В рамках Х Красноярского экономического форума состоялось заседание Координационного совета отделений РСПП в Сибирском федеральном округе
В Красноярске с 14 по 16 февраля прошел юбилейный 10 Красноярский экономический форум – «Россия: карта перемен», который собрал на своих площадках рекордное количество участников – более 3000 человек из 16 стран мира и 57 российских регионов. Участие в работе КЭФ-2013 принял председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, полномочный представитель Президента РФ в СФО Виктор Толоконский, семь министров федерального Правительства, представитель ФНПР в СФО Александр Гуляко, председатель Федерации профсоюзов Красноярского края Олег Исянов, руководители территориальных организаций Общероссийских профсоюзов, 12 глав субъектов Российской Федерации, главы столиц субъектов РФ, руководители ведущих компаний, авторитетные российские и зарубежные эксперты.14 февраля в рамках форума состоялось заседание Координационного совета отделений РСПП в СФО на тему «Социально-экономическое партнёрство - залог стабильного развития экономики и основа социальной политики».
Мнение о необходимости мотивации работодателей к активному участию в социальном партнерстве высказал Игорь Бушмин, начальник управления Алтайского края по труду и занятости населения: «На мой взгляд, основная проблема на сегодняшний момент заключается в понимании менеджментом предприятия принципов социального партнерства, ведь это залог устойчивого развития бизнеса. Считаю, что необходима долгосрочная стратегия развития социального партнерства в каждом регионе РФ».
Представитель ФНПР в СФО Александр Гуляко начал свое выступление с вопросов продвижения и реализации принципов достойного труда. Он привлек внимание представителей бизнеса к вопросам заключения коллективных договоров и региональных соглашений о минимальной заработной плате, а так же проинформировал о действиях профсоюзов по обсуждению стандартов достойного труда на региональном, окружном и федеральном уровнях. Секретарь ФНПР в очередной раз подчеркнул важность взаимодействия для стабильного развития экономики и социальной стабильности и вышел с инициативой заключения соглашения о взаимодействии между Координационным советом отделений РСПП в СФО и Сибирской Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов.
Итоги заседания координационного совета подвели вице-президент РСПП Виктор Черепов и председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев. Участниками было принято решение о создании рабочей группы Координационного совета отделений РСПП в СФО по подготовке Межрегионального соглашения о социальном партнерстве между Сибирской Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов, КСО РСПП в СФО и Межрегиональной Ассоциацией «Сибирское соглашение».
15февраля на одной из дискуссионных площадок обсуждалась «Новая пенсионная система: стратегия государства и выбор граждан». В ходе работы круглого стола статс-секретарем, заместителем министра труда и социальной защиты Российской Федерации Андреем Пудовым были представлены принципы новой пенсионной формулы. В ходе обсуждения Олег Исянов подчеркнул, что пенсионное законодательство должно быть понятным не только его разработчикам и экспертам – оно должно быть понятно каждому.
В тот же день, прошел круглый стол «Сибирь на карте мирового роста: региональное развитие в контексте глобальных изменений» с участием полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского. По мнению Полпреда Президента, разрабатывая новые долгосрочные документы, необходимо во главу угла ставить интересы сибиряков: «В интеллектуальной экономике, которая в скором времени станет базовой, движущей силой является человек и его коммуникации. Следовательно, качество жизни населения – это главное направление вложения инвестиций, которое мы должны сегодня рассматривать».
Всего за три дня форума состоялось более 30 круглых столов, панельных дискуссий и мозговых штурмов. Они включали, пожалуй, самые амбициозные за последние 20 лет задачи по повышению качества жизни россиян, развитию социального партнерства, развитию экономики регионов, росту производительности труда, внедрению новых механизмов в государственном управлении. Примером этого может служить, что в рамках форума было заключено 26 соглашений, в том числе направленных на реализацию ключевых для развития экономики Сибири проектов – строительство железной дороги Кызыл-Курагино, модернизация аэропорта «Емельяново» и многие другие.
