Заседание Попечительского совета Конкурса «Регионы – устойчивое развитие»
В Москве в здании Российского союза промышленников и предпринимателей состоялось заседание Попечительского совета конкурса на соискание ежегодной общественной премии «Регионы – устойчивое развитие». Модератором мероприятия выступил Исполнительный вице-президент РСПП, Председатель Попечительского совета Виктор Черепов.В работе приняли участие Председатель Организационного комитета Конкурса Виктор Шеметов, заместитель председателя Экспертного совета Владислав Серебряков, представители общественных организаций и другие члены Организационного комитета и Попечительского совета.
Открывая заседание, Виктор Черепов отметил, что в мае-июне 2012 года Попечительский совет Конкурса был значительно укреплен. В его состав вошли заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Вячеслав Штыров; первый заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы РФ Елена Николаева; первый заместитель председателя Комитета по промышленности Государственной Думы РФ Владимир Гутенев; президент Российского союза строителей, член Правления РСПП Владимир Яковлев; президент Фонда содействия развитию регионов, член Правления РСПП Сергей Веремеенко, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, член Правления РСПП Юрий Кокорев и вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Тимур Иртуганов. Председатель Попечительского совета выразил им признательность за согласие работать в составе этого органа. Он отметил, что Конкурс «Регионы – устойчивое развитие» продолжается, растет его авторитет в деловых кругах и органах власти, и есть уверенность в том, что мероприятие будет продолжено в 2013-ом и в последующих годах .
Заместитель председателя Экспертного совета Владислав Серебряков проинформировал участников заседания о работе, проделанной Организационным комитетом и Экспертным советом Конкурса в 2012 году по отбору инвестиционных проектов. При обсуждении заявок особое мнение по проекту строительства завода по производству мяса рыбы и икры, представленного компанией «Западно-Сибирское строительство и сервис» из Курганской области, высказал Юрий Кокорев.
Попечительский совет единогласно утвердил новых победителей Конкурса по итогам 2011 года. Ими стали 11 инвестиционных проектов из 4-х субъектов Российской Федерации. Общая сумма их финансирования (по финансовым планам) составит 5млрд 939 млн 396 тыс. рублей.
За вклад в развитие малого и среднего бизнеса Попечительский совет выделил на решение задач водоподготовки, водоочистки, обеззараживания воды и др. правительству Республики Бурятия 60 млн. рублей, администрациям Курганской области 30 млн руб., Ивановской области 15 млн руб. и Ростовской области 15 млн. рублей.
.
Выступление Исполнительного вице-президента РСПП, председателя Попечительского совета Конкурса
«Регионы-устойчивое развитие»
В.М. Черепова 12 июля 2012 года.
С целью изучения инвестиционного климата в субъектах РФ и факторов влияющих на его состояние Сбербанком России, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Российским союзом химиков во взаимодействии с рядом коммерческих и общественных организаций с августа 2011 года организован и проводится Конкурс «Ежегодная общественная премия «Регионы-устойчивое развитие» (далее – Конкурс).
1. Организаторами Конкурса сформированы: Организационный комитет Конкурса, Экспертный совет Конкурса, Попечительский совет Конкурса. Определен инвестиционный фонд в размере 23 млрд. рублей и призовой фонд в размере 630 млн. рублей. Утверждены критерии отбора участников и победителей Конкурса, механизмы реализации предложенных на Конкурс Проектов, Программ и Идей.
2. Налажена система взаимодействия с субъектами РФ. В каждом субъекте руководителем органа исполнительной власти назначены ответственные сотрудники по отбору региональных проектов и программ, осуществлено их методическое обеспечение и налажено взаимодействие с организаторами Конкурса.
3. Налажено взаимодействие с заинтересованными Федеральными министерствами и ведомствами.
4. Организовано информационное обеспечение Конкурса в средствах массовой информации.
