«СПИК-2: ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ И ПЕРЕНОСА ТЕХНОЛОГИЙ ?»
На площадке Ассоциации европейского бизнеса состоялось обсуждение «СПИК-2: ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ И ПЕРЕНОСА ТЕХНОЛОГИЙ ?»В рамках мероприятия обсуждались правовые аспекты нового механизма специальных инвестиционных контрактов – СПИК 2.0.
Модератором встречи выступил Михаил Аким, Председатель Рабочей группы АЕБ по модернизации и инновациям, Вице-президент АBB Russia.
От РСПП в мероприятии приняла участие Мария Глухова, вице-президент по экономической политике и конкурентоспособности РСПП. Также в дискуссии выступили представители Минпромторга России, Высшей школы экономики, Фонда развития промышленности, компаний Vegas Lex и БАЙТЕН БУРКХАРДТ.
На встрече обсуждались преимущества и риски механизма СПИК 2.0 по сравнению с механизмом СПИК 1.0, прежде всего, для высокотехнологичных проектов, новый порядок заключения СПИК, эффективность предложенного механизма стабилизационной оговорки и другие вопросы.
В рамках обсуждения Марией Глуховой были представлены ключевые замечания, сформированные на площадке РСПП и направленные в рамках процедуры ОРВ по проектам подзаконных актов, обеспечивающих реализацию СПИК 2.0. В частности, были отмечены риски избыточной нагрузки и неопределенности предложенной системы контроля, включающей, в частности опрос сотрудников реализующей СПИК компании, проведение осмотров территории, взятия проб и экспертиз в рамках выездных проверок; отсутствие механизмов урегулирования разногласий между органами власти и компанией по итогам проверки. В частности, она обратила внимание, что в текущей редакции проектов нормативных правовых актов отсутствует обязательное ознакомление компании с проектом заключения о выполнении обязательств по СПИК по результатам проверки до его утверждения.
Серьезную озабоченность бизнеса вызывают и пробелы в регулировании порядка проведения экспертизы на предмет соответствия технологии критериям современной технологии и возможности производства на её основе конкурентоспособной продукции, в том числе отсутствие в проектах нормативных правовых актов механизмов защиты от недобросовестных действий эксперта. Представителями Ассоциации европейского бизнеса было высказано предложение привлекать к экспертизе, наряду с российскими научными организациями, также и ведущих зарубежных экспертов в тех или иных областях науки и технологий.
РСПП также был поднят вопрос о необходимости обеспечения большей гибкости механизма СПИК 2.0, например, путем установления допустимых отклонений от зафиксированных в тексте специальных инвестиционных контрактов значений показателей по аналогии с существовавшим в рамках СПИК 1.0.
Большое внимание в рамках обсуждения было уделено порядку формирования перечня современных технологий, который будет основой механизма СПИК 2.0, и подходам к определению современных технологий, включая их соотношение с перечнями наилучших доступных технологий, а также периодичности актуализации перечня (возможность перехода от актуализации раз в полгода к квартальному периоду).
Разработчики проектов подзаконных актов по СПИК 2.0 отметили обоснованность многих замечаний бизнеса и заявили об учете в готовящейся новой редакции проектов нормативных правовых актов ряда ранее направленных предложений РСПП.