Участники обсудили стратегические инициативы социально-экономического развития страны на период до 2018 года, новые модели экономического роста, определяющие институциональные преобразования и повышение качества жизни. Важной частью дискуссий стал анализ вклада регионов в модернизацию национальной экономики, обсуждение перспектив развития Сибири и Дальнего Востока.
В рамках КЭФ состоялось заседание Координационного совета региональных отделений Российского союза промышленников и предпринимателей СФО на тему «Социально-экономическое партнёрство - залог стабильного развития экономики и основа социальной политики». Участниками КСО стали: вице-президент РСПП Виктор Черепов, председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев, министр экономики и регионального развития Красноярского края Анатолий Цыкалов, председатель краевой Федерации профсоюзов Олег Исянов, руководители региональных отделений РСПП и профсоюзных организаций сибирских регионов.
Виктор Черепов в приветственном слове отметил, что заседание проходит накануне Недели российского бизнеса, которая пройдет в Москве с 19 по 22 марта 2013г: «В рамках НРБ традиционно пройдет Съезд РСПП. Те решения и предложения, которые будут приняты на сегодняшнем заседании КСО, мы вынесем на рассмотрение участников Съезда».
Мнение о необходимости мотивации работодателей к активному участию в социальном партнерстве высказал Игорь Бушмин, начальник управления Алтайского края по труду и занятости населения: «На мой взгляд, основная проблема на сегодняшний момент заключается в понимании менеджментом предприятия принципов социального партнерства, ведь это залог устойчивого развития бизнеса. Считаю, что необходима долгосрочная стратегия развития социального партнерства в каждом регионе РФ». При этом он выразил мнение, которое поддержали все участники заседания: необходимо сформировать единое информационное пространство путем создания интернет-портала о социальном партнерстве в каждом регионе, а также законодательно закрепить целевое финансирование мероприятий, которые проводятся в регионах в целях эффективной реализации принципов соцпартнерства. Эту позицию поддержал представитель Федерации профсоюзов России в СФО Александр Гуляко, который подчеркнул, что сегодня охват коллективными договорами по России составляет от 40 до 82%. Также Гуляко коснулся вопроса подписания в регионах соглашений о минимальной заработной плате: «Сегодня такие соглашения подписаны в 6 регионах Сибирского федерального округа из 12, охват такими соглашениями должен быть гораздо большим».
По вопросу подписания различного уровня соглашений высказался председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев: «Мы уже не первый год отмечаем некую ущербность позиции, причем на нормативном и законодательном уровнях. Подписывая соглашения от имени организаций работодателей, мы объединяем в крае в лучшем случае 2-3 % существующих организаций, остальные присоединяются как бы автоматически, если не возразили в течение определенного времени. Хочу предложить подумать всем нам над тем, чтобы внести поправки в федеральное законодательство, которые бы предполагали обязательность участия всех предприятий и организаций в объединениях работодателей».
Участниками было принято решение о создании рабочей группы Координационного совета отделений РСПП в СФО по подготовке Межрегионального соглашения о социальном партнерстве между Сибирской Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов, КСО РСПП в СФО и МАСС на 2013-2016 годы».
Выступление начальника управления Алтайского края по труду и занятости населения 14.02.2013 года
И.А. Бушмина«Мотивация работодателей к активному участию в социальном партнерстве. Развитие и перспективы социальной ответственности бизнеса в Алтайском крае»
Уважаемые участники заседания!
Выступить с данной темой, мне было предложено организаторами нашей сегодняшней площадки. И я не стал её как-то видоизменять.
Но говорить буду в основном о необходимости использования потенциала социальных технологий для развития экономики.
