Восточный экономический форум -2017
Во Владивостоке открылась третья ежегодная сессия Восточного экономического форума (ВЭФ). Его главный сюжет в 2017 году — успехи госкомпаний и федеральных проектов последних лет оживили экономику макрорегиона, но основных проблем Дальнего Востока это, вопреки ожиданиям, не решает. Кроме этого, уже сейчас очевидно расхождение интересов руководства регионов, госкомпаний и местного бизнеса. Рабочая группа Госсовета сформулировала 47 предложений по развитию Дальнего Востока, основная их часть — предложение новых льгот и субсидий, призванных остановить отток населения и обеспечить рентабельность крупным проектам.Сессия ВЭФ во Владивостоке вполне соответствует определенному оживлению в экономике макрорегиона. Оператор форума Росконгресс заявил о рекордных 4200 участниках — это вполне соответствует 20-процентному приросту инвестиций в макрорегион в 2016 году и росту числа проектов — и в ДФО, и на создающихся в его регионах территориях опережающего развития (ТОР). Несколько лет реализации новой схемы привлечения инвестиций, работа перезапущенного в 2013 году Минвостокразвития и полпреда президента в округе вице-премьера Юрия Трутнева довольно сильно изменили настроения по крайней мере внутренних инвесторов по отношению к проектам на Дальнем Востоке, однако выявили новые проблемы развития.
В отличие от прошлых лет сессии ВЭФ с участием крупнейших госкомпаний по проектам в ДФО 6 сентября проводились без аншлага: большинство проектов 2011–2015 годов — «Газпрома», «Роснефти», «Россетей», РЖД — хорошо известны, и крупных новостей в них нет. В повестке ВЭФ в 2017 году гораздо шире обсуждается «гуманитарная» тематика — от демографии и проблем малого бизнеса до образования и места Дальнего Востока в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона. И это вполне объяснимо: если в 2016 году основные ожидания были связаны с прекращением оттока населения из ДФО и демографической стабилизацией, то в 2017 году уже очевидно — тренд оказался неустойчив. Проблемы же с населением (сейчас в ДФО проживает 6,2 млн человек, демографические показатели немного лучше, чем средние по РФ, продолжается умеренный миграционный отток населения — до 0,3–0,5% в год) осложняют решение основной задачи — запуска самостоятельных, не спонсируемых госинвестициями и госкомпаниями региональных экономик.
Рабочая группа проходящего в рамках ДФО Госсовета подготовила доклад, посвященный развитию Дальнего Востока. Несмотря на то что он будет опубликован позже, его основные положения без знакомства с текстом обсуждались на панельных сессиях и дискуссиях ВЭФ — а 47 предложений экспертов по дальнейшему развитию макрорегиона в большинстве уже оглашены в выступлениях участников, в основном это запросы новых льгот и госвложений в социальное и инфраструктурное развитие округа.
Напомним, большинство крупных проектов госкомпаний и ФПГ на Дальнем Востоке уже обеспечено различными льготными режимами в рамках ТОР и свободного порта Владивосток («Газпром», «Роснефть», Sollers), как и значительная часть иностранных инвесторов. Сейчас портфель инвестпроектов в ДФО превышает 2 трлн руб., подтвержденные и проектируемые проекты оцениваются в 0,7 трлн руб. до 2023 года, около четверти заявленных инвестиций — внешние. На ВЭФ постоянно звучали призывы распространить элементы режима ТОР или режим в целом на территорию всего ДФО, как и идеи обеспечить весь Приморский край режимом свободного порта. В рекомендации экспертов Госсовета они вошли частично: режим порто-франко предлагается дать всем гаваням Приморья, а право на обращение для создания ТОР — владельцам крупных участков земли. Во многом, констатируют в рабочей группе Госсовета, усилиями конкурентов ДФО в АТР льготные режимы в Малайзии, Сингапуре, Индонезии, Таиланде, Индии, Китае сейчас более конкурентоспособны — поэтому практически все элементы, существующие в этих юрисдикциях, рекомендованы к применению и на Дальнем Востоке. Кроме того, в рекомендациях явно чувствуется исторический конфликт между интересами региональных элит, местного бизнеса и федерального центра. Так, рабочая группа Госсовета резко выступает против федеральной стратегии поддержки крупных городских агломераций и рекомендует, как и ранее, стремиться по возможности к равной бюджетной и инфраструктурной обеспеченности всех территорий ДФО от развитых Хабаровского и Приморского краев до Магаданской области и Чукотки. Также в центре дискуссий ВЭФ было развитие цифровой экономики в ДФО как части общей индустриальной революции в Азии — ресурсы федерального центра на развитие Дальнего Востока, отметим, дополнительно ограничены в силу снижения бюджетных доходов.
