Проектно-аналитическая сессия «Цифровая трансформация экономики ЕАЭС: новые угрозы и источники роста. Консолидированная позиция бизнеса»,
9 февраля 2017 года Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин принял участие в проектно-аналитической сессии «Цифровая трансформация экономики ЕАЭС: новые угрозы и источники роста. Консолидированная позиция бизнеса», которая состоялась в инновационном центре «Сколково».Эксперты совместно с представителями бизнеса, сотрудниками Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и инновационного центра «Сколково» искали эффективные инструменты для реализации программ по цифровой трансформации экономики стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также формировали портфель проектов, способных стать драйверами оцифровки различных отраслей и создать новые сегменты рынка.
Глава РСПП так сформулировал задачу для бизнес-сообщества: «Мы должны создать мощный стимул к развитию цифровых технологий, цифрового пространства, цифровых платформ для формирования добавленной стоимости и на ней зарабатывать. Цифровая трансформация – это способ включить наши национальные экономики в глобальные цепочки добавленной стоимости».
Александр Шохин выступил за создание евразийской технологической платформы при условии, что она будет конкурентоспособна и совместима с другими международными платформами, в частности европейской, китайской и т.д. Президент РСПП призвал представителей бизнес-сообщества сформировать предложения по всем направлениям экономики, чтобы не оказаться отстающими. «Мы не имеем права отстать с цифровой трансформацией и на 10, и 20 лет. Здесь настолько время сжато, что надо идти в ногу с остальным миром, и я надеюсь, что бизнес понимает эти риски, и наше правительство, интеграционное сообщество понимают перспективность темы и свою ответственность в решении этих задач», – подчеркнул Президент РСПП.
Участники сессии проработали стратегии оцифровки экономик стран ЕАЭС по семи направлениям, включающим, например, общие финансовый и энергетический рынки, торговлю и е-commerce, транспортно-логистическую инфраструктуру, образование и подготовку кадров.
Результатом работы станут проекты, которые могут быть реализованы уже в ближайшее время. Степень их реалистичности и проработанности будут оценивать специалисты ЕЭК совместно с экспертами Делового совета ЕАЭС и инновационного центра «Сколково».
Тезисы А.Н. Шохина для приветствия на проектно-аналитической сессии «Цифровая трансформация экономики ЕАЭС: новые угрозы и источники роста. Консолидированная позиция бизнеса», 09-10.02.2017
Стандарты
В декабре 2016 года Президент РФ Владимир Путин в своем послании предложил «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики». Минкомсвязи и другим профильным ведомствам до 11 мая 2017 г. поручено разработать и утвердить программу «Цифровая экономика» с учетом планов развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 26 декабря на заседании Высшего совета ЕАЭС Владимир Путин заявил, что «первоочередной задачей на ближайшую перспективу видится формирование единого цифрового пространства Евразийского экономического союза». В начале 2016 г. коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрила разработку концепции по формированию единого цифрового пространства в ЕАЭС, а уже в конце года ЕЭК заключила договор с Всемирным банком о проведении совместного научного исследования возможного экономического эффекта.
Единая информация цифрового пространства
Согласно стратегии перехода к Единому цифровому рынку для Европы, принятой Европейской комиссией, странам ЕАЭС необходимо создавать цифровые активы, стимулирующие рост экономики ЕАЭС. Организационной формой таких активов выступают кросс-отраслевые консорциумы, использующие перспективные технологии, открывающие доступ к многомиллиардным рынкам промышленного интернета и пространственных данных, таких как рынки цифровых брокеров в энергетике, ТЭК, сельском хозяйстве, торговле и фармацевтике.
Цифровые платформы
Цифровые активы нового типа формируются за счет создания и развития межрегиональных инфраструктур ЕАЭС, включая обеспечение свободного неконкурентного доступа к базовым пространственным данным, трехмерным «цифровым моделям местности», «цифровым информационным моделям активов и сооружений».
Финансирование глобальных межгосударственных пилотных проектов может быть получено в рамках частно-государственного партнерства и из Евразийского банка развития.
В перспективе необходимо подготовить Единую цифровую политику развития стран ЕАЭС, опирающуюся на единые сквозные процессы, стандарты оборудования, программного обеспечения, тарифов, услуг, доступа к сервисам и информации, безопасности.
Системы доверия (проблемы с ЭЦП)
В России пока в полной мере не развита система цифровых подписей, нет четкого электронного взаимодействия между государством и бизнесом. Еще в конце 2015 года глава ФАС РФ Игорь Артемьев пообещал, что будут «сняты вопросы» с признанием электронно-цифровых подписей (ЭЦП). Нормы о взаимном признании ЭЦП и беспрепятственном доступе к закупкам есть в договоре о создании ЕАЭС, заключенном в 2014 году. Однако проблема ЭЦП пока не решена.
Единая сервисная среда
Единая сервисная среда предполагает развитие Инфраструктуры Пространственных данных (ИПД).
Проектирование современных производств, управление развитием инфраструктур, комплексное развитие территорий, в т.ч. по отраслевым срезам, невозможно без использования ИПД. Необходимо введение ИПД в правовую плоскость как в странах, так и в рамках ЕАЭС, а потом – «сшивать» ИПД стран на уровне союза с определением союзного органа управления для этого. И параллельно - инициировать с уровня союза проекты для регионов и стран.
