Правительство утвердило пакет планов по формированию правовой базы для пяти действующих «дорожных карт» Национальной технологической инициативы
Правительство утвердило пакет планов по формированию правовой базы для пяти действующих «дорожных карт» Национальной технологической инициативы (НТИ). Отсутствие правового регулирования в Белом доме считают одним из главных препятствий для вывода на рынок описанных в НТИ новых видов продукции. Всего к 2035 году планируется подготовить более 70 нормативных актов, регулирующих, в частности, работу беспилотных и безэкипажных судов, устанавливающих требования к «автомобилям с высокой степенью автоматизации управления».В дополнение к уже действующим «дорожным картам» НТИ — «Аэронет», «Автонет», «Маринет», «Нейронет» и «Технет» (описывают проекты в сфере авиационного, автомобильного и морского транспорта, а также по нейротехнологиям и модернизации промышленности) — правительство утвердило еще пять «карт» для обеспечения реализации каждой из них. Кроме того, как сообщил на совещании в Горках вице-премьер Аркадий Дворкович, вскоре планируется внести в Белый дом еще два аналогичных документа — по реализации «дорожных карт» в сфере энергетики и здравоохранения («Энеджинет» и «Хелснет»).
Отметим, что часть «дорожных карт» действует еще с 2015 года — но лишь теперь правительство решило сформировать для них нормативную базу и начать устранять административные барьеры. Главное препятствие на пути к исполнению таких «карт» правительство видит в отсутствии правового и технического регулирования, необходимого для выхода на рынок новых продуктов и разработки передовых решений. Как отметил Аркадий Дворкович, «нормативная база уже начинает формироваться, и ее каркас должен быть создан в ближайшие два года». По его словам, сами рынки будут формироваться в течение трех-четырех лет, «поэтому нужно успеть к этому времени, чтобы играть на них серьезную роль».
Всего предполагается 75 мероприятий по совершенствованию и формированию правового регулирования для внедрения новых технологий, рассчитанных до 2035 года. Например, к декабрю 2018-го ожидается создание законодательной возможности внедрения систем контроля и поддержания состояния работоспособности водителей в пути, а также использования автоматических наружных дефибрилляторов неограниченным кругом лиц — для последующего внедрения общедоступных дефибрилляторов, в том числе способных выдавать рекомендации по их применению. К ноябрю 2018 года планируется разработать законопроект об установлении льготного режима налогообложения для реализации гибридных и электрических автомобилей.
В 2020 году правительство намерено сформулировать такие понятия, как «безэкипажное судно» и «внешний капитан» и даже подготовить по этой теме поправки к международным конвенциям. Тогда же будут установлены требования к безопасности автомобилей «с высокой степенью автоматизации управления» — в части систем опережающего экстренного торможения с функциями распознания неподвижного и подвижного транспортного средства, пешехода, велосипедиста, записи параметров движения («черный ящик»), распознания дорожных знаков с информированием водителя.
© Газета "Коммерсантъ" №61 от 10.04.2018