Расширенное заседание Комитета РСПП по ГЧП и инвестиционной политике и руководства Координационного совета отделений РСПП в Дальневосточном федеральном округе.
В Москве Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялось расширенное заседание Комитета РСПП по ГЧП и инвестиционной политике и руководства Координационного совета отделений РСПП в Дальневосточном федеральном округе.Участники мероприятия обсудили вопросы, направленные на создание особых условий, которые необходимо предусмотреть при формировании Государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.В работе Координационного совета приняли участие Президент РСПП Александр Шохин, член Бюро Правления РСПП – председатель Координационного совета отделений РСПП в ДФО Александр Абрамов, член Правления РСПП – сопредседатель Комитета РСПП по ГЧП и инвестиционной политике Игорь Вдовин (модератор заседания), заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров, депутат Государственной Думы Елена Николаева, директор департамента развития регионов госкорпорации Внешэкономбанк Александр Баженов, Исполнительный вице-президент РСПП Виктор Черепов, заместитель председателя правительства Амурской области Татьяна Чусова и другие представители органов государственной власти и компаний – членов РСПП.
Мероприятие вступительным словом открыл Президент Российского союза Александр Шохин. Он остановился на проблемах этого региона, конструктивном взаимодействии Координационного совета РСПП в ДФО с органами власти.
О проблемах экономического роста на Дальнем Востоке и факторах повышения конкурентоспособности дальневосточных субъектов своими размышлениями поделился член Бюро Правления РСПП, председатель Координационного совета РСПП на Дальнем Востоке Александр Абрамов. Он также проанализировал причины отъезда населения в Европейскую часть России и предложил участникам заседания выработать наиболее оптимальные пути решения стоящих проблем.
С докладом «Проекты развития Дальнего Востока и Байкальского региона» выступил Александр
Баженов, директор Департамента развития регионов государственной корпорации Внешэкономбанк. Докладчик обосновал необходимость ГЧП для развития этого макрорегиона, сформулировал вопросы формирования модели ГЧП для его развития и предложил также политические решения стоящих проблем.
Генеральный директор ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» Геннадий Алексеев в своем выступлении показал сдерживающие факторы реализации инвестпроектов, ресурсное обеспечение инвестиций в регионы и обосновал, что ГЧП является важнейшим условием опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров в своем выступлении подчеркнул необходимость использования комплексного подхода в решении проблем развития Дальнего Востока и Байкальского региона и предложил все дальневосточные проблемы рассматривать через призму геополитических интересов России и сохранения территориального пространства. Сенатор заявил, что удержать население на Дальнем Востоке можно только через развитие конкурентных отраслей экономики и социальной сферы. Для этого нужны особые условия и особые институты.
О проблемах совершенствования ГЧП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях выступили депутат Государственной Думы Елена Николаева и директор по развитию проектов частно-государственного партнерства Группы компаний «РЕНОВА-СтройГруп» Довран Гарагозов.
Участники заседания отметили следующие необходимые условия развития макрорегиона: остановить отток взрослого населения, реализация государственных программ по развитию социальной инфраструктуры, масштабное строительство инфраструктуры на условиях ГЧП, объединение разрозненных инвестиционных проектов в проекты комплексного развития территории, ориентация на экспорт продукции из макрорегиона в перспективе.
При этом в целом была поддержана идея создания специального института развития для Дальнего Востока и Байкальского региона, среди возможных функций которого были названы определение «якорных» проектов для макрорегиона, координация их реализации, участие в проектах в роли концедента.
В ходе обсуждения был сформулирован ряд проблем, препятствующих эффективному использованию механизмов государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры, среди которых императивный характер нормативной правовой базы ГЧП, отсутствие возможности практического применения ГЧП в формате контракт жизненного цикла (КЖЦ) – TIF (taxincrementfinancing, частные инвестиции в инфраструктуру окупаются за счет платежей бюджета, планируемых с учетом дополнительных доходов от экономического роста), отсутствие практики предоставления государственных гарантий по координации развития в рамках проектов комплексного развития территорий, отсутствие возможности у бюджетов субъектов Российской Федерации брать на себя долгосрочные обязательства перед бизнесом.
Итоги работы подвел сопредседатель Комитета Игорь Вдовин.
В ходе обсуждения было решено:
консолидировать усилия по формированию и разработке проекта федерального закона о ГЧП;
создать рабочую группу, в которую будут включены представители от Государственной Думы РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, РСПП и представителей бизнес-сообщества;
доработать предложения по созданию особых условий для Дальнего Востока и Байкальского региона и провести их обсуждение в июне 2012 года.
Вступительное слово Президента РСПП А.Н. Шохина
на заседание Комитета РСПП по ГЧП и инвестиционной политике и руководства Координационного совета отделений РСПП в ДФО
- Сегодня мы обсуждаем предложения бизнес-сообщества по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона.
- Координационный совет отделений РСПП в Дальневосточном федеральном округе с участием аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и экспертов разработали комплексные предложения по развитию макрорегиона. Мы отмечаем конструктивное взаимодействие с Координационным советом заместителя Полномочного представителя Президента РФ в ДФО Александра Борисовича Левинталя.