5. В мероприятиях Конкурса активно приняли участие официальные представители общественных организаций и объединений граждан.
6. Организовано взаимодействие с инвестиционными уполномоченными по Федеральным округам, которым регулярно представляется информация о ходе конкурсных мероприятий, проводимых на территории Федеральных округов.
Практическая работа проведения Конкурсных мероприятий характеризуется следующими показателями:
Организационным Комитетом Конкурса рассмотрены все заявки, поступившие по итогам 2011 года. Всего поступило 1370 конкурсных заявок, из 74 субъектов РФ.
Первые итоги Конкурса подведены 27 апреля 2012 года
Победителями Конкурса определены 25 проектов реализация которых будет осуществляется на территории 15 субъектов РФ.
27 апреля на торжественной церемонии определения победителей Конкурса состоялось подписание Меморандумов о сотрудничестве при реализации инвестиционных проектов победителей Конкурса с администрациями 8 субъектов Федерации, позднее Меморандум подписали еще 4 субъекта Федерации.
В соответствии с положениями закрепленными в указанных Меморандумах планово производится согласование Инвестиционных соглашений по реализации инвестиционных проектов, подписание которых запланировано с июля по октябрь 2012 года, в процессе активно принимают участие ведущие страховые и управляющие компании, предлагающие новый спектр услуг.
Подготовленным проектом инвестиционного соглашения предусмотрены все этапы работ по реализации Проекта от стадии проведения предпроектных работ и сбора исходно-разрешительной документации до момента полного возврата инвестиций и выхода инвестора из Проекта.
В 2012 году на Конкурс уже подано 500 заявок, по которым организована работа.
В результате проделанной работы выявлены недостатки:
Основным препятствием на пути привлечения частных инвестиций в экономику субъектов РФ является отсутствие согласованных действий различных региональных министерств и ведомств в вопросах содействия инициаторам проектов в продвижении их инициатив, отсутствие ответственности чиновников регионального и муниципального уровня за состояние дел в смежных отраслях экономики, переваливание друг на друга ответственности по исполнению поручений глав субъектов РФ. Такое отношение к инициативам предпринимателей делает порой невозможным формирование конечного предприятия-инициатора проекта, что в свою очередь делает проект инвестиционно непривлекательным.
Бесконтрольное право чиновников решать вопросы о включении, отказе во включении, тех или иных предприятий в состав участников региональных программ разработанных в соответствии с действующими Федеральными целевыми программами, направленными на поддержку предпринимателей не только глушит предпринимательскую инициативу и отпугивает инвесторов, но и делает невозможным исполнение планов реализации федеральных социально значимых программ.
При взаимодействии с инициаторами проектов и органами исполнительной власти субъектов РФ установлено.
1. Основным тормозом в реализации инвестиционных проектов является отсутствие обоснованных финансовых планов реализации проектов, экономической и юридической неструктурированности проектов, отсутствия фиксированных предложений государственной поддержки в рамках действующих региональных программ, особенно ярко это характеризуется при заявлении проектов жизнеобеспечения населения, в частности учета необходимости реализации проектов с соблюдением обязательного условия сдерживания тарифов. Так 84% изученных проектов сферы ЖКХ (ВКХ) предполагают наличие инвестиционной надбавки к тарифам и только 2% предусматривают значительное повышение рентабельности за счет внедрения инновационных технологий при производстве услуг.
2. Отсуствие единого стандарта при разработке проектно-сметной документации способствует злоупотреблениям заказчиков, вступающих в сговор с производителем тех или иных материальных ценностей, что приводит к необоснованным затратам при разработке проектно-сметной документации и в конечном итоге к замораживанию проектов в связи с отсутствием заинтересованности инвестора в реализации неэффективного проекта. В большей части Проектов, представляемых с наличием разработанной проектно-сметной документацией, отсутствуют прошедшие экспертизу разделы «Эффективность инвестиций» и «Сметная документация».
