Тема социального партнерства относится к числу основных приоритетов РСПП.
По мнению членов РСПП, эффективность трудовых отношений, несмотря на резкое снижение числа открытых трудовых конфликтов, невысока. Качество рабочей силы, устойчивость коллективов, снижение социальных рисков для российского бизнеса стали факторами конкурентоспособности.В 1994 году РСПП инициировал создание Координационного совета объединений работодателей (КСОРР). Его главная цель - представительство интересов бизнеса в органах социального партнерства на федеральном уровне (Российская трехсторонняя комиссия), а также в международных организациях - Международной организации труда и Международной организации работодателей. Сегодня из 35 организаций бизнеса, представленных в КСОРР доминируют члены РСПП.
Ответом на новые вызовы стало создание в декабре 2005г. Общероссийского объединения работодателей <Российский союз промышленников и предпринимателей>.
Менее чем за 1 год OOP РСПП превратилось в крупнейшую организацию в России, продвигающую интересы и защищающую права работодателей.
РСПП также создал специальный Комитет по трудовым отношениям и социальному партнерству, который возглавил Председатель Общероссийского объединения работодателей <Координационный совет объединений работодателей России> О.В. Еремеев.
Первый съезд Общероссийского объединения работодателей <Российский союз промышленников и предпринимателей> (апрель 2006г.) принял Постановление по вопросам развития трудовых отношений и социального партнерства.
Определены основные приоритеты и стратегические позиции РСПП:
Социально-трудовые отношения, способствующие конкурентоспособности компаний, экономики и росту качества жизни: социально-трудовые отношения должны способствовать устойчивому развитию, высокой конкурентоспособности и увеличению доходов предприятий, росту производительности труда, безопасности рабочих мест, профессиональному и карьерному росту, обучению и саморазвитию работников, повышению качества и уровня их жизни, достижению разумного баланса между рабочим и свободным временем.
Качественные и результативные взаимоотношения между работодателем и работником: взаимоотношения между работодателем и работником, индивидуальные и коллективные договоры, соглашения должны быть качественными и результативными. Совершенное трудовое законодательства: социально-трудовые отношения должны. развиваться в сторону упрощения, прозрачности и меньшей зарегулированности. Эффективные социальные решения: государством и бизнесом должны приниматься только эффективные и взвешенные решения в сфере занятости, миграции, качества рабочей силы, профессионального образования и обучения, заработной платы, промышленной и экологической безопасности, охраны труда и здоровья, социального страхования, пенсионного обеспечения работников.
Благоприятный предпринимательский климат: благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат, который необходим для успешного развития бизнеса, роста его конкурентоспособности и укрепления социально - трудовых отношений. Позитивная репутация бизнеса: позитивная репутация компаний через продвижение принципов устойчивого развития, этических норм ведения бизнеса, создание и поддержку инструментов нефинансовой отчетности. Готовность РСПП к эффективной и долгосрочной работе предполагает:
- завершение в основном в течение 2006 года организационного построения Объединения при непосредственном и активном участии в этом процессе региональных и отраслевых объединений работодателей. Сегодня более 90 организаций работодателей вошли в число членов OOP РСПП;
- участие представителей Объединения в трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, а также иных органах с участием социальных партнеров; при необходимости обновить или укрепить представительство Объединения в этих органах. Б подавляющем числе субъектов Российской Федерации организации РСПП возглавляют региональные Трехсторонние комиссии по реагированию социально-трудовых отношений и являются участниками соответствующих трехсторонних соглашений;
повышение эффективности взаимодействия с общероссийскими объединениями работодателей, не входящими в Объединение, прежде всего, через Координационный Совет объединений работодателей России (КСОРР), включая выработку согласованных позиций и координацию действий в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, взаимоотношения с федеральными органами государственной власти. Международной организацией труда, Международной организацией работодателей. В 2007 г. завершается действие Генерального соглашения между представителями бизнеса, власти и профсоюзами. Ключевая ближайшая задача - выработка единой позиции (платформы) членов РСПП в области социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений, а также обоснование, формулирование и проведение согласованной политики.
