Президент РСПП Александр Шохин принял участие в заседании Правительства РФ и заседании итоговой коллегии Минэкономразвития России
23 мая 2019 года Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин принял участие в заседании Правительства РФ.Обсуждались итоги исполнения в прошлом году федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов – пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Рассматривались финансирование и эффективность государственных программ.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что финансовый год был пройден со стабильным и сбалансированным бюджетом.
«Выполнили социальные обязательства, добились некоторого ускорения экономического роста. Впервые за несколько лет получили бюджетный профицит, он составил существенную сумму – 2,6% ВВП. И что не менее важно, мы ожидаем сохранения положительного соотношения доходов и расходов и по итогам текущего года», - сказал глава правительства.
Он подчеркнул, что ещё один показатель достигнут впервые.
«Так называемый ненефтегазовый дефицит опустился до рекордно низких шести с небольшим процентов от объёма валового внутреннего продукта. Напомню, на протяжении ряда лет он колебался в районе 10%, в позапрошлом году снизился где-то на 2% – до 8%. Это говорит о том, что наши усилия по снижению зависимости бюджета от нефти и газа дают определённый результат и стабильность бюджета растёт. Доходы бюджета за прошлый год приблизились к 19,5 трлн рублей, что на полтриллиона больше, чем это было предусмотрено в прогнозе», - подытожил Дмитрий Медведев.
В повестке: об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2018 год, проекты федеральных законов.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании Правительства
Начнём сегодняшнее заседание Правительства с блока финансово-бюджетных вопросов, они традиционные, но от этого не становятся менее важными. Сегодня обсудим итоги исполнения в прошлом году федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов – пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Рассмотрим финансирование и эффективность государственных программ, также внесём ряд поправок в текущий трёхлетний бюджет.
Повестка заседания
Материалы к заседанию Правительства 23 мая 2019 года
У нас начался очередной бюджетный цикл, мы готовим проект бюджета на 2020–2022 годы. Анализы результатов предыдущей работы позволяют более точно настроить бюджетную политику, в том числе для решения масштабных задач, которые связаны с национальными проектами, с реализацией майского указа Президента.
Участники заседания
135Kb
Список участников заседания Правительства, 23 мая 2019 года
Начнём с федерального бюджета за прошлый год. Подробнее доложит Антон Германович Силуанов. Я обозначу несколько ключевых моментов. Первое. Мы прошли финансовый год со стабильным и сбалансированным бюджетом – вопреки всякого рода ограничениям, санкциям. Выполнили социальные обязательства, добились некоторого ускорения экономического роста. Впервые за несколько лет получили бюджетный профицит, он составил существенную сумму – 2,6% ВВП. И что не менее важно, мы ожидаем сохранения положительного соотношения доходов и расходов и по итогам текущего года.
Ещё один показатель достигнут впервые. Так называемый ненефтегазовый дефицит опустился до рекордно низких шести с небольшим процентов от объёма валового внутреннего продукта. Напомню, на протяжении ряда лет он колебался в районе 10%, в позапрошлом году снизился где-то на 2% – до 8%. Это говорит о том, что наши усилия по снижению зависимости бюджета от нефти и газа дают определённый результат и стабильность бюджета растёт.
Доходы бюджета за прошлый год приблизились к 19,5 трлн рублей, что на полтриллиона больше, чем это было предусмотрено в прогнозе. Расходы по кассовому исполнению составили 16,7 трлн рублей. Государственный долг остаётся на низком уровне.
Второе. Основной причиной роста доходов, конечно, стала более благоприятная конъюнктура цен, прежде всего на сырьевые товары – нефть, газ. И доходы, которые не связаны с продажей углеводородов, что особенно отрадно, также выросли – на 306 млрд рублей. В результате их доля в общей сумме по-прежнему превышает 50-процентный рубеж, она составила 54%, несмотря на общий рост доходов.