3. Отсуствие эффективных механизмов страхования сопутствующих рисков, в частности рисков применения неэффективных технологических решений, рисков преднамеренного банкротства, проектных и изыскательских рисков, рисков приостановления долгосрочного финансирования, делают проекты непривлекательными для инвестора.
4. Отсутствие тесного взаимодействия при разработке структуры проектов, в том числе и финансовых планов проектов с участием государственных средств, инициатора проекта, инвестора и представителя Государственных интересов не защищают интересы конечного субъекта хозяйственной деятельности по причине отсутствия единых стандартов и условий взаимодействия.
5. Отсутствие единых стандартов при формировании твердой цены контракта с генеральным подрядчиком (Техническим заказчиком). Несовершенство системы отбора Генподрядной строительной организации (Технического заказчика). Непрофессионализм и коррумпированность сторон обеспечивающих заключение договоров исполнение которых влечет за собой излишние затраты, а в худшем случае провал проекта, и как следствие потерю средств предприятия и инвестора.
6. Отсутствие понимания возможности размещения ценных бумаг предприятия с применением прогрессивных механизмов, разрабатываемых ФСФР РФ с целью гарантированных инвестиций для реализации социально значимых проектов.
7. Одной из ключевых проблем является отсутствие собственных средств у Инициатора проекта, что не позволяет вести плановый диалог с финансовыми институтами по вопросам привлечения долгосрочного долгового финансирования. Встречаются интересные перспективные проекты разработанные командой образованных исполнителей, но не обеспеченные на начальной стадии денежными средствами. Эту проблему необходимо будет решить, в том числе и путем присоединения к числу организаторов Конкурса новых финансовых институтов и коммерческих организаций.
8. Ключевой проблемой является отсутствие веры инициаторов проектов в возможность получить поддержку необходимую для реализации бизнес-инициатив, вызванное бюрократизацией процедур рассмотрения заявок предпринимателей на получение средств поддержки. Отсутствие единого стандарта процедуры, в том числе определенной жесткими временными показателями, подачи заявки, ее рассмотрения и принятия решения в рамках действующих программ государственно-частного партнерства. Неудовлетворительное состояние информационной и разъяснительной работы с инициативными гражданами и действующими предпринимателями.
Отсутствие механизмов оказания безвозмездной помощи инициаторам проектов сферы малого и среднего бизнеса, в подготовке и структурировании проектов.
Так же обозначились положительные тенденции:
1.Рост деловой активности предпринимателей, наличие большого числа ассоциаций и сообществ по видам деятельности способствующих распространению Бизнес-идей и технологий.
2. Заинтересованность большинства руководителей исполнительной власти субъектов РФ в привлечении частных инвестиций в реальный сектор Экономики.
3. Наличие большого количества конкурентоспособных, эффективных и экономичных технологических решений и разработок.
4. Предложение новых изобретений и полезных моделей, позволяющих достигать высоких экономических показателей при использовании факторов экологической эффективности производства.
5.Наличие большого числа региональных целевых программ, разработанных с целью реализации региональных социально значимых проектов.
6. Заинтересованность финансовых институтов в участии при реализации проектов, включенных в региональные программы.
7.Наличие инициатив управляющих и страховых компаний, фондов прямых инвестиций, направленных на расширение сектора предоставления услуг, способствующих повышению инвестиционной привлекательности проектов отрасли.
8.Наличие конкуренции на рынке поставщиков товаров и услуг.