- Это подтверждает, что позиция бизнеса востребована не только при формировании «федеральной» политики и стратегий развития страны, но и на региональном и межрегиональном уровне.
- Дальний Восток является сложным регионом, это подтверждают и результаты опроса РСПП. Наблюдается серьезный кадровый дефицит по всем категориям работников, за исключением работников сферы обслуживания. Только дальневосточные компании при определении барьеров для выхода на рынки соседних регионов говорили о нехватке кадров, остальным мешают адмбарьеры и недостаток финансирования.
Компании макрорегиона значимо хуже оценивают состояние значительной части инфраструктуры, в первую очередь автодорог и газоснабжения. Проблемным является доступ к недвижимости.
Есть претензии и к качеству госуправления – в федеральном округе доля компаний, которые сталкиваются со случаями предоставления преференций другим компаниям и нарушений законных прав со стороны органов власти, при этом значимо ниже доля положительных решений при рассмотрении споров компаний и органов власти в вышестоящей инстанции и в руководстве контрольно-надзорного органа.
5. Масштаб задач во многом объясняет медленную скорость подготовки стратегических документов. Установлены новые сроки - в соответствии с указом Президента предполагается представить в установленном порядке до 1 июля 2012 г. предложения по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, предусмотрев обеспечение транспортных связей труднодоступных территорий.
Изначальный вариант законопроекта с созданием специализированной государственной корпорации и предоставлением ей исключительных полномочий даже на фоне других госкорпораций критиковался многими экспертами.
- Установленные сроки дают нам возможность обсудить на площадке РСПП и Комитета РСПП по ГЧП и инвестиционной политике с участием заинтересованных органов власти, представителей регионов, компаний-членов РСПП оптимальные пути развития макрорегиона.
- Основные вопросы для обсуждения:
- насколько «особые» механизмы требуются для Дальнего Востока или вопрос в «тонкой настройке» под нужды региона уже имеющихся инструментов – ОЭЗ, технопарки, использование опыта Сколково, институты развития и т.д.;
- какой механизм подготовки итоговой версии предложений по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона позволит максимально учесть позицию бизнеса. В конечном итоге именно предприниматели реализует стратегию развития.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ,
направленные на создание особых условий, которые необходимо предусмотреть при формировании Государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона
№ п/п Наименование мероприятия
1. В сфере привлечения инвестиций
1. Внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. №134 в части изменения порядка наполнения и расходования средств Инвестиционного Фонда Российской Федерации, обеспечивающих возможность для использования средств создаваемых Фонда развития Дальнего Востока и Фонда прямых инвестиций в Дальневосточном федеральном округе и Байкальском регионе для финансирования реализации инфраструктурных инвестиционных проектов на Востоке России с бюджетным финансированием возврата инвестиций за счет будущих налоговых поступлений.
Внести изменения в Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в целях заключения государственных (муниципальных) контрактов, по которым права и обязанности сторон возникают в случае предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда на оплату таких контрактов (контракты «под условием»).
Внести изменения в Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в части:
- привлечения частных инвестиций в создание объектов государственной ответственности под отложенные платежи за счет средств Инвестиционного фонда;
- определения объема бюджетных ассигнований Фонда, предоставляемых проекту, с учетом объема дисконтированных налоговых поступлений в бюджет, обусловленных реализацией проекта, а также связанную с этой инициативой необходимость внесения поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Внести изменения в Федеральный закон № 94 ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предусматривающие:
- заключение государственных и муниципальных контрактов под условием представления бюджетных ассигнований Фонда.
- порядок заключения государственных и муниципальных контрактов под условием предоставления бюджетных ассигнований Фонда из сферы регулирования Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г.
- специальный порядок проведения конкурсов на право заключения государственных и муниципальных контрактов под условием устанавливается Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
2. Распространить действие закона Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на правоотношения, связанные с реализацией проектов в рамках Государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона (глава 3 «Особенности регулирования градостроительной деятельности, проведения государственной экспертизы, земельных, жилищных отношений, использования защитных лесов и распространения наружной рекламы в связи с организацией проведения саммита»)
3. Внести изменения в Федеральный закон от 22.08.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в части включения в него понятия «приграничная зона».
4. Распространить действие правового режима ОЭЗ на всю территорию Магаданской области
5. Создать особые экономические зоны (ОЭЗ) на территориях Камчатской края, Сахалинской области и Чукотского АО, в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева № ПР-2191.
6. Внести изменения в Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в части расширения типов особых экономических зон и перечня перерабатывающих видов деятельности, разрешенных на данных территориях, а также возможности создания приграничных особых экономических зон на Дальнем Востоке России.
7. Ввести «налоговые» каникулы для предприятий ДФО, осуществляющих геологическое изучение рудных объектов за счет собственных средств
8. Для привлечения инвесторов к освоению россыпных месторождений, находящихся в отдаленных, труднодоступных районах ДФО с отсутствием инфраструктуры и удаленных от дорог с твердым покрытием более чем на 200 км, внести поправки в Налоговый Кодекс и предусмотреть налогообложение НДПИ по сниженной ставке при добыче золота на таких участках.
9. Внести изменения в Бюджетный Кодекс РФ в части наделения субъектов Российской Федерации ДФО правом создания региональных инвестиционных фондов в составе бюджетов в целях аккумулирования средств для целевой адресной поддержки экономического развития территорий.