А начать своё выступление я хотел бы с тезиса о том, что Россия всегда была сильна своей соборностью! Наиболее сложные проблемы в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом решались «всем миром». И это всегда было разумным противовесом всему тому, что называется «разделяй и властвуй»! Стремление найти взаимовыгодное решение, либо компромисс во имя достижения «общего блага» присуще нашей ментальности и культуре.
В Конституции нашей страны (статья 7) прописано, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Это и является той основой, тем фундаментом, на котором сегодня стоит и должен развиваться в дальнейшем институт социального партнерства.
Статья 23 Трудового Кодекса Российской Федерации даёт следующее определение социального партнерства. А именно, социальное партнёрство – это система взаимоотношений между работниками (и их представителями работников), работодателями (и их представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Это общие для всех параметры работы. А вот насколько действенным будет партнёрство?! Каковы будут его роль и место в каждом, отдельно взятом регионе страны. Получит ли оно необходимое развитие?! – ответы на эти вопросы зависят от проводимой региональной политики, от понимания сторонами необходимости социального диалога и прилагаемых ими усилий.
Тем более, сегодня, когда продолжает набирать обороты передача полномочий, касающихся вопросов социально–трудовой сферы с федерального уровня на региональный.
Теоретически возможна ситуация, когда в каждом регионе будет сформирована своя модель социального партнерства. Но это не значит, что в каждом регионе она будет эффективна с точки зрения регулирования социальных и экономических процессов. А этого, на мой взгляд, допускать нельзя. Ведь специфика действующего трудового законодательства заключается в том, что решение очень многих вопросов переведено в договорную или коллективно-договорную плоскость. В Трудовом Кодексе РФ порядка 150 таких отсылок! Иными словами, «практический запуск» той или иной нормы закона в жизнь находится в прямой зависимости от того «как договорились». И где-то эти договоренности станут лишней нагрузкой на бизнес, а где-то позволят использовать потенциал социальных технологий для реального развития экономики. Здесь основная проблема кроится даже не в трудовом законодательстве - «плохое» оно или «хорошее». А в понимании, готовности и желании менеджмента воспользоваться данной ситуацией, так сказать, «заставить» её работать на себя. То есть, должны стать управляемыми те неустранимые противоречия, которые всегда существуют и будут существовать между работодателями и работниками. В этом залог устойчивого развития бизнеса, экономики региона, страны.
Для этого необходимо задействовать все шесть уровней механизма функционирования социального партнёрства: (1) федеральный; (2) региональный; (3) межрегиональный; (4) отраслевой; (5) территориальный (муниципальный); (6) локальный (т.е. уровень организаций).
Как правило, социальное партнерство имеет различные формы совместной деятельности (совместные заседания, рабочие группы, коллективные переговоры, консультации, участие работников в управлении организациями и досудебном решении трудовых споров и др.). Наряду с этим стороны могут и, на мой взгляд, должны использовать и иные способы взаимодействия и координации своих действий.
Мы, в Алтайском крае вот уже четыре года делаем наработки для формирования модели эффективного социального партнёрства. Есть разные точки зрения о том, какое партнерство следует считать эффективным. Я же постараюсь коротко изложить свою (авторскую) точку зрения по этому вопросу.
В моём понимании, «эффективное партнерство» – это, прежде всего, «полезное партнерство». В толковом словаре Ожегова под «ПОЛЬЗОЙ» понимается – хорошие, положительные последствия, выгода (синонимами являются: облегчение, помощь, выигрыш, толк, прирост, смысл…).
Значит, чем БОЛЬШЕ ПОЛЬЗА от социального партнерства, тем ВЫШЕ МОТИВАЦИЯ, в том числе у работодателей к участию в нём! Следовательно, необходимо проводить осознанную, целенаправленную работу по увеличению ПОЛЬЗЫ социального партнерства для всех вместе, каждой из сторон в отдельности и общества в целом! Это, на мой взгляд, является стратегическим вектором развития института социального партнерства современной России. Это должно стать объединяющей, своего рода «национальной идеей» нашего трехстороннего сотрудничества.
