Инновационные муниципалитеты ?
Инновационные муниципалитеты ?В России полным ходом идет реализация Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и специалисты уже делают определенные выводы о практике его применения. Отмечается, что одновременно новый Закон расширяет границы вмешательства государства в решение вопросов местного значения, создавая неоправданные барьеры на пути именно самостоятельному поиску направлений и путей социально-экономического развития. И в гораздо меньшей степени в ходе российской муниципальной реформы звучит «экономическая» составляющая развития, хотя во многих странах с развитым местным самоуправлением именно это является одной из основных забот местного самоуправления. Многие вопросы, активно обсуждающиеся сегодня в ходе реформы местного самоуправления в России, касаются именно экономического развития, причине вопросы перспективы, вопросы устойчивого развития, подготовки резерва иновационно-ориентированных руководящих и рабочих кадров остаются, как правило, без внимания. Отечественный опыт показывает, что местное самоуправление — это всегда комбинация интересов различных институциональных структур, в том числе бизнеса. И, хотя во многих случаях экономические интересы предпринимателей не совпадают с потребностями местного сообщества, перспектива развития которого предопределена политикой эффективного использования природных ресурсов, однако обеспечивают создание новых рабочих мест и стимулируют рост экономической активности.
В поисках механизма, обеспечивающего практическое взаимодействие бизнеса, науки и органов власти в границах определенной территории в Кемеровской области в муниципальном образовании «Кемеровский район» одновременно были реализованы несколько проектов инновационного типа на основе научно-технических разработок, созданных и запатентованных учеными вузов Кузбасса. Чтобы добиться максимального эффекта, была поставлена еще одна задача — проекты должны взаимно дополнять друг друга. Также необходимо было добиться того, чтобы затраты на внедрение новых разработок, технологий были минимальными , а полученный экономический эффект — в разы больше. Отобранные проекты отражали общую специфику МО Кузбасса. В комплекс проектов под общим названием «Обеспечение устойчивого социально-экономического развития МО «Кемеровский район» на основе внедрения эффективных ресурсосберегающих технологий» вошли четыре инновационных проекта. Усилия трех университетов и Инновационного научно-производственного центра «ИННОТЕХ», КРО РСПП были направлены исключительно на решение важнейших муниципальных проблем, начиная с теплоснабжения и заканчивая питанием. Не трудно понять интерес руководителей МО к сотрудничеству, когда «наука» реально снижает затраты на ЖКХ, стабилизирует сельскохозяйственное производство, закладывает возможность производства высокотехнологичной продукции, в том числе обладающей экспортным потенциалом, позволяет тиражировать уже полученный опыт. Таким образом, закладывается механизм устойчивого социально-экономического развития муниципального образования. Опыт убедил, что совместные усилия власти, бизнеса и науки, направленные на взаимовыгодное сотрудничество в границах одной территории, позволяют получить значительный экономический и социальный эффект. Совокупный эффект от реализации комплекса проектов превзошел все ожидания. Результаты проекта демонстрировались на VI Московском международном салоне инноваций и инвестиций, где ИНПЦ «ИННОТЕХ» –руководитель комплекса проектов и Администрация МО «Кемеровский район» за реализацию проекта «Механизм сотрудничества «наука-власть-бизнес» были награждены «Золотой» медалью Салона. Все проекты были отмечены специальными дипломами за эффективные технологии, представленные в специализированном разделе Салона «Город: инновационные решения».
С целью развития опыта в текущем году в Кузбассе подготовлен к реализации очередной комплекс проектов под общим названием «Формирование у жителей МО мотивации инновационного мышления и повышение уровня их социальной активности на примере реализации апробированных проектов». Проекты будут реализованы на других территориях Кемеровской области: МО «Тяжинский район» и МО «Тисульский район». Проекты, включенные в комплекс, отражают специфику и проблемы местных сообществ.
Нужно отметить, что хронический недостаток собственных денежных средств и инвестиционных ресурсов в муниципальных образованиях серьезно ограничивают развитие предпринимательского сектора, особенно в инновационной сфере и МО не способны обеспечить финансами даже старт проектов. Естественно, что на прямое финансирование со стороны муниципальных образований рассчитывать не приходится, если даже от проектов ожидаются приличные коммерческие результаты. Тем не менее, как показал анализ, в российском законодательстве имеются некоторые фрагментарные механизмы, которые могут быть рекомендованы МО и которые были апробированы при реализации вышеуказанных проектов. Так, в Налоговом Кодексе РФ (ч. II , глава 25 «Налог на прибыль организаций») заложен финансовый механизм Фонда технологического развития, который признает для целей налогообложения в пределах 1,5 процента доходов (валовой выручки) налогоплательщика. Применительно к рассматриваемой теме можно сказать, что предприятия, хозяйствующие на территории МО, имеют возможность до 1,5% налогооблагаемой базы отчислять в местный фонд технологического развития, относя перечисленную сумму на себестоимость продукции и услуг . Такие фонды могут создаваться как органами местной власти, так и коммерческими структурами.
