Совет РСПП по развитию саморегулирования
Совет РСПП по развитию саморегулирования создан решением Правления РСПП от 21 марта 2013 г. путем преобразования Комитета РСПП по развитию саморегулирования.Совет является постоянно действующим консультативным органом РСПП. Основной задачей Совета должна стать организация диалога между бизнесом, саморегулируемыми организациями и государством с целью дальнейшего совершенствования законодательства о саморегулировании и продвижения лучших практик деятельности саморегулируемых организаций.
В заседании приняли участие Председатель Совета, Президент РСПП А.Н.Шохин, член Правления РСПП В.С.Плескачевский, Президент НОСТРОЙ Е.В.Басин, представители саморегулируемых организаций.
В ходе заседания участники обсудили основные направления деятельности Совета РСПП по развитию саморегулирования, проект положения о Совете и вопросы организации работы Совета.
Тезисы выступления Президента РСПП А.Н.Шохина на заседании Совета РСПП по развитию саморегулирования
24 июля 2013 г.
Российский союз промышленников и предпринимателей считает важным продолжать работу по развитию института саморегулирования в России. В целях повышения статуса и привлечения новых участников решением Правления РСПП от 21 марта 2013 г. Комитет РСПП по развитию саморегулирования преобразован в Совет РСПП по развитию саморегулирования.
Совет является постоянно действующим консультативным органом РСПП. Основной задачей Совета должна стать организация диалога между бизнесом, саморегулируемыми организациями и государством с целью дальнейшего совершенствования законодательства о саморегулировании и продвижения лучших практик деятельности саморегулируемых организаций. Основным ежегодным мероприятием останется Всероссийский форум саморегулируемых организаций, который уже стал центральной площадкой по обсуждению опыта и направлений развития саморегулирования.
На сегодняшнем заседании мы обсудим направления деятельности Совета, проект положения о Совете и организационные вопросы работы Совета.
Говоря о направлениях деятельности Совета, хотел бы остановиться на совершенствовании законодательства в сфере саморегулирования.
В июне был принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций" который обязывает СРО иметь свой официальный сайт в Интернете, и на котором должны размещаться реестр его членов, внутренние документы, информация о структуре и компетенции органов управления, решения принятые общим собранием постоянно действующим коллегиальным органом и ряд других данных. Законом также вводится административная ответственность для СРО за неисполнение этих обязанностей в виде предупреждения или штрафа.
Закон вступает в силу в начале следующего года и нам необходимо подготовить предложения в подзаконные акты, чтобы СРО могли эффективно исполнять нормы закона. В частности, нормы закона обязывают уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утвердить требования к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования указанными официальными сайтами.
Работа над находящимся на рассмотрении в Государственной Думе РФ законопроектом о внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и отдельные законодательные акты РФ несколько затянулась. К законопроекту есть много замечаний и предложений, в частности, необходимо:
четко разграничить права и обязанностей государственных органов, саморегулируемых организаций и их национальных объединений в сфере регулирования соответствующей деятельности;
уточнить требования к порядку подготовки, содержанию и утверждению стандартов профессиональной и предпринимательской деятельности;
уточнить направления и порядок инвестирования средств компенсационного фонда и процедуры его пополнения.
Предлагаю на одно из ближайших заседаний Совета пригласить Председателя Комитета Государственной Думы РФ по вопросам собственности С.А.Гаврилова для обсуждения основных направлений доработки законопроекта.
В целом в работе над законодательством о саморегулировании нам надо стремиться к унификации норм. Базовые принципы создания саморегулируемых организаций в России, признания их статуса государством, формирования внутренней структуры, а также функционал саморегулируемых организаций должны быть едины вне зависимости от отрасли, в которой работает саморегулируемая организация. В основе всех отраслевых законов, где вводится институт саморегулирования, должны лежать принципы, закрепленные в «базовом» Законе, и нормы отраслевых законов не должны ему противоречить.
В целях обеспечения достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации Президент РФ дал поручение Правительству РФ о подготовке предложений о замене в отдельных отраслях экономики избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами. Готовя ответ на соответствующий запрос Минэкономразвития России, мы могли бы включить предложения Совета по расширению сферы саморегулирования.
Кроме того, нам стоит подумать о мерах по стимулированию добровольного саморегулирования. Например, можно обсудить такие меры как:
освобождение от налогообложения доходов от размещения средств компенсационного фонда и установление возможности их использования для обеспечения текущей деятельности аппарата организации;
введение более жестких ограничений на проведение проверок в отношении членов добровольных саморегулируемых организаций;
введение обязанности контролирующего органа ежеквартально направлять в саморегулируемые организации информацию о результатах контрольных мероприятий с целю проведения работы по предупреждению выявленных правонарушений.
В ходе Всероссийского форума саморегулируемых организаций в марте этого года мы обсудили возможность оформления наших инициатив в виде дорожной карты и в ближайшее время нам необходимо принять решение об инициировании подготовки такой карты, обозначив Агентству стратегических инициатив ее общие контуры.