10. В Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» внести следующие изменения:
- исключить взимание платы за пользование недрами при проведении поисковых и поисково-оценочных работ за счет недропользователя;
- ввести дифференцированные ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от качества запасов, горно-геологических, географических, экономических и других условий отработки месторождений;
- предусмотреть безаукционное предоставление лицензий на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр, прилегающих к действующим горным отводам или близко расположенных к отрабатываемому месторождению;
- рассмотреть возможность внесения корректировки понятия «участок недр федерального значения», установив объем запасов коренного золота, при которых участок недр относится к участкам недр федерального значения, на уровне более 150 тонн (в настоящее время объем запасов коренного золота, при которых участок недр относится к участкам недр федерального значения, установлен на уровне от 50 тонн).
2. В области ценовой и тарифной политики
11. Внести изменения в постановление Правительства РФ №541 в части отмены федерального стандарта уровня платежей граждан на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат, введя при этом норму оплаты на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг в размере не более 10% от доходов семьи.
12. В целях ограничения роста тарифов освободить от налога на добычу полезных ископаемых газодобывающие предприятия Дальнего Востока и Байкальского региона, поставляющие газ в локальную систему газоснабжение, не имеющих доступ к единой системе газоснабжения Российской Федерации и не имеющих возможность поставок газа на экспорт.
13. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» в части повышения уровня максимальной присоединяемой мощности с 15 кВт до 30 кВт для предприятий и организаций Дальнего Востока и Байкальского региона.
14. Применять механизм снижения затрат для предприятий и организаций Дальнего Востока и Байкальского региона на транспортировку железнодорожным и морским транспортом наиболее важных видов грузов (мазут топочный, уголь каменный, фуражное зерно, комбинированные корма, горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, сельскохозяйственная техника, скот), обеспечивающих жизнедеятельность населения и конкурентоспособность экономики Дальнего Востока и Байкальского региона, из других регионов России и обратно (рыба и продукты её переработки, соя и продукты её переработки, лес)..
15. В целях доступности воздушных перевозок жителям Дальнего Востока предоставлять субсидии организациям воздушного транспорта на обеспечение круглогодичных пассажирских перевозок жителей Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратно независимо от их возраста.
16. Предусматривать в федеральном бюджете субвенции на компенсацию разницы энергетических тарифов для населения, предприятий и организаций Дальнего Востока до среднероссийского уровня, как отдельные виды расходов в межбюджетных трансфертах, не включая их в состав фонда финансовой поддержки.
17. Ввести государственное регулирование стоимости аренды ледоколов, как основной составляющей ледокольного сбора.
18. Внести изменения в абзац второй пункта 2 Приказа Федеральной службы по тарифам от 26 июля 2005 г. № 322-т «Об установлении тарифов на услуги ледокольного флота на трассах северного морского пути», изложив его в следующей редакции:
«- тарифы за услуги по проводке судов на трассах Северного морского пути для обеспечения перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза, закупка и доставка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (таблица 3 приложения) вводятся в действие с 1 января 2006 г.».
3. В области таможенной политики
19. Отменить таможенные пошлины для предприятий и организаций Дальнего Востока и Байкальского региона:
- на экспорт продукции глубокой переработки с высокой долей добавленной стоимости;
- на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации.
4. В области налоговой политики
20. Внести в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации изменения, предусматривающие для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации ДФО:
- зачисление в налог на прибыль организаций сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов по нормативу 100%;
- увеличение отчислений по налогу на добычу полезных ископаемых, в том числе добываемых на континентальном шельфе, прилежащем к территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
21. Предусмотреть в бюджетном законодательстве, что 20 % платежей налога на добавленную стоимость зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации ДФО.
22. Для предприятий и организаций Дальнего Востока сократить федеральные льготы по региональным и местным налогам или обеспечить компенсацию из федерального бюджета выпадающих доходов региональных и местных бюджетов в случае необходимости предоставления таких льгот.
23. Поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие для предприятий Дальнего Востока расширение пределов применения специальных режимов налогообложения пропорционально применяемым на данной территории северным коэффициентам.
5. В области бюджетной политики
24. Внести в механизм стимулирования субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке и Байкальском регионе, принимающих меры по привлечению инвестиций и увеличению регионального налогового потенциала, изменения, предусматривающие, что при расчёте показателей объема инвестиций в основной капитал объема налоговых доходов и объема отгруженных товаров учитываются все виды экономической деятельности.
- Внести изменение в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в части увеличения в расчетах индекса бюджетных расходов значения показателя – «расчетный удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и коммунальные услуги, а также других расходов, на формирование которых оказывает влияние стоимость жилищно-коммунальных услуг, в среднем по консолидированным бюджетам всех субъектов Российской Федерации» до действовавшего ранее уровня – 0,25.
- При выделении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственных и федеральных целевых программ, действующих на территории Дальнего Востока и Байкальского региона предусматривать софинансирование программных мероприятий субъектами РФ Дальнего Востока и Байкальского региона не более 10 %.
27. Снять ограничения по срокам, в течение которых разрешено предоставлять бюджетные кредиты за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, юридическим лицам для целей закупки и доставки топлива в соответствующие субъекты Российской Федерации.
