Семинар «Образование и бизнес: лучшие практики взаимодействия»
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 03 июля 2016 года № 238-ФЗ, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 2042-р АНО «Национальное агентство развития квалификаций» осуществляет организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку развития национальной системы квалификаций и выполняет функции базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров (далее – базовый центр подготовки кадров).Базовым центром подготовки кадров с участием отраслевых советов по профессиональным квалификациям, субъектов Российской Федерации при поддержке Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и Минтруда России реализуются проекты по формированию и внедрению лучших практик в области подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Приглашаем заинтересованные организации и ведомства к участию в семинаре «Образование и бизнес: лучшие практики взаимодействия». На семинаре будут представлены:
- современные подходы к информированию молодёжи (школьников, студентов, молодых специалистов) о рынке труда, осознанному планированию карьеры, повышению профессиональной мобильности;
- система методической и кадровой поддержки развития наставничества на рабочем месте;
- новые механизмы кадрового обеспечения высокотехнологичных и наукоемких предприятий;
- проект рамки общих компетенций (soft skills), востребованных на рынке труда в условиях перехода к новому экономическому укладу, методики их развития и оценки;
- рейтинговый подход к выявлению лучших практик цифровизации среднего профессионального образования, поддержки внедрения цифровых инструментов в образовательную деятельность техникумов и колледжей.
Участники семинара смогут получить подробную информацию о реализуемых проектах и формах участия в них.
Семинар состоится 10 февраля 2021 года с 10:00 до 12:30 (МСК) в дистанционном формате. Участие в семинаре бесплатное.
Контактное лицо по вопросам организации семинара: Студзинская Наталья Евгеньевна, 8(495) 966-16-86, доб. 1001; nstudzinskaya@nark.ru.
Для участия в мероприятии необходимо пройти электронную регистрацию - https://bc-nark.ru/news/57280/. После регистрации на указанную электронную почту Вы получите ссылку на подключение к мероприятию.
Справка о проектах Базового центра подготовки кадров
Национального агентства развития квалификаций
Деятельность Базового центра направлена на решение задач обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в соответствии с актуальными и перспективными требованиями рынка труда . Для этого мы организуем внедрение в подготовку кадров инструментов национальной системы квалификаций (далее - НСК): национальной рамки (уровней) квалификации, профессиональных стандартов и требований к квалификациям, отраслевых систем (рамок) квалификации, независимой оценки квалификации, цифровых ресурсов НСК. Также мы занимаемся развитием иных механизмов взаимодействия бизнеса и образования: готовим предложения по совершенствованию нормативных правовых условий участия работодателей в подготовке кадров, проводим мониторинг взаимодействия работодателей и образовательных организаций, формируем общедоступную базу данных лучших практик подготовки кадров, поддерживаем их развитие и тиражирование.
Наши проекты дают возможность молодежи осознанно строить профессиональную карьеру, подтверждать первую квалификацию бесплатно и тем самым повышать конкурентоспособность на рынке труда.
Работодателям - формировать заказ системе образования, минимизировать затраты на оценку кандидатов и доучивание персонала, развивать наставничество на производстве и в целом управлять кадрами более эффективно.
Система образования получает сигнал от рынка труда, ответы на вопросы кого и как необходимо готовить, возможность сформировать систему устойчивого взаимодействия с работодателями.
Проект «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ – КОНСТРУКТОР КАРЬЕРЫ» направлен на информирование молодёжи о рынке труда, создание условий для осознанного планирования карьеры, повышения профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.
Национальная система квалификаций - эффективный инструмент, который обеспечивает уверенную навигацию в мире квалификаций и построение карьеры:
- профессиональные стандарты помогают сориентироваться, какую профессию или специальность выбрать, как ее освоить;
- независимая оценка квалификации - сформировать уверенность в собственных силах, мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда;
- цифровые ресурсы упрощают поиск и определение востребованных квалификаций, помогают спроектировать траекторию развития карьеры, подготовиться и пройти независимую оценку квалификации.
Проект реализуется с 2019 года. В 2021 году в рамках проекта планируется:
1) Проведение на электронной платформе Национального агентства опроса для изучения готовности студентов и молодых специалистов к построению карьеры и применению в этих целях инструментов национальной системы квалификаций.
