 полувагонов в сутки.
Новая технология транспортного обслуживания, которая внедряется угольщиками Кузбасса на своих предприятиях, позволяет формировать состав с грузами не на железнодорожных станциях, а на подъездных путях угольных предприятий. Тем самым сокращается время оборота вагонов, существенно снижается загруженность станций, улучшается их пропускная способность.
Но решить проблему полностью так и не удается. В связи с реформой ОАО «РЖД», передачей вагонного парка в коммерческие структуры на рынке перевозчиков грузов появились новые операторы со своим подвижным составом, условиями оплаты и организацией перевозок. "В Кузбассе на сегодняшний день действует более 200 таких структур. Каждый тянет одеяло на себя, - отмечает А.Н.Малахов. - При этом полностью отсутствует единая система регулирования потоков полувагонов. А нет системы - нет порядка. На углепогрузочных пунктах образуются пробки. И даже при наличие порожних полувагонов за сутки отгружается только их третья часть. Остальные вагоны стоят без движения пять и более суток".
По мнению участников совещания решить вопрос о единой системе управления подвижным составом можно только на законодательном уровне, четко определив основные принципы взаимодействия операторов, приняв нормативные документы, регламентирующие движение частного парка грузовых вагонов, что позволит более рационально использовать существующую железнодорожную инфраструктуру.
В первую очередь необходимо решать вопрос по грамотной организации перевозок, соблюдении технологии, графиков движения грузовых поездов по принципу движения пассажирского железнодорожного транспорта.
По итогам совещания принято решение о создании в регионах координационных групп во главе с начальниками филиалов РЖД по обеспечению стабильной работы железнодорожного транспорта по перевозке грузов.
В двухдневный срок будет подготовлен пакет документов (с учетом предложений, высказанных участниками совещания в Красноярске) для доклада премьер-министру России В.В.Путину.
Ситуация с отгрузкой угля из Кемеровской области улучшается, но сама проблема остается, заявил первый заместитель председателя комитета по промышленной политике Совета Федерации, сенатор от Кузбасса Сергей Шатиров.
Сенатор напомнил, что в связи с реформой "РЖД" вагонный парк был передан частникам, как большим, так и малым фирмам. На рынок услуг вышли перевозчики, которые не смогли обеспечить вывоз угля, но при этом сильно повысили расценки. Только на территории Кемеровской области перевозки осуществляли более 200 операторов. На складах области скопилось около 13 млн тонн угля при норме в 4 млн тонн. Все резервные возможности складов были исчерпаны, росли риски самовозгорания.
В настоящее время часть вагонного парка передана РЖД, и эти вагоны будут предоставляться для вывоза угля по действующим расценкам. Это вселяет оптимизм, отметил С.В.Шатиров, так как угольщики смогут и обеспечить внутренний рынок, и выполнить в срок экспортные поставки.
"Понимаете, вагонов в стране достаточно, но их владельцы заинтересованы только в собственной выгоде, они предпочитают гонять вагоны порожними в ожидании, что им заплатят высокую цену за перевозку", - прокомментировал сенатор сложившуюся ситуацию. Он обратил внимание на то, что ситуация с нарушениями графика вывоза угля из Кузбасса возникает периодически.
Проблема еще и в том, что существующая нормативная база имеет недостатки. Она практически не регламентирует перевозки грузов. В результате вагоны используются нерационально, увеличивается время их простоя, порожние перевозки растут, а производители не могут вывезти готовую продукцию. Кроме того, отсутствует рациональное управление вагонным парком, при этом проблемы диспетчеризации никак не решаются. Ведь изначально система железнодорожного транспорта была ориентирована на управление подвижным составом, принадлежащим одному собственнику, а с появлением большого количества собственников возникла неразбериха.
"Затягивать принятия мер по совершенствованию нормативной базы больше нельзя, - заявил сенатор. - Все пути забиты порожними вагонами, а уголь вывезти из Кузбасса было невозможно". По его мнению, именно порожний пробег вызывает наибольшее возмущение и нарекания. "Надо изменить законодательство, в первую очередь тарифное регулирование, так, чтобы оператору было невыгодно гонять порожняк. Компании, гоняющие порожние составы по государственным железнодорожным путям, должны платить крупные штрафы", - уверен С.В.Шатиров. Соответствующая законодательная инициатива будет представлена в российский парламент, добавил он.