Вниманию членов КУЗБАССКОГО СОЮЗА РАБОТОДАТЕЛЕЙ:Правительство вернется к идее введения утилизационного сбора для углепрома
Правительство все же намерено вернуться к идее введения утилизационного сбора на оборудование для углепрома: вице-премьер Аркадий Дворкович дал поручение представить предложения об этом к 5 февраля. Угольщики и металлурги против этой идеи, но Минпромторг успел внести доходы от утильсбора в бюджет 2018–2020 годов и использует это как аргумент в дискуссии с отраслями. Впрочем, даже если сбор введут, это не грозит отрасли большими убытками: нагрузка от него на угольщиков за три года оценивалась в 3 млрд руб., а только экспорт угля за 11 месяцев 2017 года превысил $12 млрд.Вице-премьер Аркадий Дворкович по итогам прошедшего 12 декабря 2017 года совещания (“Ъ” видел протокол) поручил министерствам до 5 февраля представить предложения по вопросу введения утильсбора на «оборудование, используемое в угольной отрасли», тему требуется также обсудить с участниками рынка. Также поручено до 5 марта рассмотреть возможность повышения импортных пошлин на оборудование и обсудить «приоритизацию поддержки приобретения и производства оборудования в рамках существующих мер господдержки». Это должно быть сделано во исполнение поручения премьера от апреля 2016 года.
Идея утильсбора для тяжмаша и станкостроения принадлежит Минпромторгу, тема активно обсуждалась бизнесом год назад (см. “Ъ” от 8 февраля 2017 года). В РСПП тогда заявляли о нецелесообразности сбора, опасаясь удорожания продукции, торможения технологического переоснащения и снижения конкурентоспособности компаний. Нагрузку от сбора на угольщиков в РСПП оценивали в сумму свыше 3 млрд руб. в 2017–2019 годах (в целом на горнорудную промышленность и металлургию — более 15 млрд руб. в год, на нефтегазовую промышленность — более 37 млрд руб. в год). В прошлогоднем проекте стратегии развития тяжмаша на 2020–2030 годы Минпромторг отмечал, что спрос на оборудование для майнинга снизился в РФ к 2016 году до 149 млрд руб. с 213 млрд руб. в 2013 году, но упала и доля импорта в сегменте — до 33% с 57,6%.
Как отмечают источники “Ъ” в отрасли, хотя законопроект Минпромторга о введении утильсбора (изменения в закон «Об отходах производства и потребления») еще рассматривается, министерство уже внесло потенциальные доходы от него в бюджет на 2018–2020 годы, и это стало аргументом в дискуссии с бизнесом. В сводке отзывов на проект на regulation.gov.ru такая аргументация Минпромторга действительно неоднократно встречается, а на возражение участников рынка о том, что не определен перечень продукции, говорится, что правительство его составит. Кроме того, Минпромторг заявляет, что введение «точечного утильсбора на отдельные группы оборудования», в которых доля отечественного производства на рынке 40–80%, позволит «повысить привлекательность цен» на него, но не приведет к значительному росту цен конечной продукции. Министерство ожидает, что закон вступит в силу в августе.
В Минфине и Минэкономики переадресовали вопросы “Ъ” в Минпромторг, там на них не ответили. В Минэнерго считают возможным введение утильсбора для угольных дробилок. Компании тему не комментируют. В ассоциации «Русская сталь» (лобби крупнейших металлургов) заявили “Ъ”, что сбор «не обоснован и является избыточным регулированием». Оборудование черной металлургии и предприятий горнорудного и угольного секторов «утилизируется самими потребителями» и в дальнейшем полностью используется в производстве в виде лома, отмечают в ассоциации. Источники “Ъ” среди угольщиков против утильсбора. Один из них поддерживает стимулирование закупки отечественного оборудования, но «много позиций не производится в РФ или не имеет достаточного качества». При этом российское оборудование дороже, поскольку иностранные поставщики имеют возможности для предэкспортного финансирования, рассрочек и так далее, говорит он. «Потребление нужно стимулировать за счет льготного лизинга, ускоренной амортизации, компенсации части процентной ставки по кредитам»,— предлагает угольщик.
При этом рассчитанные РСПП затраты угольщиков на утильсбор выглядят крайне небольшими в контексте доходов отрасли. Около половины угля экспортируется, и за январь—ноябрь 2017 года было вывезено 164 млн тонн на $12,2 млрд.