28. Предусмотреть в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, регулирующих реализацию федеральных законов на соответствующий финансовый год и плановый период (Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2010 г. № 1171 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов») для районов Крайнего Севера, не имеющих круглогодичной транспортной схемы доставки грузов, увеличение размера авансовых платежей по заключенным контрактам на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт по объектам со сроком строительства более одного года, до 50 процентов от суммы договора (контракта).
29. Субсидирование северных надбавок к заработной плате за счет федерального бюджета. Предельные размеры субсидируемых надбавок могут быть ограничены, например, по уровню среднероссийской (среднеотраслевой) заработной платы.
6. В области промышленной политики
30. Предусмотреть предприятиям и организациям субсидирование процентных ставок по кредитам, направляемым на развитие обрабатывающих производств на территории Дальнего Востока и Байкальского региона за счет средств федерального бюджета.
31. При размещении государственного оборонного заказа на предприятиях Дальневосточного федерального округа в контрактных условиях предусматривать обязательное авансирование не менее 30 % от его общего объема.
32. Делегировать территориальным органам Роснедра право формирования и утверждения Перечня участков недр, предоставляемым в пользование по объектам рудного золота с запасами всех категорий до 10 т, с ресурсами всех категорий до 20 т; россыпного золота с запасами всех категорий до 1 т, с ресурсами всех категорий до 2 т; серебра с запасами всех категорий до 1000 т, с ресурсами всех категорий до 2000 т.
33. Ввести дифференцированную ставку налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от качества запасов, горно-геологических, географических, экономических и других условий отработки месторождений.
Предусмотреть для предприятий и организаций Дальнего Востока и Байкальского региона в течение 1–3 лет с момента начала разработки месторождения пониженных ставок налога на добычу полезных ископаемых, в течение срока отработки - по полной ставке и по мере выработки месторождения (на 80-90%) снижение налога.
34. Пересмотреть «Методику расчета минимального (стартового) размера платежа за пользование недрами» (утв. Приказом Минприроды России от 30 сентября 2008 г. № 232) в сторону уменьшения платежей при предоставлении участков с прогнозными ресурсами.
7. В области природопользования и экологии
35. Ввести льготный налоговый режим на проектный (долгосрочный) период для предприятий, занимающихся поисками и разведкой (кроме эксплуатационной) месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных) на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.
36. Установить на рентных принципах дифференцированную ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для горнодобывающих предприятий, занимающихся разработкой месторождений полезных ископаемых на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.
37. В целях совершенствования государственной политики для стимулирования развития рыбной отрасли внести изменения:
в федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", предусматривающие:
а) отмену долевого принципа распределения промышленных квот в пресноводных водных объектах;
б) отмену заявительного принципа предоставления водных биологических ресурсов в пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
38. С целью упрощения процедуры лицензирования участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, для предприятий, выполняющих работы по строительству, реконструкции и содержанию линейных объектов (автомобильные дороги, ЛЭП, гидротехнические сооружения) на основе государственных (муниципальных) контрактов, необходимо внести поправки в ФЗ «О недрах» № 2395-1 и дополнить пункт 6 статьи 10.1 «Основания возникновения права пользования участками недр» абзацем следующего содержания: «государственный (муниципальный) контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, содержанию автомобильных дорог, гидротехнических сооружений и иных линейных объектов, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
39. Внести изменения в действующее законодательство:
- в статью 25 Лесного кодекса Российской Федерации, в части дополнения (расширения) перечня видов использования лесов: «для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
- использование лесов в целях ведения сельского хозяйства (северное оленеводство) на безвозмездной основе;
- восстановление прав субъектов Российской Федерации на установление законами субъектов исключительных случаев заготовки древесины.
40. Внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2008 года № 886 «Об определении районов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства» в части отнесения к районам прибрежного рыболовства районов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.
8. В области жилищной политики
41. Внести изменения в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», предусматривающие возможность реализации государственных жилищных сертификатов в районах Дальнего Востока и Байкальского региона с более благоприятными условиями для проживания, в том числе в границах того же субъекта Российской Федерации.
42. Внести изменения в соответствующие нормативные правовые акты в части приравнивания временных жилых помещений, используемых для постоянного проживания свыше 5 лет, к ветхому и аварийному жилому фонду.
43. Разработать и внедрить механизмы государственного регулирования процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам для жителей Дальневосточных регионов с целью снижения расходов населения на обслуживание жилищных кредитов.
9. В области транспортной политики
44. Субсидировать из федерального бюджета внутрирегиональные авиаперевозки в части межрайонных, связывающих районные центры со столицей субъекта или крупными городами с узловыми аэропортами.
45. Вести государственное регулирование (субсидирование) цен на авиационное топливо для авиакомпаний, выполняющих рейсы в регионах Дальнего Востока и Арктической зоны.
46. Внесение изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса РФ в части применения ставки налога на добавленную стоимость «0» процентов на услуги перевозки пассажиров на внутрирегиональных маршрутах в районах Крайнего Севера
10. В области энергетической политики
47. Внедрить механизм субсидирования из федерального бюджета субъектам Российской Федерации Дальнего Востока на реализацию программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
11. В сфере коммуникаций и связи
- С целью снижения стоимости трафика компенсировать из федерального бюджета магистральным операторам связи часть расходов по предоставлению каналов для внутризоновых операторов Дальнего Востока.
