Проблемы открытой перевалки угля в портах Ванино, Находки и Советской Гавани, Усть-Луге, Восточном, «Дальтрансуголь» и Посьет выносились на пленарное заседание Госдумы
Депутаты от «Единой России» после волны критики отказались от идеи полностью запретить открытую перевалку угля в морских портах. В доработанном законопроекте речь пойдет об обязательной модернизации оборудования для сокращения выбросов, конкретные требования будет устанавливать правительство. Тем временем в борьбу с угольной пылью включились депутаты из ЛДПР, которые хотят обязать стивидоров создавать закрытые зоны перевалки пылящих навалочных грузов.Депутаты от «Единой России» снова доработали законопроект, исходно предполагавший запрет на открытую перевалку угля в портах .Новый вариант обязывает владельцев морских терминалов, занимающихся перевалкой и обработкой угля в границах населенных пунктов, снизить выбросы вредных веществ с применением наилучших доступных технологий. Устанавливать требования к оборудованию должно правительство. Вступить в силу закон должен в январе 2018 года, стивидорам дается время до 1 июля 2019 года для доработки складов и оборудования. Документ обсуждался на рабочем совещании 20 июля, координационный совет фракции планировал рассмотреть его в пятницу, но заседание перенесли на сентябрь.
Пока единороссы дорабатывали текст документа, сходную инициативу внесли в Госдуму в среду их коллеги от ЛДПР Андрей Андрейченко, Владимир Сысоев и Игорь Торощин. В их законопроекте предлагается обязать стивидоров оборудовать морские терминалы, переваливающие «пылящие навалочные грузы», закрытыми зонами пересыпки, а также конвейерным и перегрузочным оборудованием закрытого типа. Документ предусматривает год переходного периода.
Заместитель главы комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Панов сообщил , что незнаком с инициативой коллег из ЛДПР. Владимир Сысоев рассказал , что проблемы открытой перевалки угля выносились на пленарное заседание Госдумы, но это привело лишь к «формальным решениям — якобы отремонтировали датчики, губернатор посетил край, а там все хорошо, при этом жалобы местных жителей не прекращаются».
Жители Ванино, Находки и Советской Гавани с начала года не раз протестовали против загрязнения атмосферы угольной пылью. Особое внимание к проблеме привлек школьник из Находки Андрей Боль в ходе прямой линии с Владимиром Путиным в июне. Президент пообещал разобраться, начались проверки и вскоре депутаты от «Единой России» предложили правительству законодательно запретить открытую перевалку угля. Против таких формулировок выступили участники рынка, Минтранс и Минэнерго.
Инициатива депутатов от ЛДПР не содержит слова «запрет», в отличие от первого варианта законопроекта «Единой России». Сама инициатива исходно «выглядела популистской», при этом «если единороссы предлагают обязать правительство разработать нормы перевалки, то либерал-демократы пытаются на уровне закона описать технологический процесс работы порта и набор необходимого оборудования», что едва ли соответствует законотворческой практике. Конвейеры и «закрытую пересыпку» (вероятно, депутаты так называют выгрузку вагонов с помощью вагоноопрокидов) сегодня используют лишь четыре терминала — в Усть-Луге, Восточном, «Дальтрансуголь» и Посьет, а 90% стивидоров работают в универсальных портах и используют манипуляторы и портальные краны, то есть могут подпасть под запрет. Поэтому, с , появление такой инициативы, видимо, является частью конкурентной борьбы между стивидорами.
Появление первой версии законопроекта «Единой России» не было согласовано с Кремлем. Более того, по его словам, председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил вице-спикеру Сергею Неверову проверить, не идет ли речь о «коммерческом заказе». При этом он заявил, что технически запретить открытую перевалку угля в портах «невозможно, об этом говорят все эксперты и специалисты» и речь может идти только о технологиях, которые позволяют уменьшить выбросы.
Газета "Коммерсантъ" №132 от 24.07.2017