Для этого институт социального партнерства, во-первых, должен стать реальным и эффективным регулятором всех социально-трудовых отношений между работниками и работодателями. Во-вторых, влиять на многие аспекты социально-экономического развития региона, его территорий и хозяйствующих субъектов. Собственно, стать институтом развития инновационной социально ориентированной экономики.
В этой связи необходимо осуществить комплекс мер по повышению в обществе авторитета и влияния социального партнерства. ЕГО ДОЛЖНЫ ПРИЗНАВАТЬ И БЫТЬ ЕМУ ПРИЗНАТЕЛЬНЫ!
А это значит:
I. Институт социального партнерства должен взять на себя ответственность за формулирование заказа общества в области развития социально-трудовых отношений. А также за создание целостного механизма его реализации объединениями работодателей, работников и органами власти. Во многом этому будет способствовать разработка долгосрочной стратегии (концепции) развития социального партнерства в регионе. В ней необходимо конкретизировать, применительно к каждому региону совместно разделяемые стратегические цели и ценности. Но суть их одна – в признании долгосрочных приоритетов общего социально-экономического развития над сиюминутной выгодой отдельных субъектов.
Здесь же должны быть рассмотрены вопросы и направления межрегионального уровня его развития.
Также важно определить необходимые и достаточные мероприятия по достижению стратегических целей, их своевременность, ресурсы, ответственность партнёров и контроль принятых решений с последующим их закреплением в трехстороннем соглашении. Здесь бы я предложил использовать программно-проектный метод работы. Это позволит сформировать общее понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо», предложить его (это понимание) обществу, а далее – организовать его продвижение через средства массовой коммуникации и партнеров, но обязательно в рамках скоординированного плана действий.
Далее,
II. Должно быть увеличено поле совместной деятельности партнеров и сформирован необходимый «потенциал успеха» социального партнерства.
Для этого необходимо существенно расширить и нормативно закрепить перечень совместно согласуемых сторонами социального партнерства решений. Особенно тех, которые принимаются органами власти. Причём, не только в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, но и касающихся различных аспектов социально-экономического развития региона.
Важным направлением трехстороннего сотрудничества должно стать создание и развитие совместной инфраструктуры социальных партнеров.
А начать я бы предложил с формирования единого информационного пространства, как поля совместной деятельности социальных партнеров. Для этого должны создаваться ресурсы коллективного использования, предусматривающие совместное накопление информации и знаний, ведение совместных баз данных, например, создание Интернет-портала социального партнерства региона.
В финансовых планах всех трёх сторон, в том числе и в региональном бюджете, в рамках целевого финансирования мероприятий, должно появиться, такое направление затрат, как «Развитие социального партнерства».
(6)
III. Должно быть повышено качество и самого социального диалога.
Он должен изначально быть направлен на совместную выработку компромисса, а не на «продавливание» каждой стороной своей позиции.
Именно компромиссные решения позволяют найти резервы управления и урегулировать возникшие проблемы. В этом и заключается «социальная специализация» партнерства!
Особое значение здесь имеет: 1) актуальность самих рассматриваемых вопросов. 2) целесообразность их рассмотрения на том или ином уровне механизма функционирования социального партнёрства. Рассматриваемые вопросы должны оперативно транслироваться именно на тот уровень, который наделен правом принимать по ним решение.
В этой связи, хотел бы сформулировать ещё один из важнейших принципов дальнейшего развития социального партнерства: «ПРОБЛЕМЫ КАЖДОГО – РЕШЕНИЯ ДЛЯ ВСЕХ!».
Также необходима организация совместного обучения представителей сторон социального партнерства. Такое совместное обучение позволит обеспечить единое понимание процессов, лучше понимать происходящее, научиться совместной выработке компромиссных решений.
