«Кризис не отменяет крупные инвестиционные проекты в российском ТЭКе» (Известия, №239)
Разрабатываемая в настоящее время Энергетическая стратегия России до 2030 года — один из основополагающих документов в планах экономического развития нашей страны на ближайшие десятилетия. От инвестиций Ж в ТЭК во многом зависит будущее всех других отраслей отечественной промышленности, ведь без энергии они ничто. В текущей редакции рабочего проекта Стратегии уже есть цифры требуемых инвестиций, но уже не раз высказывались сомнения в том, насколько они будут достаточными. О будущем российского ТЭКа, а также о влиянии мирового экономического кризиса на его развитие «Известиям» рассказал заместитель генерального директора по науке Института энергетической стратегии Алексей Громов.вопрос: Алексей Игоревич, насколько привлекателен сегодня энергетический сектор экономики России для инвесторов?
ответ: Инвестиции в российский ТЭК в 2007 году составили 1,4 трлн руб., или 28,6% от суммарных вливаний в национальную экономику. Основными направлениями для инвестиций был нефтяной комплекс, электроэнергетика и газовая промышленность, аккумулировавшие в сумме 96% капиталовложений. Но, несмотря на то, что суммы вкладываются значительные, получаемых средств на полноценную модернизацию ТЭКа не хватает. Как следствие — серьезный износ основных фондов. В электроэнергетике и газовой промышленности — до 58%, в нефтепереработке—до 80%.
в: Какова динамика инвестиций в энергетический сектор в 2007 году, в середине и конце 2008-го? Как, по вашему мнению, кризис скажется на инвестиционной привлекательности российского ТЭКа в 2009 году?
о: Экономический кризис привел к тому, что большинство компаний, в связи с резким падением доходов, сократили свои инвестиционные программы. Однако следует ожидать, что в целом динамика инвестиций в нынешнем году останется по сравнению с предыдущим годом положительной. Более точные выводы можно будет делать только после поступления финансовой отчетности основных предприятий .ТЭКа за 2008 год. Однако необходимо подчеркнуть, что кризис не отменяет крупные инвестиционные проекты в российском ТЭКе, а лишь сдвигает сроки их реализации на более поздний период. Для вывода отрасли из кризисной ситуации активнее, чем предполагалось, будет реализовываться государственная энергетическая политика: будут созданы необходимые институциональные и нормативно-правовые условия, отлажены механизмы тарифного и налогового регулирования энергетики.
Более того, Энергетическая стратегия рассматривает текущий кризис не только как негативный фактор, но и как потенциальную возможность для перехода российского энергетического сектора на ускоренное инновационное развитие.
Поэтому сегодня не стоит говорить о существенных негативных изменениях инвестиционного климата в российской энергетике. Подтверждением этому служит, в частности, тот факт, что Путин в разгар кризиса утвердил проект строительства второй ветки БТС-2, а это очень крупный инфраструктурный проект для российской нефтяной отрасли. Таким образом, модернизация отрасли и создание всех необходимых условий для ее развития продолжатся и в кризисный период.
в: К 2030 году, согласно энергетической стратегии России, объем инвестиций в ТЭКе составит $1,87 трлн. Этого хватит на переоборудование, полную замену изношенных основных фондов? о: Потребности отрасли заметно выше. Согласно последней редакции рабочего проекта энергетической стратегии России, для устойчивого функционирования, модернизации и развития ТЭКа потребуется не менее $2,6 трлн в ценах 2005 года. А с учетом капиталовложений в энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии и автономной энергетики объем необходимых инвестиций может достичь $3,1 млрд.
Главной сферой привлечения инвестиций станет электроэнергетика: предполагается, что отрасль аккумулирует свыше 40% всех средств. В добычу, переработку и транспортировку газа, как планируется, будет направлено около 30% суммарных капиталовложений в ТЭК. Нефтяной комплекс привлечет порядка $700 млрд, или 25% инвестиций в российскую энергетику. В основном инвестиции будут осуществляться за счет собственных средств отечественных и зарубежных компаний, а также путем привлечения кредитов, в том числе под государственные гарантии.
Важно отметить, что при росте абсолютных объемов инвестиций в ТЭК энергетическая стратегия предполагает снижение доли отрасли в общем объеме капиталовложений в национальную экономику с нынешних 29% до 12—15% в 2030 году, в: Что препятствует привлечению средств в энергетику?
о: Нестабильность нормативно-правовой базы, несовершенство институциональной среды и рыночной инфраструктуры, высокая налоговая нагрузка на предприятия ТЭКа, не позволяющая им проводить активную инвестиционную политику. Остается неурегулированным вопрос доступа независимых производителей к энергораспределительным сетям, сохраняется проблема недобросовестной конкуренции в отдельных отраслях ТЭКа. Негативно сказывается на инвестиционном климате в отрасли наличие большого количества административных барьеров, прямое государственное ценовое и тарифное регулирование в электроэнергетике и газовой промышленности, в: Каковы могут быть способы устранения этих препятствий? При каких условиях возможен рост инвестиций? о: Для создания благоприятных инвестиционных условий в ТЭКе необходим комплекс мероприятий государственной энергетической политики. Снижение налоговой нагрузки может быть проведено путем изменения формулы расчета НДПИ, перехода к рентному налогообложению, повышения гибкости расчета акцизов и таможенных пошлин на экспорт энергоносителей, а также введения так называемых «налоговых каникул» на период окупаемости нового оборудования.
в: Какие направления в энергетике наиболее привлекательны для частного бизнеса и почему?
о: Наиболее открытой для привлечения частных инвестиций была и остается нефтяная промышленность. В последние годы приток капиталовложений в отрасль был в значительной степени связан с благоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть и нефтепродукты. Кроме того, нефтяная промышленность в меньшей степени подвергнута жесткому государственному регулированию на внутреннем рынке.
В газовой промышленности и в электроэнергетике государство реализует политику ценового и тарифного регулирования на внутреннем рынке, поддерживая заниженный уровень цен на энергоносители для промышленности и населения. Вместе с тем планируемая либерализация внутреннего рынка электроэнергии, завершить которую планируется к 201 1—2012 г., должна существенно повлиять на привлекательность электроэнергетики и расширить приток частных инвестиций в нее. Однако пока этого не происходит и основную инвестиционную нагрузку в отрасли продолжает нести государство.