Третье. Мы серьёзно продвинулись в оздоровлении региональных финансов, об этом мы с вами неоднократно говорили: на межбюджетные трансферты пришлось более 12% всех расходов федерального бюджета. Благодаря этому бюджеты регионов были исполнены с профицитом в более чем 510 млрд рублей. Сокращается их государственный долг – чуть меньше чем на 5%.
Об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Доходы фондов росли. Это позволило обеспечить необходимый уровень социальной защиты, в том числе оказывать бесплатную гарантированную медицинскую помощь, выплачивать больничные и пособия. С 1 января прошлого года страховые пенсии были проиндексированы на 3,7%, это выше инфляции. С 1 апреля на 2,9% проиндексированы социальные пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и другие выплаты. С 1 февраля на 2,5% увеличены ежемесячные денежные выплаты инвалидам, ветеранам и некоторым другим категориям.
О госпрограммах. Министерство экономического развития подготовило сводный годовой доклад на эту тему. В прошлом году у нас действовало 40 государственных программ. Объём их финансирования из федерального бюджета достиг почти 9 трлн рублей. По итогам года эта сумма была израсходована практически полностью (на 96%). Освоение средств из всех источников тоже приличную цифру превзошло.
В целом качество исполнения государственных программ повысилось. Более чем три четверти запланированных показателей были достигнуты, почти 78%. Высокоэффективной можно назвать работу по 15 программам, ещё 15 – несколько выше среднего уровня. По остальным результаты хуже: страдает либо кассовое исполнение, либо не все показатели достигнуты, либо есть пробелы в работе исполнителя. Поэтому этим нужно будет заниматься в этом году.
Рассмотрим изменения в действующий федеральный бюджет, поправки подготовлены с учётом его исполнения за первые четыре месяца на основе оценок макроэкономических показателей за весь текущий год. Предлагается увеличить общий объём доходов более чем на 200 млрд рублей. При этом нефтегазовые доходы будут ниже, чем ожидалось, почти на 60 млрд рублей, а доходы, не связанные с экспортом нефти и газа, заметно вырастут – более чем на 260 млрд рублей. Эти дополнительные доходы в свою очередь позволяют, в силу существующих бюджетных правил, увеличить расходную часть бюджета на 256,5 млрд рублей. При этом федеральный бюджет всё равно остаётся профицитным, как мы и договаривались. Такова бюджетная история.
Заседание Правительства
Ещё один документ, который мы рассмотрим, – законопроект, направленный на поддержку семей с детьми. Речь идёт о ежемесячных выплатах в связи с рождением первого и второго ребёнка. Напомню, что сейчас их получают семьи, чьи доходы не превышают 1,5 прожиточного минимума на одного человека. В послании Президента было дано поручение поднять эту планку до двух прожиточных минимумов в регионе. С 1 января следующего года такие изменения в законодательство подготовлены, они позволят значительно увеличить число семей, которые могут дополнительно получить помощь от государства: почти 360 тысяч семей в связи с рождением первого ребёнка и ещё 410 тысяч – в связи с рождением второго.
В повестке дня – законопроект о продлении сроков дачной амнистии. Напомню, эту тему я обсуждал с депутатами, когда встречался перед отчётом, и во время самого отчёта этот вопрос был задан. Мы договорились сделать максимально удобным для людей процесс оформления прав на дома, которые они ранее построили на садовых участках, будь это летняя дача, садовый дом или капитальный жилой дом, в котором можно жить круглый год. Подготовлен законопроект, которым мы продлеваем до 1 марта следующего года срок упрощённой регистрации прав на такое жильё. То есть людям пока не нужно направлять уведомления, нужно просто этим периодом воспользоваться.
Есть несколько других законопроектов, они касаются квотирования выбросов в атмосферу в рамках реализации проекта «Чистый воздух» в составе национального проекта «Экология». Этот эксперимент начинается в 12 городах. Целый ряд решений предусматривает необходимые меры по исполнению поручений Президента и моих поручений. Я неделю назад на эту тему собирал коллег. В порядке исполнения того, что не было сделано, сегодня несколько решений тоже принимается.