На мой взгляд, целесообразно создать экспертно-консультативный совет при региональной трехсторонней комиссии с привлечением к его работе ученых и практиков, в целях выработки инициатив и предложений по развитию социально-трудовых отношений и самого института социального партнерства. Работа экспертов может быть также организована на принципах краудсорсинга.
VI. Ещё одной важной задачей сегодняшнего дня является повышение охвата социальным партнерством. Для этого должен обеспечиваться охват трудящихся профсоюзами, а работодатели должны расширять свои объединения. Без этого не может быть решена другая, не менее важная задача – обязательность исполнения участниками принимаемых совместных решений. Особенно среди тех, кто не являлся их непосредственным подписантом.
Для повышения охвата объединения работодателей и профсоюзы должны иметь возможность, используя механизм социального партнерства лоббировать интересы своих членов, обеспечивать им протекционизм и решение их проблем.
Здесь принципиальным является вопрос сокращения времени, транзакционных и иных издержек партнеров, т.е. всех затрат связанных с решением возникающих проблем для участников социального партнерства. На мой взгляд, этот вопрос должен стоять в одном ряду с вопросами поддержки бизнеса и снятием административных барьеров.
Мы исходим из понимания того, что если не будет сильных ПАРТНЕРОВ – не будет сильного ПАРТНЕРСТВА в целом!
А) В этой связи считаем, что должен быть обеспечен максимальный охват трудящихся ПРОФСОЮЗАМИ.
Необходимо найти дополнительные стимулы для вступления работающих граждан в профсоюз. По-нашему мнению, в рамках действующей структуры профсоюзного движения должны получать развитие новые формы профессиональной самоорганизация работников – их профессиональные ассоциации (бухгалтеров, юристов, сварщиков и т.д.). Они должны заниматься вопросами профориентации, повышения качества и конкурентоспособности трудовых ресурсов. Для работодателей членство работника в профессиональном союзе должно быть гарантией его качества. А профсоюзный билет должен стать его «трудовым паспортом».
Это повысит привлекательность профсоюза, позволит сделать квалификацию каждого видимой, различимой для работодателя и повысить конкурентные преимущества работников – членов профсоюза на рынке труда. А профсоюзы станут не только территориально - отраслевыми, но и профессиональными союзами! В этом заинтересованы работодатели и сами работники, так как достаточно большое количество трудящихся видят себя именно в профессии, а не в отрасли.
Необходимо укрепление позиции региональных объединений профсоюзов. Так как в последнее время наметилась тенденция на усиление автономизации отраслевых профсоюзов. И если раньше мы это поддерживали, как положительный фактор развития профсоюзного движения в целом, то сегодня акцент должен быть смещен. Должно произойти укрепление целого в интересах его частей.
Б) Мы заинтересованы в том, чтобы РАБОТОДАТЕЛИ также расширяли свои объединения. Но считаю перспективным формирование единого в регионе представительства объединений работодателей.
Должны быть созданы дополнительные стимулы, повышающие интерес работодателей к объединению. И, как я уже говорил, такое сотрудничество должно быть полезным! Через механизм социального партнерства работодатели должны получать гарантированный доступ к государственной поддержке, ресурсам и организационным возможностям социальных партнеров, позволяющим повышать их конкурентоспособность. Формы мотивации и протекционизма социально ответственных работодателей в регионе должны постоянного совершенствоваться.
В) Исключительно важная роль в развитии социального партнёрства принадлежит органам власти. Именно власть ответственна за создание необходимой для развития социального партнёрства институциональной среды. Региональные и муниципальные органы управления должны быть, во-первых, гарантами выполнения принимаемых в рамках партнерства решений. А, во-вторых, должны обеспечить распространение принципов социальной ответственности на организации бюджетной сферы. Это будет существенным вкладом в повышение социальной ориентированности всего региона.
