Президент РСПП Александр Шохин принял участие в работе X съезда ФНПР
20 мая 2019 года президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин принял участие в работе X съезда Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).В своем выступлении на открытии съезда он заявил о том, что для успешной реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года нужна системная, согласованная работа всех заинтересованных сторон - власти, бизнеса, профессиональных сообществ.
Необходимо предусмотреть эффективный механизм участия социальных партнеров не только в реализации, но и мониторинге выполнения нацпроектов. В первую очередь, уточнил Александр Шохин, это касается нацпроектов, которые завязаны на создание экономических условий для решения задач, сформулированных в майском указе президента. Это нацпроекты "Производительность труда и поддержка занятости", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Цифровая экономика", "Образование".
«Основой для такой работы является сложившееся у нас социальное партнерство, которое осуществляется на созданной правовой базе, действующем генеральном соглашении и работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Соответственно, в практику работы РТК должно войти регулярное рассмотрение итогов реализации национальных проектов», - сказал Александр Шохин.
Президент РСПП отметил, что у нас остаются вопросы, для решения которых требуется продолжение трехсторонних консультаций. К таким вопросам он, в частности, отнес регулирование трудовых отношений в условиях цифровизации экономики, повышение минимальных гарантий по оплате труда одновременно с повышением стимулирующей роли заработной платы и ростом производительности труда, исключение избыточных и устаревших требований в сфере трудовых отношений.
РСПП активно участвует совместно с социальными партнерами в реализации инициативы Международной организации труда «Будущее сферы труда» и особо отмечает в указанном докладе МОТ оценку роли частного бизнеса в экономическом развитии и роль власти в создании условий для эффективной деятельности компаний, в частности, в эффективном применении справедливой налогово-бюджетной политики являющейся залогом финансирования инвестиций в интересах достойной и стабильной занятости.
Он также отметил, что для обеспечения трудовой занятости предпенсионеров нужны дополнительные стимулы.
«Мы все еще ждем от правительства разработки реальных стимулов для бизнеса, чтобы оставлять на работе предпенсионеров», – сказал Александр Шохин.
Председатель ФНПР Михаил Шмаков считает, что уголовная ответственность работодателей за увольнение лиц предпенсионного возраста не защитит их, а лишь помешает трудоустройству.
ФНПР предлагает ввести прогрессивную шкалу подоходного налога и нулевую ставку НДФЛ для граждан с доходами ниже прожиточного минимума.
«Дополнительным источником финансирования социальных расходов могут стать прогрессивный подоходный налог и увеличение налога на дивиденды от акций...Ещё большую актуальность приобретает инициатива ФНПР по введению "нулевой" ставки НДФЛ на доходы ниже прожиточного минимума», - сказал Михаил Шмаков.
Глава Минтруда Максим Топилин сообщил об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в связи с пересмотром потребительской корзины к 2021 году.
«С 1 января 2021 потребительская корзина будет пересмотрена. Пересмотрена, естественно, в большую сторону... В этой связи и минимальный размер оплаты труда будет увеличен», — заявил Максим Топилин.
Кроме того, Максим Топилин отметил, что Минтруд жестко контролирует исполнение "майского указа" президента 2012 года о средних уровнях зарплат работникам бюджетной сферы - в частности, учителей, врачей и ученых; некоторые регионы достаточно денег в этом году в свои бюджеты не заложили.
Вице-премьер Татьяна Голикова рассказала о планах правительства по переобучению граждан предпенсионного возраста. Предполагается, что в год переобучение пройдут 75 тысяч человек.
Также она сообщила о предстоящей модернизации проекта социального контракта, который будет заключаться с малоимущими гражданами для их поддержки.
«Правительством запланировано усовершенствование механизма социального контракта и расширение практики его применения», — отметила Татьяна Голикова.
По ее словам, механизм социального контракта будет включать в себя новые опции. Среди них обязательные диспансеризация и вакцинация. Нынешняя модель предполагает, что малоимущая семья, заключающая с государством соцконтракт, получает от него материальную помощь, а также поддержку в трудоустройстве и повышении квалификации. Семья в свою очередь обязуется проходить переобучение и искать работу с целью повышения уровня своего благосостояния.
Точный размер поддержки определяют власти каждого конкретного региона. Так, в 2017 году его средний размер по стране составлял 36,8 тысячи рублей. Помощь тогда получили 65,4 тысячи семей.
Президент РСПП А.Н. Шохин на X съезде ФНПР
20.05.2019
Товарищи!
Уважаемая Татьяна Алексеевна!