Мы также распределяем деньги в региональные бюджеты, некоторые другие решения тоже сегодня с вами примем.
23 мая 2019 года президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин принял участие в заседании итоговой коллегии Минэкономразвития России.
Обсуждались итоги деятельности ведомства за 2018 год и задачи на 2019 год.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что одной из задач ведомства является обеспечение необходимых темпов роста экономики и развитие конкурентной среды.
«Надо продолжить формирование современного нормативного регулирования в этой части. Речь идёт о законодательном ограничении присутствия государства на конкурентных рынках, в частности, на создание там унитарных предприятий и иных компаний, непосредственно контролируемых государством. Здесь важны конкретные механизмы качественных изменений в электронных торгах при продаже приватизируемого имущества и работа по обеспечению равного и бесплатного доступа для участия в этих торгах. И её нужно, конечно, продолжить», - сказал он.
Глава правительства подчеркнул, что работа по улучшению деловой среды и повышению инвестиционной активности должна быть развёрнута прежде всего в регионах, в том числе в рамках Стратегии пространственного развития.
«Выполнение этой стратегии в большей степени зависит от региональных властей, но это не значит, что федеральная власть здесь должна просто наблюдать за тем, что происходит в регионах. С другой стороны, мы понимаем, что есть ряд принципиальных моментов, за которыми нужно следить. Нам нужно выстроить эффективную систему мониторинга выполнения национальных целей развития как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Для этого в кратчайшие сроки нужно завершить пересмотр системы ключевых показателей эффективности, которые заложены в госпрограммах», - сказал Дмитрий Медведев.
Министр экономического развития Максим Орешкин сообщил о том, что инфляция в России на конец 2019 года может опуститься ниже 4%.
"Сейчас наша команда прогнозистов не исключает, что по итогам года инфляция может опуститься даже ниже уровня 4% по оптимистичному сценарию. Ситуация, конечно, говорит о том, что есть необходимость стимулирования совокупного спроса", - сказал он.
Министр указал, что инфляция уже замедлилась до уровня ниже 5,1% в годовом выражении.
Согласно официальному прогнозу Минэкономразвития, инфляция на конец 2019 года должна составить 4,3%.
Модель для достижения годового темпа роста ВВП России на уровне более 3% пока не сформирована, добавил Орешкин.
"Очевидно, что модель экономического роста, которая может обеспечить показатель на уровне 3% и выше, пока еще окончательно не сформирована", - сказал он.
Министр подчеркнул, что экономический рост продолжается 12 месяцев подряд и в 2018 году достиг 2,3%. При этом в первом квартале этого года произошло замедление темпа роста ВВП до 0,5%.
"Это замедление не носит системный характер - отклонение от тренда вызвано разовыми факторами. Причины их понятны, главная из них - это слабость конечного спроса на фоне синхронного ужесточения налоговой и денежно-кредитной политики", - отметил глава Минэкономразвития. Орешкин пояснил, что речь идет о повышении ставки НДС и ключевой ставки ЦБ РФ (в конце 2018 года).
Реформа государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд России, Фонд соцстрахования и Фонд обязательного медицинского страхования) может дать позитивный результат при правильном оформлении, считает Орешкин.
"Сегодня предложили (реформировать фонды), значит дискуссия по данному вопросу только началась. Но очевидно, что у нас три крупных фонда - каждый со своей поддерживающей инфраструктурой. Здесь, конечно, реформы и изменения могут дать позитивный результат", - сказал он журналистам. При этом Орешкин подчеркнул, что важно грамотно выстроить такие изменения.
Ранее глава РСПП Александр Шохин, являющийся координатором стороны работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заявил ТАСС, что предложения Минтруда об изменении правового статуса внебюджетных государственных фондов могут быть обсуждены на заседании комиссии в правительстве 31 мая.