Как показывает практика, перспективы развития социального партнерства напрямую связаны с уровнем развития социальной ответственности бизнеса в регионе. Социально-ориентированная экономика регионов является благоприятной средой для дальнейшего развития социального партнерства! В этих условиях конфронтация уступает место социальному диалогу.
Вопросы социальной ответственности бизнеса дискутируются в обществе уже не один год. И это не случайно. И так будет всегда. Ведь социальная ответственность это не просто благотворительность или соблюдение норм закона. По моему мнению, социальная ответственность – это разумная компенсация, которую общество считает приемлемой, в обмен на возможность и право бизнеса распоряжаться человеческими, природными и иными ресурсами. А мы с вами знаем, что возможность и право распоряжаться чем-либо или кем-либо, подчинять своей воле, называется ВЛАСТЬЮ.
Вот почему формирование института социальной ответственности бизнеса является не только общественнозначимой темой, но и профессиональной задачей органов власти всех уровней.
Одна из часто обсуждаемых в обществе тем:
Может ли, а главное должен ли бизнес быть социально – ответственным?
Мы считаем, что социальная ответственность бизнеса возникает у него уже в момент создания и никуда не исчезает до ликвидации. Другое дело, в какой степени это будет принято бизнесом. Значит, мы должны добиться того, чтобы социальный ориентир не уходил у него с повестки дня. А деловой успех был неразрывно связан с соблюдением законодательства, государственных и этических норм социальной ответственности. И значимая роль в этом должна принадлежать социальному партнёрству.
При предоставлении всех форм поддержки органы власти должны отдавать приоритет бизнесу, чья деятельность признана социально ответственной. На основании единых критериев оценки. Для этого должна проводиться государственная социальная экспертиза принимаемых бизнесом или в интересах бизнеса, решений.
Ещё одна, часто обсуждаемая тема:
А выгодно ли бизнесу быть социально – ответственным? «Стоит ли овчинка выделки»? Что нужно сделать, чтобы бизнесу стало выгодно быть социально – ответственным?
На мой взгляд, любая ответственность не может быть выгодной! Более того, социальная ответственность бизнеса измеряется не деньгами, а совестью и профессионализмом!
Но такую ответственность нельзя назвать и альтруизмом. Компания получает возможность управлять своими социальными рисками как внутренними (связанными с персоналом), так и внешними (взаимоотношение с местными жителями, органами власти и другими заинтересованными сторонами). Затрачивая средства на социальные программы, компании сокращают свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создают благоприятное социальное окружение и тем самым устойчивые прибыли в будущем. | ||
---|---|---|
Проявление социальной ответственности позволяет улучшить имидж компании и внутрикорпоративную культуру, привлечь новых клиентов, увеличить объемы продаж продукции (услуг). В результате, компании получают конкурентные преимущества, что повышает её капитализацию. Следовательно, социально ответственное поведение дает компаниям возможность реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости. |
В своей практической работе мы исходим из того, что социальная ответственность бизнеса – это ответственность тех, кто принимает решения перед теми, на кого эти решения влияют.
И здесь более актуальным является вопрос масштаба социальных последствий от этого влияния. Понятно, что транснациональные корпорации (ТНК) оказывают большее влияние на общество, на государство (его органы власти и управления), на рынки, на количественные и качественные аспекты занятости населения, нежели микробизнес. И, соответственно, подходы к ним должны быть разные, причём с учётом конкретной социальной ситуации на территории.
А вот, что касается целевых ориентиров развития социальной ответственности бизнеса, то они должны быть для всех общие. Они прописаны в Международном Стандарте Корпоративной Социальной Ответственности и достаточно чётко сформулированы Международной организацией труда в Концепции достойного труда.
В социально-трудовой сфере это:
- Обеспечение прав и гарантий в сфере труда;
- Расширение возможностей занятости и получения дохода;
- Совершенствование системы социальной защиты работников;
- Укрепление социального диалога.