Уважаемый Михаил Викторович!
Уважаемые гости и участники съезда !
От имени Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» разрешите приветствовать делегатов и участников X-го съезда Федерации Независимых Профсоюзов России.
1. На новом этапе развития страны определены новые приоритеты, поставлены новые задачи. Необходимость их комплексного решения потребовала разработки новых механизмов. Ими стали национальные проекты, утвержденные Указом Президента российской Федерации. Они, как отметил В.В.Путин на прошедшем 8 мая заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, «имеют определяющее значение для экономики и социальной сферы страны, для повышения качества жизни людей».
Для успешной реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года нужна системная, согласованная работа всех заинтересованных сторон - власти, бизнеса, профессиональных сообществ. Необходимо предусмотреть эффективный механизм участия социальных партнеров не только в реализации, но и мониторинге выполнения нацпроектов. В первую очередь, это относится к таким нацпроектам, как «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Образование», затрагивающим социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения и от которых зависит поступательный экономический рост России.
2. Основой для такой работы является сложившееся у нас социальное партнерство, которое осуществляется на созданной правовой базе, действующем Генеральном соглашении и работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Соответственно, в практику работы РТК должно войти регулярное рассмотрение итогов реализации национальных проектов.
Многолетний период существования в России системы социального партнерства показывает, что какая бы развитая правовая база социального партнерства ни существовала, главными условиями эффективности социального диалога являются желание и умение его сторон слышать друг друга, принимать на себя реальные обязательства и выполнять их.
Мы считаем, что ФНПР проявляет себя как ответственная сторона социального партнерства, эффективно решающая социальные проблемы работников.
Хочу отметить вклад в обеспечение конструктивного социального диалога Председателя ФНПР, координатора профсоюзной стороны в РТК Михаила Викторовича Шмакова.
3. Бизнес, со своей стороны, заинтересован в устойчивом развитии на принципах социальной ответственности всех заинтересованных сторон. РСПП в этих целях разработал целый набор инструментов, начиная с Социальной и Антикоррупционной хартий российского бизнеса, заканчивая инструментами независимой оценки компаний, к которым относятся индексы по устойчивому развитию. В международной базе данных таких индексов и рейтингов содержатся и индексы РСПП «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». Они составляются на основе анализа публичной корпоративной отчетности крупных российских компаний по широкому кругу показателей, включая экономические, экологические и социальные элементы и аспекты управления. В их числе и показатели по управлению персонала и обучению, охране труда.
Начиная с апреля 2019 года начался ежедневный расчет и публикация индексов устойчивого развития Московской биржи и Российского союза промышленников и предпринимателей.
4. За прошедший пятилетний период наше трехстороннее сотрудничество способствовало решению таких важных вопросов, как
установление МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения; формирование нормативной базы и проведение на ее основе специальной оценки рабочих мест по условиям труда; создание и развитие национальной системы квалификаций; модернизация пенсионной системы; развитие социальной защиты безработных граждан, включая повышение размера пособия по безработице; совершенствование регулирования привлечения иностранной рабочей силы; ратификация ряда конвенций МОТ.
Практика работы в РТК свидетельствует о совпадении наших позиций по развитию эффективной и устойчивой системы обязательного социального страхования, укреплению страховых принципов этой системы, определению механизмов участия социальных партнеров в управлении и контроле за формированием и целевым расходованием страховых средств.
5. В то же время у нас остаются вопросы, для решения которых требуется продолжение трехсторонних консультаций.
Остановлюсь только на некоторых.
5.1. Регулирование трудовых отношений в условиях внедрения новых технологий, цифровизации экономики.
Трансформации в экономике изменяют структуру занятости, появляются новые ее формы - дистанционная, платформенная и другие. При этом цифровые платформы расширяют масштабы своей деятельности быстрее, чем традиционные компании.
Новые технологии, в свою очередь, преобразуют набор навыков работников, необходимых для современного производства. Усиливается тенденция на снижение спроса на неквалифицированную рабочую силу, одновременно появляются новые требования к профессиональной квалификации для работы по существующим специальностям.
Все это требует пересмотра действующих норм, регулирующих трудовые отношения, выходящие за рамки традиционных.
Таким образом, предстоит серьезная работа по совершенствованию трудового законодательства с целью приведения его в соответствие с современным уровнем экономического развития.