В основу будущей позиции РСПП закладывает следующие принципы, способствующие формированию современных трудовых отношений и эффективному социальному диалогу:
- решения, связанные с рабочим местом, должны основываться на совместных интересах работодателя и наемного работника, на сотрудничестве, быстром и своевременном урегулировании разногласий;
- расходы на персонал, в том числе заработная плата и социальные выплаты работникам, должны увязываться с производительностью и результатами труда каждого работника и предприятия в целом;
- договоренности и взаимные обязательства работодателей и наемных работников должны быть ясными, измеримыми, достижимыми и непротиворечивыми;
работодатели и работники (представители работников) способны самостоятельно, без избыточного вмешательства государства, регулировать отношения, в том числе путем заключения индивидуальных и коллективных трудовых договоров, соглашений;
- объединения работодателей и профессиональные союзы (представители работников), образованные на принципах добровольности и свободы объединения, должны стремиться к заключению таких соглашений, которые поддерживают эффективные трудовые отношения непосредственно на рабочем месте;
- объединения работодателей должны способствовать развитию доступных и качественных консультаций и услуг для работодателей, направленных на заключение эффективных индивидуальных и коллективных трудовых договоров и соглашений;
- должны использоваться и развиваться досудебные и внесудебные инструменты урегулирования разногласий и споров, связанных с трудовыми отношениями.
Социальное страхование
Действующая система страховой защиты работников в связи с утратой заработка, по мнению РСПП, не может полноценно обеспечить приемлемый уровень возмещения утраченного работником заработка.
В системе обязательного социального страхования сохраняются системные проблемы. Добровольное корпоративное и индивидуальное социальное страхование не получает должного распространения и поддержки.
Свою принципиальную позицию и намерения РСПП сформулировал в специальном решении Бюро Правления "О развитии системы социального страхования>.
По мнению РСПП, общая цель государства, бизнеса и профсоюзов состоит в формировании современной, экономичной и эффективной системы социального страхования работников от социальных рисков, связанных с временной утратой заработка (дохода).
Обязательное медицинское и социальное страхование должно быть переведено на реальные страховые принципы.
Должны быть созданы благоприятные условия для развития добровольного социального страхования (включая взаимодополняемость обязательного и добровольного социального страхования), расширения доступа к негосударственному корпоративному и индивидуальному социальному страхованию.
О финансировании пособий по временной нетрудоспособности. Позиция РСПП
РСПП считает важным своевременно формулировать и продвигать свою позицию по <частным> вопросам социального страхования. Один из них финансирование пособий по временной нетрудоспособности.
В 2004 г. была введена норма, предусматривающая оплату первых двух дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Ее заявленная цель компенсация прогнозировавшегося дефицита средств ФСС РФ в связи со снижением ставки единого социального налога (ЕСН).
Работодатели высказывались против этой нормы. Позиция РСПП сформулирована Бюро Правления 10 сентября 2006г.
По мнению РСПП, вывод из страховой системы оплаты пособий по временной нетрудоспособности в первые два дня:
несет риск сокрытия работником возникшего заболевания и
представляет собой скрытое увеличение налогообложения фонда заработной платы и косвенный рост ЕСН в части обязательного социального страхования.
Дефицит средств ФСС РФ не состоялся. ФСС РФ сформировал значительный профицит бюджета. "Сэкономленные" средства используются как бюджетозамещающий источник финансирования нестраховых пособий и выплат
РСПП считает необходимым вернуться к порядку оплаты первых двух дней временной нетрудоспособности, действовавшему до 2005 года, и обеспечить финансирование пособий по временной нетрудоспособности по социальному страхованию с первого дня за счет средств ФСС РФ.