Конкурс набирает обороты. К нему изъявили желание присоединится крупнейшие финансовые институты РФ, с которыми сейчас ведутся переговоры о вхождении в состав организаторов Конкурса. Главами ряда субъектов Федерации приняты к рассмотрению предложения Организационного комитета Конкурса о годовом планировании совместных мероприятий по улучшению инвестиционного климата начиная с 2013 года, в связи с чем в перспективе | |||
---|---|---|---|
Видится целесообразным дальнейшее развитие идей Конкурса, с привлечением в него крупнейших финансовых институтов. Конечным результатом которого явится создание на базе | Конкурса центра поддержки региональных проектов статус которого будет достаточным для организации взаимодействия всех участников инвестиционной деятельности с целью решения вопросов подготовки к реализации и реализации, конкретно обозначенных групп проектов малого и среднего бизнеса, выявления проблем и оперативного реагирования с целью устранения препятствий мешающих продвижению инвестиций. Подтвержденной компетенции центра должно быть достаточно для его активного участия совместно с органами региональной исполнительной власти в отборе, подготовке и реализации проектов. |
Задачей такого центра явится
Выработка единого стандарта рассмотрения инициатив предпринимателей предлагающих к реализации проекты имеющие возможность государственной поддержки в рамках действующих федеральных и региональных программ, изначально предполагающего организацию взаимодействия предприятий и инвесторов в рамках координационных советов создаваемых с целью реализации проекта на уровне Муниципальных образований и субъектов РФ - по группе проектов.
Основным направлением работы будет оперативное и определенное по срокам решение вопроса получения исходно разрешительной документации по проекту, проведение маркетинговых, социальных, экономических, экологических исследований связанных с реализацией проекта, определение и фиксирование возможностей государственной и общественной поддержки, что явится базовым условием формирования инвестиционной привлекательности проекта и будет способствовать возникновению достаточного количества конкурентных предложений от компаний производителей (поставщиков товаров и услуг) желающих принять участие в реализации проекта.
Стоит отметить что в рамках Конкурса делается большая работа обеспечивающая обратную связь, что в свою очередь позволяет понимать чего хотят инициативные граждане и предприниматели. Не вызывает сомнения факт того что эта работа полезна и полностью соответствует целям и задачам Конкурса заявленным организаторами Конкурса в 2011 году.
Список инициаторов проектов –
победителей Конкурса «Регионы – устойчивое развитие»
по итогам 2011 года
Наименование субъекта РФ | Инициатор проекта | Наименование | ||
---|---|---|---|---|
проекта | Предварительная стоимость реализации проекта (по финансовому плану) тыс. рублей. | |||
Республика Бурятия | ООО «МЕТАК-логистик» | Создание Международной Транс-Азиатской Логистической Компании | ||
Республика Бурятия | ООО Производственно-Торговая Фирма «ПИК» | Мини-заводы «Стройиндустрия» | ||
Курганская область | ООО «ЗАПАДНО -СИБИРСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И СЕРВИС» | Завод по производству мяса рыбы и икры | ||
Республика Бурятия | ООО «Закаменское ПУЖКХ» | Строительство котельной на твердом топливе в г. Закаменск, производительностью 40 Гкал/час | ||
Ивановская область | ЗАО «АГРОКОМПЛЕКС» | Cоздание на территории Ивановской области мясо-молочного производственно-перерабатывающего сельскохозяйственного комплекса «ИВАНОВСКИЙ ПЛЕС» | ||
Ростовская область | ООО «Аркоюг ТК «Азовский» | Строительство тепличного комплекса "Азовский" | ||
Саратовская область | ООО "Мистер Кролл" | Создание агропромышленного комплекса по выращиванию кроликов, переработке мяса, шкурок и отходов жизнедеятельности | ||
Удмуртская Республика | ООО Торговый Дом «ФОРМЗ» | Организация производства новой продукции в ООО ТД «ФОРМЗ | ||
Курганская область | ООО "Корпорация "Трансурал" | Завод по производству воздуховодов | ||
Тюменская область | ООО "УК "ДАЛКС" | Строительство элеватора в | ||
г. Ишиме для сельскохозяйственной продукции Тюменского района | ||||
Республика Бурятия | ООО "ЭНКОМ" | Обеспечение инфраструктурой (электроэнергией) вновь водимых социально-экономических важных объектов |