Статистика и налогообложение
Одно из перспективных направлений работы – вопросы формирования единой методологии и практики статистического учета различных сфер цифровой экономики, а также принципов налогообложения операций в данной сфере.
Международная и национальная практика в данной сфере постепенно формируется, но уже сейчас стоит определить единые базовые подходы к решению данных задач.
10 февраля 2017 года в инновационном центре «Сколково» прошла проектно-аналитическая сессия «Цифровая трансформация экономики ЕАЭС: новые угрозы и источники роста. Консолидированная позиция бизнеса». В работе сессии принял участие вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Мытенков.
Были рассмотрены вопросы, связанные с формированием единого цифрового пространство ЕАЭС, а также детали организации архитектуры цифрового пространства.
Единое цифровое пространство ЕАЭС строится на принципах, фиксируемых в единой архитектуре цифрового пространства как совокупности описаний нормативно-правовых, организационных, семантических, технологических аспектов цифрового пространства ЕАЭС.
На базе архитектуры предлагается в том числе создание единых цифровых платформ ЕАЭС, а также цифровых сервисов и технологий. Было предложено сформировать проектный офис для администрирования масштабных цифровых инфраструктурных проектов с участием:
∙ представителей государств-членов ЕАЭС,
∙ ЕЭК,
∙ Делового совета ЕАЭС,
∙ отдельных представителей крупных компаний
IT-компании просят у правительства экспортных послаблений
Российские разработчики программного обеспечения просят правительство ослабить валютный контроль. Предполагается, что такая мера поддержит экспорт отечественного софта, после того как геополитические проблемы уже заставили компании переориентироваться с ключевого для них рынка США. Объем экспорта российского ПО оценивается в $7 млрд в год, но, по версии участников рынка, его развитие сдерживает необходимость предоставлять многочисленные документы, включая договоры с отсутствующей у иностранных клиентов "синей печатью".
Ассоциация разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" (АРПП; объединяет около 140 компаний, включая "Лабораторию Касперского", ABBYY, 1С) предлагает внести изменения в нормы валютного контроля, говорится в письмах исполнительного директора АРПП Евгении Василенко министру связи Николаю Никифорову и управляющему директору по нефинансовой поддержке Российского экспортного центра (РЭЦ) Константину Евстюхину (копия есть у "Ъ"). Это необходимо, чтобы увеличить экспорт российского ПО, подчеркивают в АРПП.
Среди предлагаемых мер — увеличение пороговой суммы открытия паспорта сделки с текущих $50 тыс. до $100 тыс., а также расширение сроков подачи подтверждающих документов с 15 до 60 дней. Предлагается также увеличить сроки возможной просрочки по оплате до 90 дней и отменить требования о предоставлении справок валютного контроля, договора с клиентом и документов, подтверждающих факт оказания услуг. Вместо этого АРПП предлагает оставить только один документ — счет или инвойс, оформленный экспортером в одностороннем порядке и в электронном виде.
Ранее о необходимости изменений норм валютного контроля заявлял президент РФ Владимир Путин на съезде "Деловой России" в октябре 2016 года.
На сайте Кремля публиковалось поручение президента правительству, Центробанку и "ведущим объединениям предпринимателей" представить к 1 марта предложения по поправкам, направленным на "исключение избыточных требований" в сфере валютного контроля.
Представитель Минкомсвязи Дмитрий Захаров сообщил "Ъ", что письмо АРПП получено. Минкомсвязь собирает обращения, чтобы выявить все возможные проблемы с валютным контролем, по итогам их анализа "будут сделаны соответствующие предложения". В РЭЦ сообщили, что центр уже направил свои предложения, учитывающие запросы IT-отрасли, в Центробанк. Итоговые решения регулятора ожидаются к 30 апреля.
Экспорт ПО — важный источник дохода для российских IT-компаний. Так, в 2015 году объем экспорта ПО и IT-услуг из России, по данным "Руссофта", составил $7 млрд. Весь объем российского IT-рынка в том же году, по данным Минэкономики, составлял 740 млрд руб. (около $12 млрд по средневзвешенному курсу за год). Ключевой рынок для экспорта российского софта — США, его называли приоритетным 25% компаний, опрошенных "Руссофтом". Но в последнее время геополитические проблемы заставили IT-индустрию диверсифицировать рынки сбыта и интенсивнее работать в Юго-Восточной Азии и странах БРИКС.
С тех пор как принимались текущие нормы валютного контроля, изменились цены, курсы валют и порядок работы с документами, говорит заместитель гендиректора по развитию государственных и общественных программ ABBYY Анна Жаркова. "Сейчас при заключении сделок иностранным компаниям зачастую сложно выполнить требования, предусмотренные только российским законодательством: предоставить контракт, акты и другие документы. В большинстве случаев они работают только с инвойсами",— поясняет она.
Сложность валютного законодательства — один из главных факторов, сдерживающих экспорт российских IT-услуг, согласен гендиректор "1С-Битрикс" Сергей Рыжиков. Существующие ограничения заставляют IT-компании тратить силы и средства на небольшие по значимости операции, отмечает гендиректор компании "Новые облачные технологии" Дмитрий Комиссаров. Он, в частности, предлагает отменить требование к международным контрагентам предоставлять договоры с "синей печатью". "Большинство из иностранных контрагентов не умеют ставить "синюю печать"",— констатирует господин Комиссаров.
Коммерсантъ