- Учитывая, что 95 % общих затрат на оказание услуг передачи данных составляет стоимость непосредственно спутникового сегмента сети, внедрить механизм снижения стоимости спутникового ресурса и использования космических аппаратов для нужд органов государственной власти и хозяйствующих субъектов Дальнего Востока за счёт средств федерального бюджета.
50. Предусматривать выделение средств федерального бюджета (НИОКР, капитальные вложения) на долевое участие при создании ведомственной внутризоновой спутниковой мультисервисной сети с целью развития инфраструктуры связи Дальнего Востока и обеспечения физической доступности телекоммуникационных услуг связи в отдаленных, малонаселенных и инвестиционо- непривлекательных частным компаниям населенных пунктах.
12. В сфере продовольственной безопасности
51. Субсидировать за счёт федерального бюджета часть затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым для инвестиций в сельское хозяйство Дальнего Востока на приобретение техники, техническое перевооружение и производственное строительство, для сельхозтоваропроизводителей, включая фермерские хозяйства.
52. Установить квоты на поставку горюче - смазочных материалов под комплекс сельскохозяйственных работ по фиксированным ценам на них в течение сельскохозяйственного года, предусмотрев компенсацию за счет средств федерального бюджета в случае повышения цен на рынке нефтепродуктов для предприятий и организаций Дальнего Востока и Байкальского региона.
13. В области социальной политики
53. Принять в новой редакции Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и главу 50 Трудового кодекса РФ «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
54. Установить льготный проезд железнодорожным и авиационным транспортом один раз в два года в западные районы страны всем жителям Дальнего Востока за счет федеральных средств, субсидирование внутрирегиональных пассажирских перевозок.
55. Увеличить объемы финансирования мероприятий по переселению жителей Севера, в том числе трудоспособного населения, желающего переселиться в развивающиеся районы Дальнего Востока с более благоприятными условиями для проживания.
56. Внести изменения в Федеральный Закон от 19 февраля 1993 года № 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера” и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации в части обеспечения государственных гарантий по компенсации расходов, связанных с переездом:
а) единовременное пособие в размере двух должностных окладов с применением районного коэффициента и процентных надбавок на сотрудника;
б) единовременное пособие на каждого члена семьи в размере одного должностного оклада с применением районного коэффициента и процентных надбавок;
в) оплата стоимости проезда работника и членов его семьи и провоза багажа по фактическим расходам.
57. В целях поддержки северного оленеводства, как формы самобытного уклада народов Севера, принять Федеральный закон «Об оленеводстве» с установлением правовых основ принципов государственного регулирования в этой сфере, включая выделение из федерального бюджета субсидий для восстановления и систематизации по землеустройству и геоботаническому обследованию оленьих пастбищ, а также соответствующей ФЦП «О развитии оленеводства в Российской Федерации».
58. Пересмотреть и уточнить Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации с учетом особенностей народностей, проживающих на территории регионов Дальнего Востока.
14. В сфере образования
59. С целью снижения дефицита педагогических кадров в районах Дальнего Востока и Байкальского региона предусмотреть выделение из средств федерального бюджета в дополнение к региональным льготам единовременные выплаты выпускникам высших педагогических образовательных учреждений, желающим осуществлять свою деятельность в отдаленных регионах.
15. В сфере здравоохранения
- Для обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях внести дополнения в Федеральный закон от 29.11.2010г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части учета климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций при формировании базовой программы обязательного медицинского страхования, а также в методике определения объема субвенции на базовую программу обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотреть применение коэффициентов транспортной доступности и сетевых нормативов.
- Увеличить число квот для жителей Дальнего Востока и Байкальского региона в западных регионах России на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не оказываемой на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.
62. В рамках реализации федеральных квот на оказание высокотехнологичной медицинской помощи использовать региональные медицинские центры, при этом компенсировать из федерального бюджета стоимость лечения до федерального стандарта.
63. Предусмотреть государственные дотации на введение особого сниженного тарифа (доступного для бюджетов медицинских учреждений в т.ч. аптечных учреждений Дальнего Востока) на услуги авиаперевозчиков (внутрирегиональные, по территории России) при перевозки лекарственных средств и при оказании санитарно–авиационной помощи.
16. В сфере культуры
64. При формировании и корректировке перечня объектов, софинансируемых из федерального бюджета государственных и федеральных целевых программ, действующих на территории Дальнего Востока и Байкальского региона включать в них объекты культуры.
17. В сфере физической культуры и спорта
65. При формировании и корректировке перечня объектов, софинансируемых из федерального бюджета государственных и федеральных целевых программ, действующих на территории Дальнего Востока и Байкальского региона включать в них объекты физической культуры и спорта.
18. В области демографической политики
66. Увеличить ассигнования из федерального бюджета на строительство жилья для переселенцев-соотечественников в рамках государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Внести изменения в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 12.04.2006 № 39 "Об утверждении методики определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации" о предоставлении права субъектам Российской Федерации дифференцировать стоимость квадратного метра общей площади жилых помещений в разрезе муниципальных образований.
67. Применять дальневосточный коэффициент при расчете и выплате материнского капитала.