2) Масштабирование практики проведения промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования с применением независимой оценки квалификации. Организационные, методические, финансовые и информационные механизмы совмещения аттестации обучающихся с независимой оценкой квалификации отработаны в 2018-20 гг. в рамках проекта «Профессиональный экзамен для студентов». Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям рекомендовал Минобрнауки России использовать опыт и результаты данного проекта при реализации пилотного проекта по проведению независимых профессиональных экзаменов в высшем образовании, предусмотренного поручениями Президента Российской Федерации. Материалы, необходимые для тиражирования практики размещены в открытом доступе на сайте Базового центра. https://bc-nark.ru/projects/education/profexam/docs/.
3) Формирование и развитие системы поддержки профессионального и карьерного развития студентов и молодых специалистов с применением инструментов национальной системы квалификации на уровне колледжа или вуза и их партнеров-работодателей, или на региональном уровне. Реализация мероприятия поддерживается курсами повышения квалификации «Проектирование системы поддержки профессионального и карьерного развития студентов и молодых специалистов» (https://bc-nark.ru/projects/education/levelup/programs/1020/).
4) Внедрение учебной дисциплины «Карьерное моделирование» (реализуется в рамках вариативной части образовательной программы). В рамках проекта разработано пакетное решение, включающее примерную программу дисциплины (https://bc-nark.ru/projects/education/levelup/programs/1019/), электронное учебное пособие «Карьерное моделирование: от цели к реализации» (https://bc-nark.ru/projects/education/constructor/textbook/), курсы повышения квалификации для преподавателей (https://bc-nark.ru/projects/education/levelup/programs/1019/)..
В 2021 году мы хотим обсудить с участниками проекта потребность методическом и кадровом обеспечении применения инструментов национальной системы квалификаций для формирования и развития системы поддержки профессионального и карьерного развития молодых специалистов на предприятиях, профориентационной работы со школьниками и их родителями, сопровождения профессионального развития студентов вузов. В случае востребованности такие мероприятия будут включены в план реализации проекта.
Подробнее о проекте можно ознакомиться на сайте – https://bc-nark.ru/projects/education/constructor/.
ПРОЕКТ «Квалификация НАСТАВНИК» направлен на продвижение лучших практик, формирование методического и кадрового обеспечения развития наставничества на рабочем месте. Он реализуется с 2019 года.
Создание условий для развития наставничества – одна из задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (п. 5б).
Участники проекта - руководители и HR-специалисты компаний и учебных центров предприятий, наставники, руководители и методисты образовательных организаций.
На большинстве предприятий наставничество существует давно, и как отработанная технология оно ушло на периферию сознания специалистов по управлению персоналом и руководителей, без притока новых идей стало существовать по инерции. По заказу руководства крупных предприятий - участников проекта мы совместно готовим и проводим проектно-аналитические сессии, позволяющие спроектировать контуры новой модели, разработать план развития наставничества.
Сегодня в среднем профессиональном образовании внедряется «Методология (целевая модель) наставничества обучающихся» (Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. № Р-145). Ее реализация в профессиональных образовательных организациях требует конкретизации целей и выстраивания механизмов организации наставничества студентов в период практики. В рамках проекта мы можем принять участие в ваших мероприятиях по обсуждению данного вопроса, совместно спланировать и провести проектно-аналитическую сессию на региональном уровне и(или) в сети образовательных организаций и их партнеров-работодателей.
В 2019 году в рамках проекта разработаны и опубликованы рекомендации для HR по развитию наставничества в организации (https://bc-nark.ru/upload/iblock/85d/Rukovoditelyam-i-HR.pdf) и «Руководство для наставников на рабочем месте» (https://bc-nark.ru/upload/iblock/417/Rukovodstvo_dlya_nastavn.pdf). Предлагаем вам принять участие в их апробации: обсудить и попробовать применить на практике, дополнить примеры и усовершенствовать изложенные положения.
Мы регулярно организовываем мероприятия по обмену опытом с участием носителей лучших практик (образовательных организаций и работодателей), открытые публичные мероприятия по вопросам наставничества на рабочем месте. В рамках таких мероприятий вы можете представить свой опыт, провести тренинг, мастер-класс, сессию, панельную дискуссию и т.д. (примеры проведенных мастер-классов: «Принципы работы с обратной связью и последствия их нарушения» - https://youtu.be/VuyuatBfBtw, «Общение в деятельности наставника» - https://youtu.be/KQbSC-yM7Uc). Приглашаем вас к участию в наших мероприятиях и готовы принять участие в ваших.