Другой, более доступный механизм, предполагает создание простого товарищества в соответствии со ст. 1041 ГК РФ. Членов товарищества может объединять договор о совместной деятельности. Форма простого товарищества позволяет его участникам вложить в общее дело деньги, имущество, профессиональные знания (в т.ч. интеллектуальную собственность), навыки и умения, деловую репутацию и деловые связи (п.1 ст.1042 ГК РФ). Участниками товарищества могут стать предприятия любой формы собственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование независимых дополнительных и существенных источников доходов в муниципальных образованиях возможно и в условиях действующего законодательства. Механизмы аккумулирования денежных средств в МО могут стать надежным ресурсом для устойчивого развития предпринимательского сектора. Необходимо лишь создать соответствующие условия. Инновационная политика может рассматриваться как ключевой механизм устойчивого социально-экономического развития территории, если будет поддерживать практическую реализацию нестандартных рыночных решений. Деятельность местных властей, в данном случае, предполагает обеспечение реализации бюджетоэффективных научных разработок, рыночную поддержку новых товаров и услуг.
Система подготовки кадров для инновационной сферы
Решение проблемы активизации инновационной деятельности в регионе во многом зависит от насыщения рынка труда специалистами, способными продвигать результаты научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции. Коллектив специалистов под руководством авторов статьи в 2006 году провел экспертный опрос среди руководителей и главных специалистов предприятий разных отраслей экономики Кузбасса и анализ инновационой активности в Кузбассе и федеральных округах России . Цель опроса – получение информации о востребованности в трудовых коллективах специалиста по управлению инновационной деятельностью и определение потребности в них на ближайшие годы.
Результаты опроса показали, что потребность в таких специалистах в настоящий момент формируется как крупными, так и малыми предприятиями, работающими в сфере научно-технологического бизнеса. В целом исследование показало, что предприятия региона готовы ежегодно принимать на работу 650 - 670 специалистов по управлению инновационной деятельностью. Предположительно рост данного показателя будет увеличиваться на 7-10% ежегодно.
Проведенное в регионе исследование позволило выявить целый ряд вопросов, решение которых имеет определяющее значение: наличие дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе; отставание предложений образовательных услуг от потребности рынка труда; плохое сопряжение сферы труда и сферы образования в области взаимодействия классификации профессий и специальностей.
Для поиска ответов на эти вопросы на базе межвузовского инновационного научно-производственного центра «ИННОТЕХ»,при содействии Кузбасского союза работодателей, был организован экспериментальный бизнес-адаптер молодых специалистов. Главная цель, которую преследовали создатели новой обучающей структуры, заключалась в том, чтобы профессионально и психологически адаптировать вчерашних выпускников к их будущей деятельности. Разрабатывая критерии отбора людей, с которыми предстояло работать, организаторы исходили, прежде всего, из такого понятия, как инновационный цикл. Известно, что идея от момента появления до момента внедрения должна пройти несколько стадий развития. Причем на каждом этапе требуется участие совершенно разных специалистов. Финансисты, экономисты, технологи, эксперты, менеджеры по презентациям, переводчики, журналисты – усилиями всех этих специалистов идея и превращается в конкурентоспособный товар. Выпускники, которым в результате защиты дипломов были присвоены подобные квалификационные категории и были приглашены для работы в адаптере. В течение полугода вчерашние студенты тренировались под контролем наставников, руководителей, работая над реальными проектами, представляющими собой заказы действующих предприятий региона. В результате молодые специалисты получили первый производственный опыт, который помог им уже после выпуска из стен адаптера успешно пройти конкурсные отборы работодателей. Сегодня все те, кто прошел через адаптер, успешно работают в организациях и на предприятиях области. Столь позитивные результаты говорят сами за себя. Бизнес-адаптер молодых специалистов имеет полное право на существование. Видится целесообразным, что проблему финансирования такой структуры, как бизнес-адаптер, должна решить местная власть. И чем скорее она это сделает, тем быстрее можно будет удовлетворить все возрастающую потребность Кузбасских предприятий в квалифицированных и опытных менеджерах-новаторах.
С.М. Никитенко, к.э.н.,член Правления Кемеровского регионального отделения РСПП, начальник НИС ГУ КузГТУ, директор ИНПЦ «ИННОТЕХ»
И.К.Белых ,исполнительный директор Кузбасского союза работодателей, Кемеровского регионального отделения РСПП