19. В области межнациональной политики
68. Предусмотреть государственную поддержку устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Дальнего Востока и Байкальского региона на основе укрепления традиционного жизнеобеспечения, содействия проявлению коренными народами экономической активности, формирования институтов национального самоуправления на основе рационального природопользования, технико-технологического совершенствования традиционных отраслей хозяйства.
23. В сфере подготовки и закрепления кадров
- Увеличить количество бюджетных мест в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования Дальнего Востока и Байкальского региона.
- Принять нормативный акт, определяющий целевую контрактную подготовку и условия закрепления молодых специалистов для предприятий и организаций Дальнего Востока и Байкальского региона, при этом установить срок отработки выпускникам, получившим образование на бюджетных отделениях, не менее 5 лет.
71. Включить в Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 правовую норму, устанавливающую для молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и вступающей в трудовые отношения с организациями, финансируемыми из федерального бюджета, выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы.
72. Разработать и внедрить механизм социальной и экономической поддержки выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осваивающих наиболее востребованные в регионе рабочие профессии и направления подготовки (специальности), а также меры по трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений, обучившихся по целевой контрактной подготовке.
Материал
к заседанию Координационного совета отделений РСПП в ДФО
и Комитета РСПП по ГЧП и инвестиционной политике по
вопросу об особых экономических условиях для Дальнего Востока
и Байкальского региона
15 мая 2012 года г. Хабаровск
г. Москва
Дальний Восток — это первый в России макрореги¬он, для которого была разработана долгосрочная Стра¬тегия развития.
В декабре 2009 года принята Стратегия социально- экономического развития Дальнего Востока и Байкаль¬ского региона на период до 2025 года, которая обозна¬чила основные направления развития макрорегиона, и лишь в марте 2011 года утвержден план мероприятий по ее реализации.
Позднее принятие плана мероприятий по реализа¬ции Стратегии несколько снизило актуальность данно¬го программного документа. Кроме того, к сожалению, в 2011 году недостаточно активно началась работа по выполнению мероприятий данного плана. Из 12 меро¬приятий плана, которые должны были быть выполне¬ны в первом полугодии, большая часть до сих пор на¬ходится в стадии проработки и рассмотрения.
Вот уже два раза переносились сроки разработки и внесения в Правительство Российской Федерации одного из основных инструментов реализации Страте¬гии — Государственной программы социально-эконо¬мического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Последний срок назначен на де¬кабрь 2011 года.
Отчасти это вызвано недостаточной координацией деятельности по разработке Госпрограммы со сторо¬ны Минрегиона России, недостаточным уровнем взаи¬модействия с отраслевыми министерствами и ведом¬ствами, органами исполнительной власти заинтере¬сованных субъектов Российской Федерации, а также с Межрегиональной ассоциацией экономического взаи¬модействия субъектов Российской Федерации «Даль¬ний Восток и Забайкалье» и научными и экспертными организациями.
Практически работа по разработке проекта Гос¬программы активизировалась лишь с конца лета 2011 года. И есть надежда, что все-таки в ближайшем будущем проект Госпрограммы будет представлен в Правительство Российской Федерации, но качество документа вызывает у нас тревогу.
Если говорить о текущей ситуации, то следует от¬метить, что динамика экономического развития после кризиса на Дальнем Востоке в целом лучше, чем по стране.
С учетом оценки итогов 2011 года рост промышлен¬ного производства в округе относительно докризисно¬го 2008 года должен составить 120,4%. В целом по Рос¬сии промышленное производство только в 2011 году должно выйти на докризисный уровень с небольшим ростом 102,6%.
Динамика инвестиций в основной капитал в округе также имеет положительный тренд. Темп роста инве¬стиций по отношению к 2008 году (докризисному) со¬ставит 115,6%. В среднем по Российской Федерации он еще сохранит отрицательное значение — минус 2,3%. По показателю на душу населения округ на протяже¬нии ряда лет стабильно удерживает лидирующие пози¬ции среди других федеральных округов.
Ниже докризисного уровня стала численность без¬работных. В 2011 году продолжилась тенденция сни¬жения безработицы. В настоящее время численность безработных составляет 68,8 тыс. чел. При этом ра¬ботодателями предлагается более 112 тыс. вакансий, что превышает количество зарегистрированных без¬работных.
Безусловно, поддержка государства оказала поло¬жительное влияние на ситуацию в округе. Благодаря принятым на федеральном уровне решениям, связан¬ным со строительством автодороги Чита — Хабаровск, нефте- и газопроводов, объектов для предстоящего форума АТЭС, модернизацией железнодорожных ма¬гистралей и пр. на территорию округа были привлече¬ны большие финансовые ресурсы, позволившие смяг¬чить негативные последствия мирового финансового кризиса.
Большая часть реализуемых инвестиционных про¬ектов носит транзитивный характер, положительный мультипликативный эффект от их реализации, несом¬ненно, есть. Вместе с тем достаточно трудно будет рас¬считывать, что инвестиции будут и дальше приходить в экономику макрорегиона, если не поддерживать бла¬гоприятный инвестиционный климат. А для этого, без¬условно, нужны особые подходы.
