Предприятия тяжмаша поддержат льготными кредитами
Российское тяжелое машиностроение может полностью исчезнуть, а страна рискует столкнуться с абсолютной зависимостью от импорта, констатирует Минпромторг в проекте стратегии развития отрасли до 2020 года. Чтобы побороть этот тренд, министерство предлагает поддержать предприятия льготными кредитами, а также ограничить импорт, чтобы побудить иностранных производителей к локализации оборудования. По мнению экспертов, оценки и цели министерства выглядят взвешенными, но основной вопрос в том, на какие бюджетные средства сможет на деле рассчитывать вновь актуальная с точки зрения импортозамещения отрасль.Минпромторг опубликовал проект стратегии развития тяжелого машиностроения до 2020 года и на перспективу до 2030 года. Министерство признает, что развитие отрасли идет "по инерционному сценарию в его наиболее пессимистическом варианте" и есть риски полного исчезновения российского тяжелого машиностроения и тотальной зависимости от поставок зарубежного оборудования. Сегодня вклад отрасли (в нее входит выпуск горнодобывающего, металлургического и подъемного оборудования) в ВВП страны составляет менее 1%, загрузка предприятий в среднем — не более 30%. По оценкам Минпромторга, в 2016 году рост выпуска российского тяжелого оборудования составит 16%, до 168,6 млрд руб., в целом внутренний рынок также вырос — на 2,5%, до 262,8 млрд руб. Доля импорта составила около 40%, доля экспорта в общем объеме выпуска упала на 2,1 п. п., до 7,1%.
В документе подчеркивается, что с текущей загрузкой мощностей невозможно получить достаточно финансов для развития, плохое состояние основных фондов сдерживает появление новой продукции и не позволяет повысить эффективность. Инвестирование только в поддержание, а не развитие законсервировало технологии на уровне 1960-1980-х годов, признает Минпромторг. Подобная ситуация складывается и в станкостроении — о его существовании правительство вспомнило только после введения международных санкций. Сейчас тяжмаш составляет около 50% всего импорта в РФ.
Ключевая цель стратегии — к 2030 году российские производители должны занять не менее 70% внутреннего рынка. Доля импорта должна сократиться до 35% к 2020 году, а доля экспорта в выпуске — вырасти с 7% до 12%. Чтобы этого добиться, Минпромторг предлагает в целом классические меры. Главную проблему — недостаток бюджетного финансирования — предлагается решать за счет субсидируемого банковского кредитования. Кроме того, стратегия предусматривает введение ограничений на закупку российскими заказчиками иностранной продукции. Предлагается ввести систему "квот допуска" для иностранного оборудования, аналогов которого нет в РФ, при этом будет учитываться процент локализации этого оборудования. Исходя из этого показателя может быть снижена и налоговая нагрузка, государство может взять на себя страхование возможных убытков заказчиков на время доводки нового оборудования.
Проблему дефицита технологий Минпромторг предлагает решать, в частности, с помощью покупки и адаптации иностранных технологий. Отдельный упор Минппромторг делает на развитие экспорта. Помимо связанного льготного кредитования экспортных поставок и различных субсидий предлагаются и нетривиальные ходы вроде создания российского EPC-контрактора по аналогии с "Атомстройэкспортом", который мог бы использовать российское оборудование в стройках за рубежом.
Впрочем, ответ на ключевой вопрос — сколько бюджетных средств будет выделено на реализацию стратегии — пока неизвестен. После одобрения стратегии Минпромторг должен будет в течение полугода представить в правительство план мероприятий, в котором, видимо, будет указано финансирование. Консультант SBS Consulting Дмитрий Бабанский отмечает, что стратегия — "верхнеуровневый документ", который носит больше концептуальный характер. Предложенные меры в принципе позволяют решить весь комплекс проблем, но необходимо, чтобы они получили "достойное бюджетное обоснование". Эксперт ожидает, что акцент мер поддержки будет смещаться с отраслевых на универсальные: субсидирование процентов по кредитам, затраты на НИОКР, производство и сбыт пилотных партий. Цели стратегии господин Бабанский считает "взвешенными", так как заложены относительно скромные темпы роста рынка и умеренно оптимистичные в части выпуска (удвоение за 15 лет — до 307 млрд руб. к 2030 году). По его мнению, можно смелее вводить антидемпинговые и защитные пошлины (ВТО это позволяет), так как импорт по некоторым направлениям носит откровенно демпинговый характер.
Коммерсантъ
Итоги работы машиностроительной отрасли в Кузбассе подвел начальник областного департамента промышленности Сергей Карпунькин. Так, за 2016 год ожидаемый индекс производства в машиностроении Кемеровской области составит 115%. В целом по отрасли удалось добиться увеличения производительности труда в среднем на 18,1%. За 9 месяцев 2016 года обязательные платежи в бюджет области увеличились на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Средняя заработная плата по отрасли в 2016 году увеличилась на 9,2 % и составила 31 483 рубля.
Карпунькин отметил успешные проекты, реализованные лидерами отрасли в 2016 году. Например, обществу «Анжеромаш» удалось освоить выпуск конкурентоспособных, не уступающих лучшим немецким аналогам, редукторов для ленточных конвейеров. Модернизирован лавный конвейер «Анжера», который не уступает по своим техническим характеристикам конвейерам иностранного производства. Отгрузка продукции производится не только предприятиям Кемеровской области, но и за пределы региона – угольным предприятиям Воркуты и Республики Казахстан.
Компанией «Сибэлектро» освоено производство отечественных дизель-гидравлических локомотивов «Сибиряк», аналогов словацкой компании Bevex-Bansky Vyskum. В настоящее время два дизелевоза успешно эксплуатируются на шахтах «Полысаевская» и «Юбилейная». «КОРМЗ» производит для предприятий дорожного хозяйства и ЖКХ универсальные дорожные подметально-уборочные машины, снегоочистители, оборудование для ямочного ремонта, мусоровозы. ООО «Объединенные машиностроительные технологии» наладило ремонт гидравлики для импортного горно-шахтного оборудования.
Также машиностроительные предприятия региона изготавливают комплектующие для зарубежной техники.
Большинство отечественных машиностроительных компаний испытывают дефицит основных компонентов для производства продукции: качественных металлов и сплавов, подшипников, редукторов, двигателей. При этом в России и в Кузбассе, в частности, накоплен значительный научный и технический потенциал для производства компонентов машиностроения. Поэтому сегодня стоит задача организовать предприятия по выпуску продукции, которая будет превосходить по параметрам зарубежные образцы. Участники доложили об актуальных научных разработках для внедрения в производство. Например, выпуск изделий на базе зубчатого эксцентриково-циклоидального зацепления и на его базе изготовление редукторов (докладчик генеральный директор ЗАО «Технология-Маркет» г.Томск Виктор Становской), а также проект по внедрению в производство новых технологий получения высококачественных изделий из чугуна и стали (докладчик начальник технического отдела ООО «Западно-Сибирский электрометаллургический завод» г.Новокузнецк Олег Шишин).