IX Международный банковский форум «Банки России — XXI век»
В рамках IX Международного банковского форума «Банки России — XXI век» в Сочи состоялось очередное заседание Международного Координационного Совета банковских ассоциаций стран СНГ, Центральной и Восточной Европы (Международного Банковского Совета).В заседании МБС приняли участие члены Международного Банковского Совета, представляющие банковские объединения и союзы Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана. В качестве гостей заседания в его работе участвовали руководители и представители банковских ассоциаций Молдовы и Польши, Банка России, а также международных организаций - Финансово-Банковского Совета СНГ, Международного конгресса Промышленников и Предпринимателей, представители банковского сообщества, принимающие участие в мероприятиях банковского Форума.
На заседании был заслушан отчет Председателя МБС Александра Мурычева о работе Международного Банковского Совета в период 2008-2011 гг., рассмотрены текущие проблемы в развитии банковских секторов стран СНГ, Центральной и Восточной Европы, прошли выборы руководства МБС.
Председателем Международного Банковского Совета на очередной 3-х летний период вновь избран исполнительный вице-президент РСПП, председатель Совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев, заместителями Председателя МБС избраны президент Ассоциации банков республики Казахстан Бахытбек Байсеитов, президент Ассоциации Сербских банков Веролюб Дугалич, президент Ассоциации банков Азербайджана Эльдар Исмаилов.
Мурычев А.В.
г. Сочи. 02.09.2011г.
Актуальные проблемы российских банков
в условиях глобальной нестабильности финансовых рынков
Традиционно август месяц привнес дополнительную нестабильность на финансовые рынки, но уже не только для России, но и для мировой экономики в целом.
В настоящее время внутренние факторы макроэкономической нестабильности отошли на второй план по сравнению с нестабильностью глобальных рынков, государственных финансов развитых рыночных стран, вызванной неэффективной политикой госрегулирования финансовых рынков и национальных банковских систем.
При этом ситуация в российской банковской системе скорее стабильная, нежели кризисная, но тем не менее в условиях глобальной нестабильности финансовых рынков необходим более внимательный и упреждающий мониторинг состоянии основных параметров – капитала и ликвидности российских банков.
За первое полугодие 2011 г.
активы банковской системы выросли на 4,7% до 35,2 трлн. руб., впрочем прирост обеспечен в основном пятеркой крупнейших банков, по большинству банков наблюдалось сокращение активов;
капитал банков вырос всего на 0,8% и составил 4,77 трлн.. руб.;
кредиты нефинансовым организациям выросли на 6,4% и составили на 01.07.2011 г. 15 трлн. руб.
Доля просроченных кредитов сохранялась в течение первого полугодия 2011 г.на постоянном уровне – около 5%. Обращает на себя внимание тот факт, что по отношению к ВВП объем кредитов нефинансовым организациям НЕ РАСТЕТ уже 3 года и сохраняется на уровне 30-32% ВВП, что уже можно назвать стагнацией!
Оценка ликвидности банков во многом зависит от объема и качества их портфеля ценных бумаг. Снижение почти на 20% капитализации рынка российских акций в августе и продолжающаяся нестабильность на рынке ценных бумаг являются в настоящее время существенной угрозой для ликвидности банков и их клиентов.
С другой стороны в условиях нестабильности снижается заинтересованность предприятий в инвестициях, что может отразиться и на темпах экономического роста.
В сегодняшних условиях важно всемерно стимулировать инвестиционную деятельность предприятий реального сектора экономики.
Одной из таких эффективных мер является господдержка МСП. Как обстоят дела в реализации этой госпрограммы? Очень эффективными инструментами такой господдержки зарекомендовали себя программы МСП-банка по кредитованию региональных банков в целях развития и поддержки производственных, инновационных МСП. Однако максимальные возможности этого банка по привлечению средств с рынка или от ВЭБа ограничены нормативами Банка России и уровнем процентных ставок по привлекаемым с рынка ресурсам.