Без создания этих особых подходов, обеспечиваю¬щих выравнивание условий функционирования эко¬номики дальневосточных регионов с экономикой других регионов Российской Федерации, без реали¬зации утвержденного плана мероприятий Стратегии в установленные сроки достаточно проблематично бу¬дет достичь основной цели Стратегии — закрепления населения за счет формирования развитой экономики и комфортной среды проживания, а также обеспече¬ния среднероссийского уровня социальных услуг. Тем более что имеются предпосылки к ухудшению соци¬ально-экономической ситуации на Дальнем Востоке.
Из-за кризисных явлений бюджетные обязательст¬ва государства в части реализации Федеральной це¬левой программы «Экономическое и социальное раз¬витие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» существенно снизились. Принято решение о сокращении до 80% финансирования мероприятий данной Программы, что может серьезно сказаться на социально-экономическом развитии территорий.
В настоящее время ведется работа по восстановле¬нию финансирования. Принято предварительное ре¬шение о возврате части финансирования по програм¬ме «Дальний Восток и Забайкалье» — по 14 млрд руб. на 2012 и 2013 годы. Окончательные цифры будут оп¬ределены после утверждения госбюджета, но это всего лишь 16% от секвестрированных средств.
К сожалению, на сегодняшний день не решен во¬прос о разработке новой редакции Программы «Даль¬ний Восток и Забайкалье» до 2018 года. В связи с ее отсутствием уже при формировании проекта феде¬рального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов возникли сложности с определением объемов финансирования на развитие Дальнего Восто¬ка на 2014 год.
Непринятие срочных мер по разработке новой редакции федеральной целевой программы «Эконо¬мическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» со сроком реализации в 2014 — 2018 го¬дах приведет к снижению темпов социально-эконо¬мического развития субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа, усилению со¬циальной напряженности; возникнут проблемы с реа¬лизацией проектов, начатого строительства в рамках действующей редакции Программы и имеющих сроки исполнения за пределами 2013 года.
По-прежнему основными факторами, сдерживаю¬щими социально-экономическое развитие дальнево¬сточных регионов, являются сложные природно-кли¬матические условия, большая площадь территории округа, удаленность от центральных районов России, внутренних рынков сбыта продукции, неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура в со¬четании с высокими энергетическими и транспорт¬ными тарифами, отставание в развитии социальной инфраструктуры.
Все это приводит не только к снижению конку¬рентоспособности выпускаемой здесь продукции, но и к продолжающемуся оттоку населения. Наибольшие потери в населении среди всех макрорегионов России понес именно Дальний Восток. В течение последних 20 лет численность его населения сократилась на 22%, или на 1,7 млн чел. (с более чем 8 млн до 6,3 млн). По России сокращение составило 3,7%.
Для преодоления этих и других негативных тенден¬ций, обеспечения опережающего развития экономики дальневосточных регионов в рамках разрабатываемой Государственной программы социально-экономическо¬го развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года необходимы особые меры государствен¬ной поддержки, в том числе в сфере налогового, тамо¬женного и тарифного регулирования, социальной по¬литики, в целях стимулирования развития экономики, привлечения инвестиций, создания конкурентоспособ¬ных производств, увеличения численности населения и развития человеческого потенциала.
В области налоговой политики требуется принять меры, направленные на увеличение доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации Дальнего Востока: увеличение отчислений по налогу на добычу полезных ископаемых, по налогу на прибыль органи¬заций и т. д., а также меры, стимулирующие развитие предприятий и организаций Дальнего Востока.
В сфере инвестиционной политики необходимо сформировать благоприятный инвестиционный кли¬мат для создания на территории Дальнего Востока перерабатывающих производств, выпускающих про¬дукцию с высокой добавленной стоимостью в ресурс¬ном секторе, высокотехнологичных инновационных производств, в том числе в судо- и авиастроении, формировании космического кластера на базе кос¬модрома «Восточный».
Необходимо продолжить формирование на терри¬тории Дальнего Востока особых экономических зон, расширение их типов и перечня перерабатывающих видов деятельности.
Необходимо также распространить действие за¬кона Российской Федерации от 08.05.2009 № 93-Ф3, касающегося организации работ по строительству объектов для проведения саммита АТЭС в г. Влади¬востоке (существенно упрощающего процедуры вы¬дачи и согласования разрешений на строительство объектов, проведения экспертиз и отвода земельных участков), на правоотношения, связанные с реализа¬цией проектов в рамках Государственной программы социально-экономического развития Дальнего Восто¬ка и Байкальского региона.
Немаловажным фактором, способствующим при¬влечению инвестиций, поддержке в подготовке и реа¬лизации инвестиционных проектов, является созда¬ние в соответствии с планом мероприятий по реали¬зации Стратегии Фонда развития Дальнего Востока (ВЭБ).
В области ценовой и тарифной политики необходи¬мо применение механизма снижения затрат для пред¬приятий и организаций Дальнего Востока на транспор¬тировку железнодорожным и морским транспортом наиболее важных видов грузов, обеспечивающих жиз¬недеятельность населения и конкурентоспособность экономики Дальнего Востока, из других регионов Рос¬сии и обратно. Это может касаться основных видов грузов: на Дальний Восток — топочный мазут, уголь, фуражное зерно, комбинированные корма, горюче¬ смазочные материалы, минеральные удобрения, сель¬скохозяйственная техника, скот. С Дальнего Востока в другие регионы России — продукция сельского хо¬зяйства (в том числе соя), рыбной отрасли и лесопро¬мышленного комплекса.