(12)
Бизнес в своей основе готов принимать на себя социальные обязательства, но хотел бы перейти к сотрудничеству, базирующемуся не на разовых личных договорённостях, а к чётко структурированной и прозрачной системе взаимоотношений. Системе, включающей различные материальные и нематериальные стимулы. Это основа для формирования института социального партнёрства.
В этой связи, считаю предельно важным на уровне поселений, муниципалитетов и на региональном уровне сформировать конкретный социальный заказ для бизнеса, который будет «точечно» решать социально-значимые проблемы людей, их местных сообществ. При этом нельзя допустить, чтобы социальные расходы бизнеса носили фиктивно-демонстративный характер и были неэффективными с точки зрения общества! Должна получить своё развитие социальная отчетность. Также немаловажно сформировать положительный имидж в обществе социально-ответственных работодателей! Корпоративная социальная ответственность должна ассоциироваться с добросовестностью, а не с обязанностью.
В целом необходимо добиться, чтобы социальная ответственность бизнеса стала нематериальным активом компаний, фактором их успешной работы.
Мы уже почти четыре года в крае реализуем мега – проект по формированию института социальной ответственности работодателей на рынке труда. В его основе – механизмы социального партнерства, государственно-частного партнерства и межведомственного взаимодействия органов власти.
Старт был дан в 2009 г., во время мирового финансового кризиса, когда краевой администрацией было принято постановление «О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края» (№ 341 от 30.07.2009). В документе четко определены приоритеты – защита интересов работника, как более уязвимого участника трудовых отношений, и государственная поддержка социально ответственного бизнеса. А также установлены критерии оценки социальной ответственности. Их – 14, и сгруппированы они в пять блоков: соблюдение трудового, налогового законодательства, участие в социальном партнерстве, уровень и своевременность выплаты заработной платы, соблюдение требований охраны труда.
В соответствии с этим документом впервые в истории края учреждены почетные звания «Социально ответственный работодатель Алтайского края» и «Социально-ориентированный работодатель Алтайского края». Срок действия сертификата – 3 года.
Для работодателей бюджетной сферы и других социально ориентированных некоммерческих организаций в прошедшем году учрежден специальный «Сертификат соответствия социально ориентированной некоммерческой организации требованиям законодательства в области социально-трудовых отношений» со сроком действия 1 год.
Выдаваемые сертификаты можно расценивать, как «сертификаты доверия». Их обладатели имеют приоритет при получении государственного финансирования и иных форм поддержки. Государственной инспекцией труда поддержаны наши предложения об освобождении таких работодателей от ежегодных плановых проверок. К совместной работе привлечены Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и налоговая служба.
Считаю, что нам удалось повысить статус социально ответственного работодателя в обществе. Если в 2009 году краевой реестр социально ответственных и социально-ориентированных работодателей начинался с 9 работодателей, то на сегодняшний день их 306. Они обеспечивают эффективную занятость более 47 тысяч работников!
Алтайский край в числе первых в стране внедрил комплексный оценочный инструмент – государственную социальную экспертизу. Ей подлежат инвестиционные проекты, соглашения о социально-экономическом сотрудничестве и иные документы, предусматривающие государственную поддержку. Она проводится управлением по труду и занятости населения в целях повышения эффективности занятости населения, создания и сохранения рабочих мест, усиления социальной направленности принимаемых решений по поддержке бизнеса, т.е. в направлении повышения социальной ориентированности региона. Кстати социальная экспертиза осуществляется и при награждении руководителей высшими краевыми наградами.
Для повышения престижа и дальнейшей мотивации социально ответственных работодателей на непрерывное улучшение качества рабочих мест и развитие социального партнерства, учрежден краевой ежегодный конкурс «Лучший социально ответственный работодатель года». В текущем году получил новый организационный статус краевой конкурс профессионального мастерства «Рабочий Алтая». Эти конкурсы являются региональным этапом всероссийских конкурсов. Организаторами данных конкурсов выступают стороны социального партнерства профсоюзы, работодатели и органы власти.
