Минфин представил проект закона об обязательных платежах бизнеса
Минфин представил совместную с Минэкономики разработку — проект закона об обязательных платежах бизнеса. Документ формализует двухэтапные правила их введения — для этого потребуется закон или постановление правительства, а затем решение Белого дома или властей субъектов и муниципалитетов о введении нормы в публичный реестр соответствующего уровня. Де-факто проект призван ограничить разнобой в неналоговых выплатах предпринимателей: помимо единых требований к их оформлению он запрещает вводить обязательные платежи ранее, чем со следующего после принятия закона о них года, требует их детального описания и оценки и прямо запрещает требовать выплаты, не включенные в реестр. Как предполагается, в 2018 году обязательные платежи будут подвергнуты при составлении реестров общей ревизии.Минфин опубликовал для оценки регулирующего воздействия проект закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Документ подготовлен по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева по итогам инвестфорума в Сочи и обсуждался рабочей группой в Минэкономики с участием Счетной палаты, Совета федерации и бизнес-объединений. В Минфине пояснили, что документ де-факто коснется регулирования части неналоговых платежей, мораторий на введение которых обсуждался с весны 2015 года в контексте снижения административной нагрузки на бизнес и обеспечения стабильного инвестиционного климата в РФ . Тогда, однако, Белый дом не смог сформировать единого подхода к определению неналоговых платежей — и в итоге выбирал подходящие для заморозки в ручном режиме
Нынешняя же разработка Минфина и Минэкономики — попытка формализовать требования хотя бы к части разрозненных выплат предпринимателей.
«Количество и объем обязательных платежей, которые не установлены законодательством о налогах и сборах, постоянно растут, при этом процесс установления и изменения таких платежей зачастую носит несистемный и непредсказуемый характер, что негативно влияет на деловой климат»,— констатирует ведомство в пояснительной записке к проекту. «Под регулирование подпадут в том числе плата за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный сбор, платы за проведение госэкспертиз»,— говорят в Минфине. В самом проекте также упоминаются платежи, внесение которых является «условием движения тяжеловесных транспортных средств по дорогам общего пользования» (система «Платон»). При этом регулирование не коснется налоговых платежей, страховых взносов, таможенных сборов, платы за отдельные виды обязательного страхования, а также платежей, связанных с применением мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Текст законопроекта фиксирует: с момента введения его в действие обязательные платежи могут устанавливаться только федеральными законами, постановлениями правительства, нормативными правовыми актами администраций регионов и муниципалитетов. Однако этого будет недостаточно: чтобы такие платежи стали обязательными, до 1 января 2019 года они должны быть включены в один из перечней, предусмотренных отдельным федеральным законом, законами субъектов РФ или правовыми актами муниципалитетов, а сами такие перечни — опубликованы в интернете. После утверждения перечней и реестров платежи, не включенные в них, но подпадающие под критерии обязательных платежей в понимании закона, взимать будет запрещено — на введении этой нормы настаивали деловые объединения.
Сами правовые акты, описывающие обязательные платежи, должны будут «предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и условиях их уплаты», а также указывать предельные размеры платежей и порядок их определения. Введение новых или изменение действующих обязательных платежей будет допускаться не ранее 1 января следующего после принятия нормативного правового акта года и не ранее полугода после их официальной публикации. При этом предложения о введении новых платежей будут в обязательном порядке проходить оценку регулирующего воздействия.
Из текста законопроекта следует, что, по крайней мере частичной, ревизии могут быть подвергнуты и уже действующие обязательные платежи — для включения их в перечень потребуется выпустить как минимум постановление правительства (или решение субъекта РФ или муниципалитета) и обеспечить их соответствие требованиям законопроекта в части прозрачного механизма расчета и предельных размеров. Впрочем, источник в Минэкономики не ждет существенных изменений уже действующих требований к бизнесу: «На данном этапе размеры ставок по обязательным платежам не пересматриваются, законопроект устанавливает для них общие базовые требования и правила»,— говорит он.
«Мы рады, что проект документа появился,— говорит глава “Опоры России” Александр Калинин.— Бизнес ждет его больше трех лет. Главное, чтобы норматив общей фискальной нагрузки после отмены моратория после 2018 года не увеличился». «Ушли от конкретного списка к общему регулированию и определению платежей, как в Налоговом кодексе. Достигнута договоренность о том, что за переходный период все платежи, которые попадают в категорию обязательных, должны быть приведены в соответствие с законом — по сути, есть год, чтобы привести платежи в порядок»,— поясняет глава центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства объединения Олеся Сапа. Также важно, что введение всех новых платежей возможно только через полгода — это позволит бизнесу к ним подготовиться, отмечает она.
Минфин предлагает включить в Налоговый кодекс (НК) сборы в систему «Платон», отчисления операторов связи, плату за негативное воздействие на окружающую среду, экологический, курортный и утилизационный сборы. В 2017 году поступления этих неналоговых платежей в сумме составили 255 млрд руб. Включение этих сборов в НК будет означать их передачу в ведение налоговой службы. В ФНС готовы приступить к администрированию платежей в случае принятия такого решения.
Минфин определился с перечнем платежей, имеющих признаки налогов и поэтому предлагаемых к включению в НК. В презентации министерства к совещанию в правительстве , кодексом предложено регулировать шесть сборов. Это плата за негативное воздействие на окружающую среду, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, сборы по системе «Платон», экологический, курортный и утилизационный сборы. Выбор именно этих платежей Минфин объясняет тем, что все они поступают в федеральный и региональный бюджеты — в отличие от сборов, схожих с государственными пошлинами и во многих случаях достающихся собирающим их учреждениям.
По информации Федерального казначейства, в 2017 году сумма утильсбора составила 205,9 млрд руб.— это самый значительный платеж «шестерки». В виде платы за негативное воздействие в бюджеты поступило 14,2 млрд, в виде экологического сбора — 1,3 млрд. Средства отчислений операторов связи составили 13,8 млрд руб., поступления в возмещение вреда, причиняемого дорогам грузовиками массой свыше 12 тонн,— 19,8 млрд руб. Общая сумма поступлений «новых налогов» (без курортного сбора, который еще только будет запущен с 1 мая 2018 года) в 2017 году была равна 255 млрд руб.— Минфин выбрал для включения в НК источники, приносящие заметный доход государству.
Ведомство отмечает, что еще ряд платежей в теории также могут попасть в НК (вторая группа) — патентные пошлины, плата за предоставление сведений из госреестров и регистров, за снятие запрета на строительство и реконструкцию, платежи при маркировке алкоголя и табака и прочие. Минфин в презентации отмечает, что в случае перевода этих платежей в НК надо будет решать вопрос финансирования получающих их сейчас учреждений. Наконец, к третьей группе платежей отнесены плата за госэкспертизы, платежи, взимаемые бюджетными учреждениями за оказание услуг, большое количество платежей регионального и муниципального уровня.
Включить последнюю группу в НК невозможно, и поэтому Минфин предлагает урегулировать их отдельным законом — «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Дополнительно будет утвержден полный перечень неналоговых платежей. После добавления к нему информации о регулировании будет составлен интерактивный реестр таких сборов. После 1 июля 2020 года платежи, не включенные в перечни, взиматься не должны.
Законопроект Минфина в целом согласован бизнес-сообществом, однако предпринимателям идея включения части платежей в НК не нравится — из-за неизбежного усиления ответственности за неуплату. Отметим, что, если идеи Минфина будут одобрены, администрированием включенных в НК платежей предстоит заняться ФНС — в службе (если соответствующее решение будет принято) к этому готовы.
Коммерсантъ