Необходимо предоставление субвенций на компен¬сацию разницы энергетических тарифов для населе¬ния, предприятий и организаций Дальнего Востока до среднероссийского уровня на период принятия техни¬ческих и технологических решений по снижению стои¬мости электроэнергии и тепла.
В области таможенной политики необходимо отме¬нить таможенные пошлины для предприятий и органи¬заций Дальнего Востока:
- на экспорт продукции глубокой переработки с вы¬сокой долей добавленной стоимости;
- на импорт технологического оборудования, не имею¬щего аналогов в Российской Федерации. Необходимо формирование особой социальной
политики, обеспечивающей закрепление и увеличе¬ние численности постоянного населения на террито¬рии Дальнего Востока, а также привлечение в регион дополнительных трудовых ресурсов за счет внутрен¬ней и внешней миграции. Решение этой задачи не¬возможно без повышения уровня жизни на дальне¬восточных территориях, то есть создания, с одной стороны, привлекательных условий проживания для населения, а с другой стороны — высокооплачива¬емых рабочих мест с высоким потенциалом карьер¬ного роста, существенно увеличивающих доходную базу бюджетов.
И здесь кроме формирования современной соци¬альной инфраструктуры, совершенствования здраво¬охранения и образовательной сферы, развития культу¬ры и спорта, грамотного решения вопросов экологии, необходимы также меры социальной поддержки.
Это прежде всего касается реализации комплекса мер по стимулированию жилищного строительства, обеспечения жильем, поддержки молодежи, в том числе внедрения механизмов государственного регу¬лирования процентных ставок по ипотечным жилищ¬ным кредитам для жителей дальневосточных регионов с целью снижения расходов населения на обслужива¬ние жилищных кредитов:
- это и облегченный доступ к высшему образова¬нию — дополнительные бюджетные места, субси¬дирование расходов на получение образования;
- в целях закрепления населения — предоставление в собственность земельных участков до 30 соток и т. д.
Эти и другие меры по созданию особых условий должны оцениваться не как потери для бюджета стра¬ны на развитие региона, а как механизм повышения экономической устойчивости Дальнего Востока, яв¬ляющегося связующим звеном при активизации роли России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И в буду¬щем данные преференции безусловно окупятся.
В рамках Госпрограммы также необходимо отла¬дить мониторинг реализации Стратегии макрорегиона, определить четкие индикаторы, статистическую отчет¬ность достигаемых показателей социально-экономи¬ческого развития регионов, заложенных в Стратегию.
Отдельного решения требует вопрос о выстраива¬нии стройной системы управления социально-эконо¬мическим развитием Дальнего Востока, координации деятельности органов государственной власти, их вза¬имодействию.
С одной стороны, это может осуществляться в рам¬ках действующей Государственной комиссии по во¬просам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области (ДВ и БР), деятельность которой в настоящее время ведется недостаточно эффективно. Нет регулярных заседаний Госкомиссии с рассмотре¬нием ключевых проблемных вопросов, не задейство¬ван такой механизм работы, как заседание Президи¬ума Госкомиссии. Представляется целесообразным вернуться к схеме, когда Госкомиссию возглавлял Председатель Правительства Российской Федерации, как это было в начале ее работы, и как это происходит в настоящее время в деятельности аналогичной комис¬сии по Северному Кавказу.
С другой стороны, это может быть практическая реализация решения Совета Безопасности Российской Федерации от 2006 года по созданию государственной структуры, которая бы в штатном режиме занималась вопросами координации социально-экономического развития Дальнего Востока. С этой целью возможно создание под эгидой Минрегиона России Агентства по социально-экономическому развитию Дальнего Вос¬тока и Байкальского региона или отдельного департа¬мента Минрегиона России с курирующим его замес¬тителем Министра. При этом вновь созданная штатная структура могла бы выполнять функции секретариата Госкомиссии ДВ и БР.
Кроме того, на наш взгляд, значимую роль в реа¬лизации Стратегии могла бы сыграть Межрегио¬нальная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье». Для координации деятельности реги¬онов по плану реализации мероприятий Стратегии ассоциация предприняла определенные шаги — по отдельным направлениям закреплены соответствую¬щие отраслевые Советы ассоциации. Однако актив¬ной работы не видно. Ассоциации необходимо акти¬визировать свою деятельность по реализации Стра¬тегии, в том числе по взаимодействию с органами государственной власти.
В целом, если будут определены механизмы реа¬лизации Стратегии Дальнего Востока и Байкальского региона, утверждена Государственная программа, оп¬ределены особые условия обеспечивающие выравни¬вание условий функционирования экономики даль¬невосточных регионов с другими регионами России, налажена система управления, мониторинга и коорди¬нации деятельности, тогда можно надеяться, что Стра¬тегия действительно сыграет свою роль в социально- экономическом развитии Дальнего Востока.
Заместитель полномочного представителя
Президента Российской Федерации
в Дальневосточном федеральном округе
А. Б. Левинталь
Координационный совет отделений РСПП в ДФО