В ходе дискуссий о развитии Дальнего Востока на ВЭФ обсуждалась и новая проблема, прямо связанная с экономическим ростом в регионе: рост доходов части населения и качества образования в перспективе усилит тенденции к оттоку с Дальнего Востока высококвалифицированного персонала, он становится конкурентоспособнее в экономиках Центральной России. Экономист Наталья Зубаревич назвала это на ВЭФ «естественной платой» за развитие макрорегиона. При этом почти все участники ВЭФ приходят к выводу, что прежняя стратегия привлечения на Дальний Восток только внутрироссийских мигрантов, видимо, не остановит депопуляции региона — и необходимо активизировать импорт в регион иностранной рабочей силы.
Президент РСПП Александр Шохин принимает участие в Восточном экономическом форуме-2017, который проходит во Владивостоке 6-7 сентября 2017 г.6 сентября т.г. на «полях» Восточного экономического форума-2017 состоялась встреча Президента РСПП Александра Шохина с активом Приморского регионального отделения РСПП.
На встрече обсуждались вопросы развития бизнеса Дальнего Востока в нынешних экономических условиях и в рамках реализации инструментов развития Дальнего Востока, а также меры его поддержки и совместной работы с РСПП.
Член Правления РСПП, президент Конгресса промышленников и предпринимателей (работодателей) «Приморье» (региональное отделение РСПП) Роман Титков отметил проблемы обеспечения, обучения и удержания профессиональных кадров для среднего и крупного бизнеса в ДФО.
Александр Шохин проинформировал участников встречи об экономических и политических тенденциях в России и стран АТР. Особое внимание было уделено обсуждению перспектив развития Дальневосточного бизнеса, мер его поддержки и совместной работе РСПП.
Во встрече приняли участие руководители крупного регионального бизнеса, представитель японского бизнеса, представители Союза промышленников и предпринимателей Сахалинской области, а также Сергей Смоленцев – заместитель председателя Координационного совета отделений РСПП в ДФО
Утром 6 сентября Александр Шохин выступил в сессии «Большое Евразийское партнерство – как расширить пространство совместного развития, ориентированное в будущее». Как отметил Александр Шохин, формирование Большого Евразийского партнерства должно быть нацелено на решение задач, важных для всех участников: улучшение делового климата, устранение избыточных ограничений и гармонизацию требований в сфере торговли и инвестиций, мер технического, санитарного урегулирования, таможенного регистрирования, защиты прав интеллектуальной собственности.
В ходе сессии «Точки устойчивого роста экономики России: вклад бизнеса» Александр Шохин отметил что для создания условий для экономического роста в России необходимо снижение фискальной нагрузки, введение компенсации дополнительной нагрузки на бизнес из-за санкций, повышение доступности кредитования, содействие повышению производительности труда, а также повышение предсказуемости условий ведения бизнеса.
В своем выступлении на сессии «Ворота России в Азию»: Дальний Восток в интеграционных инициативах АТР» Александр Шохин отметил, что распространение региональных и двусторонних торговых соглашений создает условия для возникновения противоречий между различными правилами таможенного администрирования, мерами содействия торговле и другими нормами, устанавливаемыми в рамках подобных объединений, что неизбежно влечет за собой повышенные издержки для предпринимателей. В этой связи жизненно необходима гармонизации стандартов и правил новых и существующих соглашений; а также создание условия для интеграции российских предприятий в региональные цепочки добавленной стоимости (ЦДС).
Также Александр Шохин дал интервью «Российской газете» и принял участие в подписании Меморандума о Национальном центре развития Государственно-частного партнерства.
Завершил мероприятия первого дня Бизнес-диалог «Россия-АСЕАН». По мнению Александра Шохина, России и АСЕАН удалось создать довольно развитую институциональную базу, которая, тем не менее, в большей степени ориентирована на взаимодействие органов власти. Вместе с тем многие из подготовленных документов носят рамочный характер и требуют наполнения конкретными действиями. Соответственно, возникает вопрос о практической реализации договоренностей. Особенно перспективным представляется использование потенциала международных транспортных коридоров (МТК), пролегающих по территории России, для перевозки товаров из стран АСЕАН в целях реализации на рынках ЕС и ЕАЭС. В условиях ухудшения ситуации с безопасностью на традиционных морских маршрутах подобное сотрудничество может получить новый импульс. Так, инвесторы из государств АСЕАН могли бы принять участие в развитии МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», а российские – в реализации транспортных проектов в государствах АСЕАН, включающих развитие и модернизацию портовой, железнодорожной и автодорожной инфраструктур.
