Проект «Стандарта качества нормативно-правового регулирования обязательных требований»
Проектный комитет программы реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) одобрил подготовленный Минюстом проект «Стандарта качества нормативно-правового регулирования обязательных требований» — базовый документ, определяющий связь между появлением новых надзорных рисков и регуляторных актов, принимаемых для их контроля. Главная норма, задающаяся стандартом,— требование регулярного пересмотра норм регулирования, к 2019 году она должна применяться во всех ведомствах, затронутых реформой КНД.Заседание проектного комитета реформы КНД проводил куратор реформы в Белом доме, министр по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов, главным вопросом де-факто был последний документ проектного комитета реформы КНД при действующем правительстве, завершающий текущий цикл разработки общих норм регулирования,— стандарт качества обязательных требований, разрабатываемый Минюстом. Основная задача стандарта, к которому ведомства, участвующие в реформе КНД, должны привести свои внутренние правила в течение 2018 года,— установить в рамках риск-ориентированного подхода к КНД правила разработки, актуализации и пересмотра обязательных требований при надзоре и контроле.
В действовавшей до начала реформы КНД системе вопросы о том, как устанавливаются новые обязательные требования, как связаны заявленные новые риски и вводимые новые способы их контроля и ограничения, как измеряется эффективность нового вида КНД, в сущности, всегда были делом конкретного надзорного ведомства, которое в этом вопросе ограничивалось лишь своей компетенцией и волей вышестоящих структур правительства. Кроме того, никаких единых правил актуализации обязательных требований в РФ не существовало, большинство надзорных ведомств занималось пересмотром норм достаточно произвольно — в силу появления новых специалистов в нем, указаний «сверху» после какого-либо инцидента или ухудшения статистических показаний, появления новых регуляторных концепций; обязательств актуализации норм, предъявляемых и бизнесу, и госструктурам, не было. Минюст писал стандарт на базе проделанной проектным комитетом работы по «дорожным картам» оптимизации КНД: полностью эта работа не закончена, но уже сейчас очевидна возможность в стандарте зафиксировать базовые принципы и подготовки новых регуляций, и обязательного пересмотра старых — на постоянной основе. Разработка Минюста одобрена, ведомство к 1 февраля 2019 года актуализует стандарт по новым данным, впрочем, документ может быть исправлен и дополнен и в течение 2018 года, если выяснится, что его текущая версия содержит положения, затрудняющие нормотворческую работу ведомств контрольно-надзорной группы.
«Документом определяется фактическая связь между разработкой и принятием решения об установлении отдельного требования и конкретным риском причинения ущерба и вреда. Часто мы говорим, что надо принять какое-то требование. Но как оно влияет на сокращение рисков и угроз? Этот документ данную цепочку восстанавливает»,— пояснил Михаил Абызов смысл работы. Критериальный аппарат стандарта, отметим, достаточно гибок, по факту он дает возможность ведомствам адаптировать общие принципы под свои практики — однако базовые нормы, обязательная связь между новым регулированием и показателями снижения риска в «натуральных» величинах, равно как и обязательная актуализация регулирования в ведомствах, в нем сохранятся. Несмотря на внешний «технический» характер стандарта, это, видимо, первый за многие годы документ в Белом доме, позволяющий не накапливать огромные массивы устаревших и неактуальных норм, стоящих бизнесу и обществу минимум десятки миллиардов рублей в год.
Стандарт Минюста также содержит общие принципы устаревшего, избыточного и дублирующего обязательного требования. Пересмотру, согласно документу, подлежат все требования, вводившиеся до введения института оценки регулирующего воздействия, все редко применимые нормы, а также все нормы, по которым есть противоречивая судебная и административная практика. Наконец, стандартом открыт такой способ пересмотра норм, как предложения бизнеса — общего формального механизма «инициативного» пересмотра госрегулирования сейчас нет, хотя по факту этот механизм применяется весьма часто.
Оценка востребованности и эффективности профилактических мероприятий контрольно-надзорных органов
По всем вопросам заполнения опросной формы просьба обращаться в Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации по адресу
эл. почты: opros@ac.gov.ru
Электронная версия опросной формы: https://goo.gl/oTA3aX
Поля, отмеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения!
Ваши имя и отчество: *
Ваш адрес электронной почты: *
Ваш номер телефона для связи:
В каком регионе зарегистрирована Ваша организация? *
К какому типу относится Ваша организация? *
Крупный бизнес
Средний бизнес
Малый бизнес
Индивидуальный предприниматель
Союз/объединение предпринимателей
Некоммерческая организация
Другое
Какие контрольно-надзорные органы проводили проверки в отношении Вашей организации в 2017 году?
Росздравнадзор
Росприроднадзор
Россельхознадзор
Ростехнадзор
Роструд
Ространснадзор
Роспотребнадзор
Росалкогольрегулирование
Росрыболовство
МВД России
МЧС России
ФАС России
ФМБА России
ФНС России
ФТС России
Другие
Что из нижеперечисленного Вы делали в 2017 году? *
Участвовал в публичных мероприятиях/обсуждениях контрольно-надзорного органа
Ознакомился с докладом о правоприменительной практике на сайте
Ознакомился с докладом по соблюдению обязательных требований на сайте
Ознакомился с перечнем нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования к моей деятельности
Ознакомился с перечнями обязательных требований к моей деятельности
Обращался за консультациями и разъяснениями в орган контроля
Меня проверяли с использованием проверочных листов
Получил предостережение от контрольно-надзорного органа о недопустимости нарушения обязательных требований
Ничего из перечисленных
Другое
Наилучшим источником информации о соблюдении обязательных требований являются: *
Публичные мероприятия/обсуждения
Доклады о правоприменительной практике
Доклады с руководства о соблюдении обязательных требований
Перечни нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования
Перечни обязательных требований
Разъяснительная и консультационная работа инспекторов контрольно-надзорного органа
Инспекторские проверки с использованием проверочных листов
Предостережения от контрольно-надзорного органа о недопустимости нарушения обязательных требований
Другое
Оцените полезность профилактических мероприятий: *
Полезны | Скорее полезны | Скорее бесполезны | Бесполезны | ||
---|---|---|---|---|---|
Публичные мероприятия/обсуждения |
Доклады о правоприменительной практике
Доклады руководства о соблюдении обязательных требований
Перечни нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования
Перечни обязательных требований
Разъяснительная и консультационная работа инспекторов контрольно-надзорного органа
Инспекторские проверки с использованием проверочных листов
Предостережения от контрольно-надзорного органа о недопустимости нарушения обязательных требований
Спасибо за участие в опросе!