Высокую оценку руководителей и HR-специалистов получила программа повышения квалификации «Психолого-педагогический минимум наставника на производстве» (https://bc-nark.ru/projects/all/levelup/programs/1021/).
В 2021 году мы планируем, с учетом «обратной связи» от участников проекта, разработать программы обучения HR-специалистов и руководителей по вопросам развития наставничества на рабочем месте.
Хорошо организованное наставничество – эффективный инструмент управления персоналом и знаниями организации, значимый фактор повышения производительности труда, качества продукции и услуг. Это подтверждают результаты, достигнутые организациями – победителями и призёрами Всероссийского конкурса лучших практик наставничества на производстве, проведенного Базовым центром в 2019 году (описания практик: https://bc-nark.ru/projects/employers/best/base/archive/?nomination=937).
Подробнее о проекте можно ознакомиться на сайте - https://bc-nark.ru/projects/employers/mentor/
Проект «КОМПЕТЕНЦИИ XXI ВЕКА» направлен на построение системы общих компетенций (soft skills), востребованных на рынке труда в условиях перехода к новому экономическому укладу, методики их развития и оценки.
Его актуальность связана с ростом значимости общих компетенций для профессиональной успешности и построения карьеры, для развития человеческого капитала организации, отрасли, страны, и в то же время с разноголосицей в представлениях о них. Сегодня предлагается множество пересекающихся друг с другом, но не совпадающих перечней и описаний общих компетенций, в которых они оказываются неотличимы от личностных качеств, а порой и психофизиологических характеристик человека, размыта грань между компетенциями и умениями, при построении перечней, как правило, не рассматривается вопрос различий в требованиях к общим компетенциям в зависимости от уровня квалификации, характера профессиональной деятельности. Это приводит к отсутствию преемственности в развитии общих компетенций на разных уровнях общего и профессионального образования, в процессах обучения и развития персонала, и в целом при решении задач кадрового обеспечения организации, отрасли, региональной и национальной экономики.
В 2020 году в рамках предпроектной работы мы провели анализ больших данных – требований работодателей к общим компетенциям (анализ вакансий) и их предложений соискателями (анализ резюме), корпоративных моделей общих компетенций и практик их оценки, изучили отечественный и зарубежный опыт.
Анализ показал, что, несмотря на разнообразие, везде представлен примерно идентичный набор требований. Его удалось свести к четырем компетенциям, имеющим интегративный характер: «решение проблем», «работа с информацией», «работа в команде и управление людьми», «самоменеджмент (self-менеджмент)». Далее был сформирован проект национальной рамки общих компетенций. Он содержит описания перечисленных компетенций, дифференцированные по 9-ти уровням квалификации, фиксируемым в национальной системе квалификаций Российской Федерации (приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»).
Перечень и описания имеют универсальный характер. На их основе может и должно проводиться описание характеристик общих компетенций применительно к видам профессиональной деятельности и профессиональным квалификациям, а затем и оценка сформированности путем выполнения заданий (решения задач) профессиональной деятельности.
Если вам интересна проблема развития и оценки общих компетенций, в рамках проекта вы сможете при консультативно-методической поддержке экспертов Национального агентства:
- сформировать характеристики общих компетенций с учетом отраслевых особенностей или особенностей области профессиональной деятельности, или конкретных профессии (специальности), профессиональной квалификации и т.п.
- разработать средства для оценки общих компетенций, совмещенной с оценкой профессиональных компетенций;
- провести оценку общих компетенций студентов или работников и сформировать программу их развития.
Если у вас есть интересный опыт описания, развития и оценки общих компетенций, вы можете принять участие во Всероссийском конкурсе лучших практик «Компетенции XXI века» (старт конкурса – февраль 2021 года).
Проект «КАДРЫ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»
Использование высоких технологий влияет на современный рынок труда, формирует новые требования к кадрам, а значит, необходима отработка новых механизмов кадрового обеспечения высокотехнологичных и наукоемких предприятий.