Во второй день ВЭФ Президент РСПП выступит в сессиях «Россия - Япония» и «Россия - Республика Корея», а также проведет ряд двусторонних встреч на полях Форума.
В ходе второго дня Восточного экономического форума-2017 Президент РСПП Александр Шохин принял участие в сессиях «Россия - Япония» и «Россия - Республика Корея». По завершении сессии «Россия - Республика Корея» состоялась двусторонняя встреча Президента РСПП с министром торговли Республики Корея г-ном Кимом Хён Чжоном. Также Александр Шохин посетил пленарное заседание ВЭФ.
Т Е З И С Ы
к выступлению Президента Российского союза
промышленников и предпринимателей на
бизнес-диалоге «Россия-Япония»
ВЭФ | 7 сентября 2017 г. | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Доверительные отношения между Россией и Японией укрепляются, давая обоснованную надежду бизнесу на скорейший выход к масштабному сотрудничеству, которое требует постоянной позитивной динамики. Очередной шаг мы запланировали с Кэйданрэном на 28 ноября текущего года: в Москве состоится совместное заседание Российско-Японского и Японо-Российского комитетов по экономическому сотрудничеству, на котором обсудим конкретные предложения. | ||
---|---|---|
РСПП прилагает значительные усилия по улучшению делового климата в стране. Нас радует, что предпринимательское сообщество Японии отмечает изменения к лучшему: упрощение процедуры регистрации компаний, локализации, совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов. Однако японские компании отмечают и то, что пока не ликвидирована «хлопотность получения разрешений на работу», а порой также вместо облегчения бремени таможенных пошлин вводится какой-нибудь «налог на утилизацию». | ||
За последний год между российским и японским бизнесом было подписано более ста двусторонних документов в таких областях, как энергетика, химическая промышленность, медицина, автомобилестроение и многих других. Мы высоко ценим избирательный подход японских партнеров к определению направлений сотрудничества, который однозначно свидетельствует об их долгосрочных планах. |
Исторически для России характерен настрой на реализацию крупномасштабных проектов. К одному из таких можно отнести проработку варианта строительства транспортного перехода с материка на остров Сахалин (по предварительной оценке потребуются вложения около 400 млрд руб.). Нам известно также о готовности Министерства инфраструктуры и транспорта Японии создать рабочую группу для проработки проекта транспортного перехода между Сахалином и Хоккайдо. | ||
---|---|---|
После аварии на Фукусиме в 2011 году Япония пересмотрела свою стратегию в области энергетики и стала ориентироваться на газ как ключевую составляющую в балансе страны. В связи с этим, полагаем целесообразным ориентироваться на прокладку газопровода с Сахалина в страну Восходящего Солнца, хотя мы понимаем, что основная трудность здесь будет связана с отсутствием магистральных и распределительных сетей по стране, поскольку традиционно каждый японский потребитель обеспечивал себе поставки и хранение газа самостоятельно. | ||
Россия крайне заинтересована в привлечении японских инвестиций в производство такой продукции, которая бы также была востребована на рынках третьих стран и в этой связи можно приветствовать недавний запуск проекта по совместному производству линейки токарно-фрезерных обрабатывающих центров нового поколения на территории Ковровского электромеханического завода (объем инвестиций составил 79 млн долл.), а также начало реализации инвестиционного контракта с компанией «Мазда-Соллерс Рус» по производству двигателей. |
Следует затронуть еще несколько важных направлений сотрудничества.
Российская сторона уже представила на рассмотрение японскому бизнесу перспективные предложения о взаимодействии в области гражданского авиастроения и вертолетостроения.