Также впервые нами создан государственный кадастр рабочих мест, который представляет собой электронный банк данных о безопасных и экономически привлекательных рабочих местах. А также служит своеобразным ориентиром и государственной гарантией их надежности для работников при трудоустройстве. На сегодняшний день в Кадастр внесено более 4 тысяч рабочих мест из 150 организаций. На повестке дня – включение всех рабочих мест бюджетных организаций, а это каждое пятое в крае!
Замечу, что параллельно с Кадастром формируется и насчитывает уже свыше 40 тысяч человек краевой банк данных о высококвалифицированных работниках. По замыслу – на него в первую очередь должны ориентироваться работодатели при формировании кадрового состава своих организаций.
Мы стремимся к тому, чтобы в крае реально заработали социальные лифты по принципу «лучшим работникам – лучшие рабочие места!». Задачу органов власти видим в том, чтобы создать необходимые условия на рынке труда для ускорения процессов поиска подходящего работника или работы.
По уровню и качеству социального партнерства Алтайский край опережает большинство регионов страны. Многое сделано. И это является дополнительным стимулом к тому, чтобы идти вперед!
В настоящее время в крае реализуются: региональное трехстороннее соглашение и соглашение о минимальной заработной плате в Алтайском крае, 22 региональных (отраслевых), 74 территориальных (отраслевых) соглашений. Во всех 70 муниципальных образованиях края реализуются территориальные трехсторонние соглашения.
Действует 7 тысяч 54 коллективных договорова (в 2010 году их было 6 тысяч 724), при этом коллективно-договорными отношениями охвачено более пятиста тысяч работников.
Сегодня принимаемые соглашения и коллективные договоры в своей массе уже не носят декларативный характер, как это было ранее, а наполнены конкретными обязательствами сторон, направленными на социальное развитие коллективов, на мотивацию работников к производительному труду, улучшение условий и охраны труда.
Алтайский край стал инициатором Международной научно-практической конференции «Бизнес – социальное измерение». Осенью прошлого года она проводилась уже второй раз в Барнауле и собрала более 400 человек. В её работе принимал участие лидер профсоюзов страны Михаил Шмаков, который дал высокую оценку и конференции и уровню социального партнёрства в крае.
Мы считаем, что на современном этапе развития страны и в обозримом будущем, социальный ориентир в каждом регионе особенно важен.
Меняются условия ведения бизнеса. Страна вступила в ВТО, усиливается конкуренция на глобальном уровне. Руководством страны поставлена задача по эффективному обновлению экономики, массовому созданию высокопроизводительных рабочих мест. Курс взят на модернизацию. Эта задача не может быть решена без наличия и привлечения в экономику человеческих ресурсов, которые обладают необходимым интеллектуальным капиталом, мотивированы на высокопроизводительный труд.
Качественные характеристики населения, его активная новаторская позиция сегодня становятся доминирующим фактором, определяющим контуры будущего развития каждого региона. Это значит, что во главу угла современной региональной политики должна быть поставлена человекоориентированная пapaдигма развития!
Однако, как известно, любые социально-экономические трансформации обостряют противоречия между новыми требованиями времени и сложившимися в стране трудовыми практиками. Они заключаются в том, что для внедрения прогрессивных стандартов в производство, сферу услуг и управление, для перехода на новый технологический уклад требуется: с одной стороны – стабильность и профессионализм трудовых коллективов, а с другой – гибкость в использовании трудовых ресурсов, внедрение новых форм занятости и оптимизация затрат на персонал.
Комплекс проблем, который является следствием возникающих противоречий, должен быть осмыслен сторонами социального партнерства и выработаны стратегические подходы к его решению.
А закончить свое выступление я хотел бы известным высказыванием Генри Форда: «Собраться вместе – это начало. Остаться вместе – это успех».