Коммерсантъ
Разбирательства вокруг незаконного требования РФ декларировать топливно-энергетические товары при вывозе их в страны Евразийского союза закончились ликвидацией нормы, наделявшей ФТС РФ таким правом. Это первый барьер из «Белой книги» препятствий для формирования общих рынков союза, ликвидированный под давлением Евразийской комиссии. Впрочем, те же требования для газа, нефти и нефтепродуктов сохранятся в ЕАЭС до 2025 года, когда может быть сформирован их общий рынок.
ЕЭК удалось добиться от властей РФ снятия первого барьера на внутреннем рынке Евразийского союза — постановление правительства РФ №1173 от 28 сентября 2017 года лишило ФТС права требовать таможенного декларирования товаров ТЭКа (кроме газа, нефти и нефтепродуктов) при вывозе их в союзные страны. По данным ЕЭК, речь идет о поставках в первую очередь угля и электроэнергии на $660 млн в год, из которых на поставки из РФ приходится 60% всей торговли.
Внутрисоюзный баланс поставок топливно-энергетических товаров ежегодно обсуждается руководством стран ЕАЭС еще со времен Таможенного союза, являясь в том числе инструментом политического влияния РФ в объединении. Единая таможенная территория (сначала Таможенного союза, затем ЕАЭС) существует с 1 июля 2010 года — но при ее создании решением комиссии Таможенного союза было «принято к сведению» уведомление РФ о намерении требовать таможенные декларации на отдельные товары при вывозе их в страны союза для «ведения статистики взаимной торговли». Речь шла о товарной группе 27 ТН ВЭД, где, помимо нефти и газа, и оказались уголь и электроэнергия.
Еще в 2012 году вопрос о неправомерном требовании декларирования всех товаров этой группы при их вывозе в ЕАЭС решался в суде ЕврАзЭС — российская угольная компания «Южный Кузбасс» оспаривала решение комиссии Таможенного союза, давшее РФ такое право. При разбирательстве выяснилось, что требование деклараций уже погружено в национальное законодательство РФ — полномочия правительства определять перечни декларируемых товаров были зафиксированы в законе «О таможенном регулировании», принятом вместо прекратившего свое действие с созданием союза Таможенного кодекса РФ (и неоднократно вызывавшем претензии стран ТС).
Суд ЕврАзЭС тогда признал правоту компании и распорядился вернуть ей уплаченные за оформление поставок угля в Казахстан средства. «Ведение двойной отчетности по 27-й товарной группе ТН ВЭД ТС для российских хозяйствующих субъектов с сохранением административной ответственности за недекларирование явилось непропорциональным бременем, применяемым только к российским участникам ВЭД»,— констатировали судьи. В 2013 году большая коллегия суда ЕврАзЭС поддержала это решение, постановив спорные требования отменить, и рекомендовала ЕЭК контролировать внесение изменений в законодательства стран союза.
Однако практика показала, что решение высшего суда объединения не способно избавить российские компании от требований ФТС. Тогда же, в 2013 году, российская таможенная служба выпустила письмо, в котором отмечала, что решение суда ЕврАзЭС «не меняет установленный в РФ порядок таможенного декларирования товаров 27-й группы ТН ВЭД», «обязательный к исполнению». Содержало письмо и политическую мотивацию отказа службы выполнять решения наднационального уровня: требование деклараций на товары 27-й группы ТН ВЭД объяснялось «необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности и контроля за вывозом энергоресурсов».
На то, чтобы спорная норма ушла из законодательства РФ, потребовалось еще четыре года — этому способствовала активизация работы ЕЭК по уведомлению государств ЕАЭС о нарушениях ими союзного законодательства. Напомним, весной комиссия свела в единый перечень все препятствия для формирования единых рынков Евразийского союза, сформировав из них «Белую книгу» из 60 позиций. Прямо нарушающими нормы союза были признаны девять барьеров, включая и вопрос о таможенном декларировании внутренних поставок (см. “Ъ” от 3 апреля). Уведомление РФ о неправомерности требований ФТС, по данным “Ъ”, готовилось к включению в повестку очередного заседания ЕЭК, когда российская сторона сообщила, что вопрос уже решен.
Коммерсантъ