В энергетике одной из возможностей является ее экспорт в Японию путем реализации проекта строительства энергомоста между островами Сахалин и Хоккайдо (с привлечением ОАО «Интер РАО»). | ||
---|---|---|
Представляется важным продвижение брендов российской продукции АПК на японский рынок, например, крупный поставщик мясной продукции Группа компаний «Талина» крайне заинтересована в этом. | ||
В России стали уделять повышенное внимание «Концепции умного города». Сегодня в «Сколково» работает объединенный центр управления городом, в том числе интеллектуальная электросеть, энергоэффективные технологии водо- и теплоснабжения, использования ливневой воды в единой системе жилищно-коммунального хозяйства. В увязке с японскими системами регулирования транспорта, которые сегодня апробируются в Воронеже, все системы в комплексе могут давать весомый экономический эффект. Однако, слабым местом пока остается внедрение систем «умного домоуправления», которое позволило бы снизить расходы на «коммуналку» на 40 процентов. | ||
Мы готовы тиражировать в регионах России современную технологию компании Мицубиси, заложенную в пилотных проектах в Бурятии по созданию мусороперерабатывающего завода. |
В торговле наши страны теряют деньги «на ровном месте»: почему Япония завозит фуражное сено из самых далеких стран (Австралия, США, Канада), а не закупает те же 1,8 млн. тонн в год в соседней России? И если проблема только в недостатке цехов по фитосанитарной обработке и упаковке фуража, то, наверное, проще построить такие сооружения в Приморском крае, а не возить за тысячи километров.
В условиях внешнего давления на Россию, организация заемного финансирования с привлечением японского фондирования по традиционной двухступенчатой схеме, практически не работает, поскольку ведущие российские банки – кредиторы второй ступени (Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ), находятся под санкциями финансовых регуляторов США и ЕС. Зарубежные коммерческие банки не готовы выдавать и поддерживать кредиты вышеперечисленных российских банков, особенно в долларах США. JBIC рассматривает альтернативу российским банкам из санкционного списка для того, чтобы восстановить работоспособность двухступенчатой схемы кредитования, однако результатов такого рассмотрения нет. Кроме того, альтернативные российские банки имеют кратно меньшие возможности по размеру капитала, а значит и последующего кредитования. При прямом корпоративном финансировании JBIC размер такого финансирования не может превышать 10% стоимости активов заемщика.
В заключение отмечу, что руководителями двух стран принято решение о проведении в 2018 году Года России в Японии и Года Японии в России. В связи с этим хочется пожелать нашим деловым сообществам использовать его так, чтобы этот Год вспоминался десятилетиями, как один из наиболее успешных, в котором были заложены фундаменты очень больших свершений.
Т Е З И С Ы
к выступлению Президента Российского союза
промышленников и предпринимателей А.Н.Шохина
на Круглом столе «Россия – Республика Корея»
ВЭФ-2017
г.Владивосток | 7 сентября 2017 г. | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Зал «Морской» |
Уже девять лет, как действует четырехстороннее Соглашение о сотрудничестве между РСПП, ТПП России, KITA и FKI. За это время многие члены РСПП уже открыли представительства в Сеуле: ОАО «Мечел», ОАО «Аэрофлот», S7 и др. | ||
---|---|---|
Однако история сотрудничества Российского союза промышленников и предпринимателей началась еще 25 лет тому назад, когда руководство корпорации «ДЭУ», прилетев в Москву, сделало предложение о создании консорциума для разработки предварительного ТЭО строительства газопровода из Якутии в Южную Корею (проект САХА-ГАЗ). | ||
В проект были вовлечены десять крупнейших корейских фирм и шесть российских организаций. ТЭО было выполнено, но дальнейшее движение было остановлено из-за появившегося альтернативного варианта прохождения трассы через Китай. | ||
Полагаем, что и сегодня остается актуальной прокладка газопровода из Саха-Якутии через Северную Корею (которая согласовала трассу!) в Южную Корею, что позволило бы решить не только экономические, но и многие политические вопросы и привело бы к сближению разделенного народа. |
Импульс, который был дан на Втором Восточном экономическом форуме уже приносит ощутимые результаты (по итогам четырех месяцев 2017 года товарооборот между регионами Дальнего Востока и Республикой Корея вырос на 25 процентов).
Присутствие южнокорейских компаний однозначно будет широким фронтом продвигаться на Дальний Восток, поскольку западная часть России ими уже освоена в первоочередном порядке (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Таганрог, Нижний Новгород, Калуга, Ульяновск и др.).
Российский бизнес готов к кооперации с зарубежными компаниями в сфере развития наукоемких производств. Из опрошенных членов РСПП 70 процентов (преимущественно крупный бизнес) уже вовлечены в международное технологическое сотрудничество (совместное ведение НИОКР с зарубежными компаниями; участие по субконтракту в технологической цепочке зарубежной фирмы; приглашение и обмен специалистами-технологами на постоянной основе; заказ на выполнение НИОКР в зарубежных компаниях).
Российско-Южнокорейское научно-техническое сотрудничество является важной составляющей всей системы взаимоотношений между нашими странами. Обе стороны возлагают большие надежды на эту сферу, которая может объединить фундаментальные разработки России в аэрокосмической области, атомной энергетике и других отраслях с прикладными технологиями Республики Корея в робототехнике, электронике, автомобилестроении.