Расширение возможностей МСП-банка по кредитованию региональных банков зависит от возможностей увеличения его капитала. Стратегией развития этого банка запланирован прирост уставного капитала на 10 млрд.руб в год. Осталось найти источник. Дополнительные вложения ВЭБа в Уставной капитал МСП-банка отразятся на капитале самого ВЭБа и возможностях его заимствований на рынке. Здесь необходима бюджетная поддержка госпрограммы развития МСП, реализуемой через МСП-банк. Однако такой поддержки в бюджете 2012 года мы не видим. Более того, бюджет сокращается на поддержку национальной экономики в целом. Правительство считает эту поддержку во многом неэффективной. С 2005 по 2010 год объемы финансовой поддержки МСБ из федерального бюджета выросли в 16 раз (данные МЭР). Многократный рост выделяемых ресурсов вслед за Федерацией демонстрировали и регионы страны. Какой мы имеем результат? Качественного роста в этом секторе экономики нет: напротив падение или застой. При количественном росте числа мест в 2009 году у сектора упала занятость на 1 %, почти на 17% - обороты, на 33% объемы инвестиций в собственное дело. В 2010 году пошло сокращение числа МП (до 100) человек, дальнейшее падение занятости и инвестиций. Формально серьезные аргументы. Однако дело, на мой взгляд, в другом – усиление административной, налоговой нагрузки.
Большие надежды возлагались на такой инструмент стимулирования инвестиций как госгарантии предприятиям, реализующим проекты модернизации и инноваций.
Предоставление государственных гарантий позволяет предприятиям оборонно-промышленного комплекса и предприятиям приоритетных отраслей экономики привлечь дополнительные кредитные ресурсы для финансирования проектов модернизации и развития производства. Реализация программы государственной гарантийной поддержки также позволяет предприятиям в условиях высоких процентных ставок снизить стоимость заемных ресурсов.
В соответствии с Программами государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов планируется предоставление госгарантий на общую сумму 402,95 млрд. рублей. С 2011 г. на аналитическом учете будет находится не менее 250 государственных гарантий Российской Федерации.
Однако в связи с неудовлетворительным финансовым состоянием многих принципалов (получателей госгарантий), их низкой рентабельностью и высокой долговой нагрузкой в течение 2011-2015 гг. возможно наступление гарантийных случаев для части принципалов, получивших государственные гарантии в 2009-2010 гг. Это достаточно неожиданная проблема для бюджета, и в связи с этим процесс предоставления госгарантий скорее всего затормозится.
Во многом этому способствуют и Правила отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления госгарантий РФ по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов. Эти Правила утверждены Постановлением Правительства РФ 14.12 2010 (№1016) и характеризуются чрезвычайно сложным и забюрократизированным порядком и критериями отбора проектов и принципалов.
В связи с этими двумя причинами (сложный механизм получения госгарантий и вероятность наступления гарантийных случаев по принципалам, уже получившим госгарантии в 2009-2010гг) решить поставленную Председателем Правительства (на заседании Правительства 11 августа 2011 г) задачу «настройки» инструмента госгарантий как важного фактора привлечения средств в крупные инфраструктурные, высокотехнологичные и экспортно-ориентированные проекты будет трудно. Этот инструмент пока работает неэффективно.
Более эффективным представляется механизм предоставления госгарантий по облигациям институтов развития и прежде всего ВЭБа.
Снижение стоимости привлечения ресурсов ВЭБом при размещении облигаций с госгарантией однозначно приведет к снижению ставок по кредитам, предоставляемым МСП-банку и соответственно снизит стоимость реализуемых этим банком программ поддержки МСП в регионах, поддержки ипотеки и других важных гос.программ.
Снижению стоимости кредитных ресурсов банка развития может способствовать и снижение ставок по депозитам ФНБ и Банка России, размещенным в ВЭБе.