«Кадры для высокотехнологичного предприятия» - новый проект Базового центра.
В процессе его реализации планируется отработка технологии формирования системы квалификаций предприятия на базе информационного ресурса «Отраслевая рамка квалификации» (https://ork.nark.ru/) и ее использования для определения квалификационных разрывов, планирования актуальных и перспективных потребностей в кадрах, формирования заказа на их подготовку и повышение квалификации персонала, включая требования к результатам, организации и содержанию обучения. В зоне внимания проекта вопросы взаимодействия предприятия с организациями, осуществляющими подготовку кадров, в том числе целевого обучения и сетевой реализации образовательных программ, практикоориентированной подготовки под рабочее место, а также мотивации профессионального и карьерного развития работников, обучения в корпоративных учебных центрах.
Важным фактором развития современного высокотехнологичного и наукоемкого производства является появление новых квалификаций и обновление существующих профессий, в том числе изменение требований к компетенциям работников, как профессиональным, так и общим. Поэтому одним из направлений реализации проекта является апробация синхронизированной разработки или актуализации профессиональных стандартов, квалификаций и образовательных программ, сборки квалификаций под заказ.
Обе составляющие проекта относятся не только к тем специалистам, которые работают в высокотехнологичных отраслях экономики, но и к тем, которые готовят кадры для высокотехнологичного производства.
Проект «РЕЙТИНГ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КОЛЛЕДЖЕЙ» решает задачи
- выявления лучших практик цифровизации среднего профессионального образования;
- поддержки внедрения цифровых инструментов в образовательную деятельность техникумов и колледжей, в том числе со стороны органов управления образованием;
В 2021 году будет разработана и апробирована методика рейтингования и сформирован рейтинг цифровой трансформации колледжей.
Колледжи и техникумы смогут увидеть направления и ориентиры для развития, познакомиться с лучшими практиками внедрения и использования цифровых инструментов.
Лидеры рейтинга получат сертификаты, а также возможность представлять свои практики на публичных мероприятиях Базового центра Национального агентства развития квалификации.
Базовый центр заинтересован в активных, открытых новому и готовых в 2021 году принять участие в апробации методики рейтинга образовательных организациях.
Также приглашаем к участию в проекте независимых общественных экспертов.
А тех, кто готовит рабочие кадры и специалистов среднего звена уже сейчас приглашаем ответить на 2 коротких вопроса о заинтересованности в участии в проекте, перейдя по ссылке https://opros.nark.ru/polls/178.
Мониторинг взаимодействия работодателей и образовательных организаций
Впервые мониторинг взаимодействия работодателей и их объединений, иных организаций, представляющих профессиональные сообщества, с организациями, осуществляющими образовательную деятельность при решении задач кадрового обеспечения, был проведен Базовым центром в 2019 году.
По результатам опроса мы узнали, что и работодатели, и представители образования наиболее перспективным направлением развития взаимодействия считают наставничество. Именно поэтому мы развиваем проект «Квалификация НАСТАВНИК».
В ответ на запрос о методическом и кадровом обеспечении применения профессиональных стандартов при разработке образовательных программ Базовым центром разработаны и реализуются программы повышения квалификации (https://bc-nark.ru/projects/education/levelup/programs/?direction=532).
Познакомиться с результатами предыдущего цикла мониторинга, проведенного в 2019 году, увидеть многообразие современных форм взаимодействия бизнеса и образования можно, пройдя по ссылке https://bc-nark.ru/upload/iblock/840/Monitoring.pdf.
Приглашаем Вас принять участие в новых опросах:
- опрос работодателей о взаимодействии с образовательными организациями https://opros.nark.ru/cp/academy/poll/polls/176
- опрос образовательных организаций о взаимодействии с работодателями https://opros.nark.ru/polls/179
Выскажите свое мнение до 26.02.2021 включительно.
Анализ результатов мониторинга и сопоставление ответов работодателей и образовательных организаций поможет выявить актуальные сегодня и перспективные направления взаимодействия, понять, что необходимо для его развития, повышения качества подготовки кадров. Мы увидим динамика результатов 2019-2021 гг. и сможем определить тенденции развития взаимодействия.
Результаты мониторинга будут размещены на сайте и представлены на публичных мероприятиях Национального агентства развития квалификаций.