РСПП поддерживает заинтересованность корейских компаний в реализации арктических проектов в самых различных областях, тем более, что в условиях санкционной политики западных стран в отношении России мы активно предпринимаем шаги по привлечению новых иностранных партнеров, особенно из стран Азиатского региона. Корейские компании отвечают взаимностью.
Неслучайно на прошедшем 3 июня текущего года в Сеуле на 8-й Азиатской конференции лидерства состоялась специальная сессия «Россия – Республика Корея: расширение экономического сотрудничества в рамках «Большой Евразии, на которой среди главных тем были: | ||
---|---|---|
- совместная реализация проектов развития транспортной инфраструктуры (трансконтинентальное железнодорожное сообщение, Северный морской путь); | ||
- расширение сотрудничества российского и южнокорейского бизнеса по освоению евразийских рынков, в первую очередь на Дальнем Востоке России, где в настоящее время создаются беспрецедентные условия для привлечения российских и зарубежных инвестиций в промышленные и инфраструктурные проекты; | ||
- производственная кооперация и участие российских и южнокорейских предприятий в построении цепочек добавленной стоимости на евразийском пространстве; | ||
- институты поддержки международного бизнеса на территории России и связанные с этим возможности для бизнеса Республики Корея; | ||
- создание единой энергетической системы на Дальнем Востоке (Азиатское энергетическое кольцо); | ||
- возможности участия России в интеграционных проектах экономической направленности на Корейском полуострове. | ||
Дальний Восток открывает для Южной Кореи все свои возможности по сотрудничеству: логистика, социальная инфраструктура, сельское хозяйство, туризм, здравоохранение. Новые проекты создают обширный рынок для поставки технологий и современного оборудования.
Между компаниями наших стран продолжается тесное сотрудничество: Hyunday Heavy Industries строит СПГ-танкер для Газпрома, Samsung Heavy Industries Co. строит челночные танкеры высокого ледового класса для «Совкомфлота», биотехнологическая компания «Грин Кросс» совместно с «Нанолек» продолжают взаимодействие по производству высокотехнологичных биофармацевтических препаратов. О готовности
развивать сотрудничество с корейскими фирмами
заявили также РКЦ «Прогресс» (осуществление полного комплекса услуг по выведению на рабочую орбиту полезных нагрузок заказчика, космических аппаратов различной размерности), Электростальский завод им.Н.В.Зелинского ( производстве средств индивидуальной защиты) и другие.
Россия является глобальным «держателем» рыбных ресурсов, однако пока основным «выгодоприобретателем» выступает Китай, где концентрируется переработка и откуда на мировой рынок уже идет готовая продукция. Взаимодействие корейского и российского бизнеса в этом вопросе имеет реальную перспективу.
Очень важно наращивание взаимодействия в не сырьевых секторах экономики, к которым, прежде всего, относится станкостроение, информационные технологии, нефтехимия. Южная Корея представляет для нас значительный интерес как важный партнер в развитии высокотехнологичных отраслей. | ||
---|---|---|
Особый интерес вызывает создание новых материалов. Здесь ключевую роль играет корпорация РОСНАНО, заинтересованная в создании совместного фонда с корейской стороной, привлечении долгового и акционерного капитала для развития новейших технологий. | ||
Уверен, что перечисленные направления сотрудничества, как и проекты производства жидкостных ракетных двигателей, освоение Западно-Камчатского шельфа Охотского моря, контейнерных перевозок по Транскорейской и Транссибирской железнодорожной магистрали будут успешны. | ||
Стоит упомянуть о «Сколковском проекте», президентом которого является член Бюро Правления РСПП В.Ф.Вексельберг. Думаем, что прямое участие в инновационных проектах «Фонда Сколково» могут быть интересны большому числу южнокорейских фирм. | ||
Корея занимает второе место среди азиатских стран с точки зрения их инвестиционной привлекательности для иностранных компаний (по исследованиям Корейского агентства содействия торговле и инвестициям КОТРА), поэтому российский бизнес, безусловно, будет стремиться наращивать свое присутствие в этой стране, что свяжет нас экономически на долгие годы. | ||
Один из бывших послов Республики Корея в России господин Ли Гю Хен перед возвращением на родину заметил: «У меня сложилось впечатление, что русские в глубине души – азиаты, ко всему они подходят не формально, а с сердцем и душой. Именно поэтому я чувствую близость к русским». Будем надеяться, что сближение будет продолжаться не только на духовном, но и на экономическом направлении. |