В формировании долгосрочной ресурсной базы банков пока слаба роль ресурсов НПФ. Необходимо стимулирование деятельности НПФ и изменение их инвестиционных деклараций в направлении увеличения доли в инвестиционном портфеле долгосрочных корпоративных облигаций высококлассных заемщиков.
Развитие законодательной базы банковского бизнеса как важнейшего драйвера развития кредитования: необходимо до конца года принять важные ФЗ, стимулирующие развитие проектного финансирования, государственно-частного (а лучше и более правильно сказать – публично-частного) партнерства, секьюритизации и проектных (особенно инфраструктурных) облигаций.
Много острых дискуссий может вызвать предложение о временном введении жестких мер по контролю, предупреждению и ограничению вывоза капитала из России. Деньги должны работать в стране происхождения! Если вывоз капитала нарастает (а это так) даже при объявленных программах создания международного финансового центра, повышения инвестиционной привлекательности России, улучшения инвестклимата – значит неэффективно работают соответствующие органы управления!!
Необходимо отметить процесс ускоренного создания многочисленных фондов прямых инвестиций, региональных корпораций развития, в которые вкладываются большие бюджетные средства. Проблема обоснования эффективности их создания, мониторинга фактической эффективности с точки зрения финансовой поддержки экономического роста в стране – опять также как и в случае с госкорпорациями – не просчитывается и носит сугубо политический характер.
И последнее, я не могу не высказаться о законопроекте «О саморегулировании в банковской сфере». В настоящее время идет подготовка к заседанию Совета Ассоциации по этому вопросу. Судя по предварительному мониторингу, отношение к этому проекту, мягко говоря, неоднозначное.
Целью создания СРО на рынке, как минимум, должна являться заинтересованность и реальная потребность субъектов такого рынка в саморегулировании. Также необходимость СРО может быть вызвана недостаточной урегулированностью самого рынка.
Заинтересованность, судя по анализу поступающих экспертиз от банков, отсутствует полностью. При этом отмечается, что рынок банковских услуг существует в России более 20 лет и является одним из самых плотно урегулированных: установлены стандарты и правила лицензирования, обязательные нормативы, требования к капиталу, организационной структуре, руководящим органам, порядку осуществления банковских услуг, ведению бухгалтерского учета операций, отчетности, контроля за деятельностью коммерческих организаций. На рынке успешно функционируют различные объединения банков: Ассоциация Россия, Ассоциация российских банков, НАУФОР, НФА, региональные банковские союзы и ассоциации. За эти годы отлажены партнерские профессиональные отношения с регулятором, госорганами. Введение СРО, без сомнения, приведет к дублированию функций регулятора, дополнительной нагрузке для банков в виде контроля, отчетности, информации, дополнительных проверок и возможных дисциплинарных мер к участникам СРО. При этом функции и полномочия для СРО, предусмотренные проектом закона предусматривают увеличение в разы сотрудников аппарата управления СРО, что приведет к адекватной финансовой нагрузке на членов СРО.
При этом ничто не мешает действующим объединениям банков разрабатывать стандарты корпоративного управления, деловой и профессиональной этики, деловой репутации и т.д.
Но для этого не нужно создавать СРО. Да, во многом стандарты уже входят в жизнь банковского сообщества. Практически все задачи СРО, изложенные в проекте уже давно реализуются действующими Ассоциациями: защита и представление интересов своих членов в органах власти, ЦБ; развитие банковского дела; участие в экспертизе нормативных документов (ст.2 Проекта Закона)
При этом практически все опрошенные банки отмечают, что при условии создания СРО в объединение юридических лиц, участие в СРО должно быть исключительно добровольным, а не обязательным. Ст. 7 проекта Закона нарушает Конституцию РФ, ни в коем случае исключение или выход из СРО не должен являться основанием для отзыва лицензии у кредитных организаций и применения мер дисциплинарной ответственности для участника СРО.
По приглашению Банковской Ассоциации стран Центральной и Восточной Европы (ВАСЕЕ) следующее заседание МБС намечено провести весной 2012 г в Будапеште.