В этом же русле лежит и работа по цифровизации собственно трудовых отношений. Необходимо ускорить внедрение электронного кадрового документооборота, ведения данных о трудовой деятельности в электронном виде. РСПП считает, что следует сократить переходный период, когда работодатели, наряду с ведением данных о трудовой деятельности в электронном виде, вынуждены вести трудовые книжки в бумажном виде, что в значительном мере снижает эффект от цифровизации этого процесса.
Кроме того, считаем целесообразным закрепить возможность и условия ведения кадровых документов в электронном виде сразу в трудовом законодательстве (а не в виде эксперимента), предоставив право всем работодателям вести все виды кадровых документов в электронном виде, включая трудовой договор, ученический договор, договор о материальной ответственности работника. Эти нормы существенно повысят эффективность применения электронных кадровых документов.
5.2. Содействие занятости граждан предпенсионного возраста.
Поддерживая реализуемые программы профессионального обучения, а также диспансеризации лиц предпенсионного возраста, мы все еще ждем от Правительства Российской Федерации исполнения поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина о разработке реальных стимулов для бизнеса, чтобы работодатели были заинтересованы принимать и сохранять на работе граждан этой возрастной категории.
РСПП со своей стороны предлагал перенести акцент с возложения ответственности, включая уголовную, исключительно на работодателей за занятость лиц старших возрастов на поддержку и содействие работодателям, обеспечивающим сохранение и расширение занятости этой категории лиц. Полагаю, что профсоюзы заинтересованы в этом так же, как и работодатели.
5.3. Вопросы установления минимальных гарантий по оплате труда, по нашему мнению, должны решаться одновременно с повышением стимулирующей роли заработной платы и ростом производительности труда.
Нуждается, по нашему мнению, в совершенствовании система льгот работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в первую очередь, на основе повышения роли государственных мер их поддержки, в целях выравнивания условий ведения экономической деятельности организаций на территории Российской Федерации;
Следует окончательно определить «судьбу» накопительного компонента страховой пенсии, как источника долгосрочных ресурсов для инвестиций (в виде индивидуального пенсионного капитала или в иной форме), установить организационно-правовую форму государственных внебюджетных фондов как публичных правовых компаний с активным участием социальных партнёров в их управлении.
Совершенствование системы управления охраной труда должно осуществляться на основе управления профессиональными рисками и усиления акцента на профилактической составляющей. Со своей стороны, РСПП уже выступил с инициативой разработки Национального стандарта «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Организация медицинской помощи, профилактики заболеваний и укрепления здоровья». Наши крупные компании активно реализуют корпоративные программы поддержки здорового образа жизни своих работников.
5.4. Кроме того, при реализации Правительством механизма регуляторной гильотины необходимо решить проблемы избыточных и устаревших требований в сфере трудовых отношений.
Опыт ограничения осуществления государственного контроля за соблюдением требований, содержащихся в нормативных актах СССР и РСФСР, показал, что в сфере регулирования трудовых отношений есть серьёзная специфика и применение общих подходов не всегда возможно. При реализации регуляторной гильотины в данной сфере мы должны исходить из того, что обязательные требования должны соответствовать реальным рискам возникновения ущерба жизни и здоровью работников. При этом необходимо учитывать социальные последствия принимаемых решений и обеспечить соблюдение баланса интересов работников и работодателей с использованием принципов социального партнёрства.
В ходе данной работы необходимо также решить сложную задачу гармонизации законодательства в сфере охраны труда со сходными нормами других отраслей законодательства и международными подходами. Рассчитываем в этой области на тесное сотрудничество с Федерацией Независимых Профсоюзов России.
6. РСПП активно поддерживает и участвует совместно с нашими социальными партнерами в реализации инициативы Генерального Директора МОТ г-на Г. Райдера о «Будущем сферы труда», так же как и в реализации Повестки дня 2030 и достижении составляющих её Целей устойчивого развития (ЦУР) как на глобальном, так и на страновом уровнях.
Бизнес высоко оценивает подготовленный МОТ Глобальный Доклад «Работать ради лучшего будущего» и его центральную идею «ставить человека в центр реализуемых программ и политик».
При этом мы особо отмечаем содержащуюся в Докладе оценку роли частного бизнеса в экономическом развитии и правительств в создании условий для эффективной деятельности компаний, в частности, в эффективном применении справедливой налогово-бюджетной политики являющейся залогом финансирования инвестиций в интересах достойной и стабильной занятости.
Выражаю уверенность, что наша дальнейшая совместная работа будет и дальше строиться на основе доверия, уважения мнения сторон и других принципов социального партнерства, что позволит вырабатывать новые идеи, определять общие приоритеты совместной деятельности в целях устойчивого социально-экономического развития России.